В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Михаил Шишков: Проблемы и перспективы использования Интернета в науке, образовании и управлении Назад
Михаил Шишков: Проблемы и перспективы использования Интернета в науке, образовании и управлении
Вступление

Для того чтобы Россия перестала быть второсортной страной в вопросах использования современных компьютерных технологий, как в производстве, так и в образовании, науке и управлении, необходимо подобно петровской эпохи "бритья бород и обрезания кафтанов" перейти к эпохе поголовной компьютеризации: "от школьника до Президента", включая всех министров, академиков, губернаторов и депутатов. И если в начале и на самом верху данной цепочки уже в основном все в порядке, то на подступах к вершине предстоит еще очень много сделать. А тот, кто этого делать не может или не хочет, уже не должен быть дальше ни министром, ни академиком, ни губернатором, ни депутатом. Для этого нужен и хороший "кнут" и "сладкий пряник". Пока же нет ни то того, ни другого. И об этом далее по отдельным вопросам использования Интернета в высшем образовании, академической и вузовской науке, государственном и муниципальном управлении.

1.    Развитие информатизации в России и в мире

С 1995 по 2000 году число персональных компьютеров на 1000 человек населения в России увеличилось с 18 до 64 или в 3,5 раза, а с 2000 по 2006 еще более чем удвоилось и достигло 133 . Тем не менее, наша страна как была в 2000 году, так и осталась в 2006 по данному показателю на 37 месте в мире, уступая лидеру по данному показателю - Канаде, (956 компьютеров на 1000 жителей), более чем в 7 раз. Непосредственно перед Россией в списке находятся Чили, Румыния и Мексика, а сразу за ней - Судан, Иран и Молдова.

За тот же период 2000-2006 годов число пользователей Интернета на 1000 человек в нашей стране возросло в 9 раз - с 20 до 180. Напомню, что число компьютеров возросло немногим более чем вдвое или на один дополнительно приобретенный компьютер добавлялось почти 4,5 пользователя Интернета. По темпам роста это 22-й результат в мире. Однако этого оказалось недостаточным, чтобы подняться даже на одну ступеньку среди стран мира: Россия как была в 2000 году, так и осталась в 2006 на 44 месте, уступая мировому лидеру по подключению к Интернету - Нидерландам (857 пользователей на 1000 человек) почти в 4,8 раза. Более чем втрое уступает Россия также Беларуси, в которой, наивысшие, после Албании, темпы роста подключения к Интернету в Европе - рост за 6 лет в 30 раз, а в следующей за Белорусью Украине - 28 раз. Если в 2000 году Украина отставала от России по этому показателю втрое, то теперь впереди.

В ближайшие годы у России есть шансу обойти Грецию, Мексику и Аргентину, но уступить Молдове, Вьетнаму и Албании.

Число Интернет-серверов (хостов) или компьютеров, на которых хранится информация по сайтам в Интернете на 100 человек населения за 2000-2005 годы в России увеличилось в 3 раза - с 0,2 до 0,6. По темпам роста это 25 место в мире. Однако и здесь движения вперед по сравнению с другими странами не произошло, даже снижение - с 40 на 41 место.

Безусловным лидерам по этому показателю являются США - 66 Интернет-серверов на 100 человек, что вдвое больше чем у следующих за ними Нидерландами и в 100 раз больше (на жителя!) чем в России.

1.    Образование

С одной стороны:

Нынешние первокурсники в большинстве своем знакомы с Интернетом уже с 7-8 класса, а нынешние школьники еще раньше: "Внук учится в 3 классе, в 4 классе учительница велела обязательно приобрести ПК"

С другой стороны:

- три профессора ни разу ни ударившие по клавишам ПК;

- "не работаю в Интернете, потом что не знаю английского языка"

- "в статье академическом журнале нельзя делать ссылки на Интернет"

Обязательным стало опубликование в Интернете авторефератов диссертаций, хотя пора уже переходить на публикацию и самих диссертаций.

