В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: `Буду работать в этой стране до тех пор, пока есть `Мосфильм` Назад
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: `Буду работать в этой стране до тех пор, пока есть `Мосфильм`
Старейшей киностудии страны - 80 лет


24 января крупнейшей киностудии страны, если не сказать, первой, - "Мосфильму" - исполнилось 80 лет. Снято за это время тут более 2500 фильмов. Творили Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Пырьев, Александров, Герасимов, Ромм, Чухрай, Калатозов, Птушко, Тарковский, Бондарчук, Гайдай, Шукшин... История славная, что и говорить, а отсчет ее "Мосфильм" ведет с 1924 года. Так решили. Возникла киностудия на основе кинофабрик Госкино, созданных в 1923 году после национализации киноателье, некогда принадлежавших крупным российским кинопромышленникам. В 1927 году на Воробьевых горах заложили киногород. После объединения с Московской звуковой фабрикой предприятие назвали Московской объединенной фабрикой "Союзкино" им. 10-летия Октября. Свое нынешнее имя киностудия получила в 1936 году. В 1941-м оборудование "Мосфильма" вместе с творческими и производственно-техническими кадрами, как это называется на бюрократическом языке, эвакуировали в Алма-Ату. А на киностудии в это время был запущен цех спецназначения по производству деталей реактивных снарядов. Но уже в конце 1943-го все вернулось на круги своя. Так история старейшей киностудии стала историей страны.

Г.Александров, В.Пудовкин, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов... Классики в сборе
Г.Александров, В.Пудовкин, С.Эйзенштейн, Л.Кулешов... Классики в сборе

Ныне "Мосфильм" - федеральное государственное предприятие, занимающее 34 гектара земли, имеющее в своих арсеналах полезной площади в виде зданий и сооружений аж 180 тысяч квадратных метров. Около 10 тысяч квадратных метров занимают 13 мосфильмовских павильонов. Работают здесь около 1500 человек. К ним постоянно добавляются еще тысячи четыре - из тех, кто трудится на теле- и кинопроектах, создающихся на базе "Мосфильма". По производству сериалов "Мосфильм" держит пальму первенства. Всего же в настоящее время тут находится в производстве более 122 проектов, не считая роликов и рекламы.

Генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров уверен в том, что "Мосфильм" - лучшая студия в Европе. Недавно он попытался в этом убедить и   Владимира Путина, посетившего вверенную ему территорию   .

Звуковая аппаратура 1930-х годов
Звуковая аппаратура 1930-х годов

- "Мосфильм" и был задуман как уникальное производственное объединение. По качеству мы сегодня не уступаем любой другой студии, а вот с точки зрения количественной пока отстаем, - говорит Карен ШАХНАЗАРОВ. - Мы сегодня не можем построить столько декораций, как это удается сделать итальянской киностудии "Чинечитта". Зато там не осуществляется запись музыки, нет вообще ничего, связанного с музыкой. Перезапись делается на итальянском оборудовании, потому что по итальянским законам можно использовать только национальную технику, хотя существует более качественная. Лучшее оборудование - английское. Им-то и оснащен "Мосфильм". На "Чинечитта" нет костюмов и реквизита. Если взять любую европейскую студию, то окажется, что в целом каждая из них уступает "Мосфильму" в ряде компонентов.

Еще пять лет назад мы практически не делали полный фильм в системе "Долби". А сегодня, если у картины нет стерео-долби-звучания, то у нее нет никаких шансов выйти в широкий прокат. Даже если это будет супергениальная картина. От фильма требуется определенный уровень технического состояния. Для того чтобы сделать картину в системе "Долби", мало оборудовать одну только студию перезаписи в этой системе. Нужны световые приборы и камеры, которые не шумят. Нужно современное звукозаписывающее первичное оборудование. Если ставишь в сегодняшнем кинематографе одну технологическую задачу, то она моментально требует для своего решения воссоздания целой цепочки.