Более того, уже давно пора каждому работающему по должности профессору иметь свой сайт в Интернете.

В течение шести лет мною используется Интернете в учебном процессе, причем уже два года весь учебный процесс: чтение лекций, проведение практических занятий, написание курсовых и дипломных работ, все виды консультаций проходят с использованием собственного сайта в Интернете.

Два года назад я первым в университете перешел на чтение лекций с использованием компьютера, подключенного к Интернету и надеялся, что число последователей будет быстро расти. Однако этого не произошло. Причина в отсутствии стимулов. Рейтинговая система оценки работы преподавателей учитывает лишь число часов с использованием технических средств.

Другой пример. Четыре года мною использовался Интернет в учебном процессе для всех видов и форм обучения, когда каждая студенческая группа имеет свою страницу на форуме, где размещаются все учебно-методические материалы, выполненные работы и проводятся консультации. Это очень эффективная форма работы, хотя и требует от преподавателя дополнительных затрат времени при постоянной работе в Интернете. Но при попытке зафиксировать эту работу в той же рейтинговой оценке преподавателя, мне официально заявили: "дистанционного обучения в нашем вузе нет".

Однако в других вузов вообще отсутствует даже такое примитивное поощрение в использовании компьютерных технологий в образовательном процессе.

Между тем мой собственный опыт, как и практика развитых стран показывают, что системное внедерение Интернта в высшем образовании приведет к коренным изменениям в содержании и структуре учебного процесса.

Давно пора уходить от диктантов на лекциях, что неизбежно приведет к сокращению лекционных часов и главной задачей лекции станет помощь в самостоятельном усвоении материала.

Каждая учебная аудитория в любом вузе: государственном или коммерческом должна быть оснащена преподавательским компьютером, подключенным к сети Интернет. Будет там видиопроектор и экран или еще лучше - каждое студенческое рабочее место в аудитории будет иметь электрическую розетку и розетку для подключения к Интернету, а в аудитории будет установлена программа "Учитель", когда все студенты на экранах своих ПК видят то, что им показывает преподаватель - это уже детали.

В последнем случае у студента на лекции вместо ручки и тетради будет нетбук (миникомпьютер весом до 1 кг), которые уже имеются в продаже и самые дешевые стоят до 10 тыс. рублей. Кстати, один из моих коллег, побывавший в университете Шанхая увидел именно такую картину, когда большинство студентов на лекциях работают с ноутбуком.

Преподавателю, у которого все материалы к лекции, лабораторной работе или семинару будут заранее размещены в Интернете, нужно приносить с собой лишь цифровой диктофон для записи лекций или практических заданий. И это также подтверждает мой собственный опыт.

Должно стать обязательным предоставление и сохранение письменных работ студенческих работ в электронном виде в Интернете: контрольных, курсовых и дипломных работ - с возможностью под паролем просмотра, начиная от коллеги преподавателя - в рамках взаимопроверки и заканчивая министром образования, депутатом профильного комитета по образованию или журналистом, специализирующегося на образовательной тематике. И включая, естественно, работников прокуратуры.

Подобная перспектива далеко не всех в вузовском образовании устроит: и студентов, и преподавателей. И это понимают даже те из них, кто ни разу в жизни ни ударил по клавишам компьютера.

2.    Наука

Существуют два параллельных научных мира: официальный, в котором Интернет или совсем не учитывается или играет третьестепенную роль как научный информационный ресурс и мир фанатов Интернета, незаурядных или даже гениальных энтузиастов одиночек, которым просто нет времени, да и желания на общение с представителями официальной науки и выполнения установленных ими правил продвижения изобретений и открытий (регистрация патентов и изобретений, статьи в научных журналах, выступления на научных конференциях, выпуск монографий, защита диссертаций и т.д.). Все это им заменяет Интернет.

Назову несколько примеров.