На съемках "Стачки" С.Эйзенштейна
На съемках "Стачки" С.Эйзенштейна

Сегодня на "Мосфильме" можно создавать картины на самом высоком технологическом уровне, соответствующие мировым стандартам. Российское кино в массе своей преодолело в технологическом отношении катастрофический разрыв, который наметился в середине 90-х. Я часто рассказываю историю, связанную с моей работой в жюри Шанхайского кинофестиваля. Было это году в 1994-м. В том жюри состоял и Оливер Стоун. Мы подружились. Стоун прежде русских картин не видел. И очень ждал российского конкурсного фильма. Состоялся показ. Картина та, название которой я не стану приводить, была вполне состоятельна в творческом отношении. Но по качеству изображения это была худшая лента. Даже северокорейская картина была лучше. Ужасная ситуация. Шок. Стоун, выходя с просмотра, с издевкой сказал: "Вот это и есть ваше российское кино?" Мне было стыдно.

Сейчас наши картины ничем не уступают в техническом отношении другим. Почему я так много говорю о технологии, будучи режиссером? Сегодня без этого не обойтись. Технология - это то, что определяет уровень картин. Творчество, художественное качество - это от Бога. На небесах решается, кому послать божественную искру. И это, по моему глубокому убеждению, от нас не зависит. А вот технология - это то, что мы способны сделать. Это профессия. Если мы хотим иметь сильное кино, то должны прежде всего иметь сильный кинематограф среднего уровня. Это подразумевает, что он должен быть технологически оснащен, потому что в современном кинематографе, если ты не делаешь таких картин, ты просто не попадаешь на экран вообще. У тебя нет шансов быть услышанным и увиденным.

Шумовое ателье прежних лет
Шумовое ателье прежних лет

Теперь руководство "Мосфильма" хочет превратить территорию киностудии не только в мощный производственно-технологический объект, а и в культурно-развлекательный центр, но без рулеток и джек-пота. Тут будут строить комплекс с кинозалами, кинематографическими развлечениями - своего рода киногородок с аттракционами. Студии необходимы новые павильоны, складские помещения, музей кино, большой и открытый для публики кинотеатр. Будет в недалеком будущем сооружен крупнейший в Европе павильон для подводных съемок.

Один только новый съемочный павильон обойдется в 3,5 миллиона долларов. Вложения инвесторов вкупе составят 30 - 35 миллионов долларов - планов грамадье. Тонстудия будет модернизирована уже за счет собственных средств. А вот реконструкция большого широкоформатного зала - за счет средств федерального бюджета.

Шахназаров не перестает говорить о статусе государственного унитарного предприятия, который удовлетворяет наилучшим образом потребностям студии и защищает "Мосфильм" от шероховатостей дня: "Мосфильм" - важная часть российской индустрии. Я это говорю, как режиссер. Буду работать в этой стране до тех пор, пока есть "Мосфильм". Не будет его - и многие режиссеры будут думать о том, куда им ехать и где снимать. В кинематографе самое важное - наличие технологической базы. Сегодня нет денег - завтра появятся. Деньги - не все. Важно иметь место и людей, которые могут производить кино".

Существует "Мосфильм" в основном на средства, которые сам зарабатывает. По-другому и быть не может, считает Шахназаров. Не все здесь пока доведено до совершенства. Рядом с отремонтированными корпусами есть и такие, на которые без слез не взглянешь. Да и не всех, по всей видимости, устраивает происходящее на "Мосфильме", не все проходит гладко, как выражаются некоторые руководители творческих объединений, идет притирка. Обширный список того, что снимается, с одной стороны, производит впечатление. А с другой... хотелось бы, чтобы почаще непосредственно "Мосфильм" продюсировал собственные кинопроекты, а не просто предоставлял свои площади пришлым коллегам, хоть он и называется все чаще кинофабрикой.

 

Светлана ИГОРЕВА

N4 (7412)      29 января - 4 февраля 2004г.

www.kultura-portal.ru



Док. 599148
Перв. публик.: 04.02.04
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 0

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``