А) Дмитрий Зиновьев - "Паровоз-ИС"

Б) Сергей Солдатов - "Народная энциклопедия городов и регионов "Мой город" ("Нужны социально-экономические паспорта регионов").

В) Юрий Зимин - "Мир путешествий и приключений"

Г) Владимир Артюхов - "Популярная наука".

Нужно предпринимать конкретные и решительные шаги, чтобы эти два "параллельных мира пересеклись и вступили в контакт друг с другом".

В частности нужно пересмотреть требования к присвоению ученых званий и степеней.

Как уже говорилось ранее, уже давно пора каждому работающему по должности профессору иметь свой сайт в Интернете: две диссертации, как минимум одна монография, десятки статей, - все это солидный научный потенциал, который нуждается не просто в увековечивании в виде каталогов библиотек, а быть легко доступным через Интернет. (Пример: поиск диссертации 1991 г.)

На пути как научных, так и учебных работ к Интернету возникает ложная проблема (высказываемая открыто): боязнь возможного плагиата при открытом размещении в Интернете. Наряду с незнанием основ защиты авторских прав в интеллектуальной собственности, здесь присутствует действительная скрытая проблема: наличие реального плагиата в их собственных работах. Дотошный студент это быстро выявит через поисковые системы и опубликует результаты своих "научных открытий" на студенческом форуме, к примеру. Кроме того могут быть обнаружены ошибки и неточности, порой очень давние, которые могут стать предметом открытого обсуждения в Интернете и даже поводом для пересмотра ученого звания и степени, а следовательно и отстранения от должности. В этом отношении возможно нужен какой-то срок давности или другая форма "индульгенции" или прощения прошлых ошибок, выявленных при публикации электронных версий научных изданий в Интернете, о чем нужно заявить открыто в законодательных актах. Но в целом, на подобный шаг (свой сайт для работающего профессора) нужно идти, и чем быстрее, тем лучше.

Кто будет создавать сайт профессорам? Где брать на это деньги? Странный вопрос.
Традиционно преподаватель делится со студентами, аспирантами и докторантами, просто с коллегами своими печатными изданиями, предавая их на время для использования в учебе или научной работе. Теперь уже не секрет, что получая эти материалы их лучше всего сохранять у себя в виде ксерокопии или еще лучше сканируя - т.е. преобразовывая в цифровой вид для электронных носителей.

Вот и нужно не делать это тайком, а взять за правило: отдавать на время информацию на бумаге с условием получения ее обратно в двойном виде: бумажном и электронном, чтобы сразу же размещать ее на своем сайте.

И студенческая наука - это отдельная тема, где необъятные просторы для использования Интернета. Скажу только, что на первом курсе практически в каждой группе я выявляю студентов, которые уже в школе приобрели навыки создания Интернет-сайтов. И таких студентов-первокурсников становится все больше, независимо от выбранных специальностей. Но вот в вузе эти способности не только не развиваются, а наоборот, как правило, угасают, оставаясь не востребованными. И так будет до тех пор, пока будет оставаться большинство профессоров "ни разу в жизни не ударивших по клавишам компьютера"

Возникают вопросы защиты авторских прав и прав издательств. Нужно менять правила и для всех научных и учебных издательств: от газет до учебников и монографий. Издания должны быстрее появляться в электронном виде, за более высокую цену, а уже потом в бумажном виде. Давайте беречь природу не на словах, а на деле! Пора прекращать рубить лес, делать из него бумагу, из которой печатать газеты, журналы и книги, которые в конечном итоге в основном идут на свалку.
Хочется обратить с вязи с этим внимание, например, на Росстат, который выпускает ежегодные статистические сборники по регионам России через 15 месяцев после окончания отчетного периода (!). При этом сначала информация обрабатывается в электронных таблицах Excel, а затем для удобства печатания на бумаге переводится в текстовый формат.

Только после поступления в продажу бумажных версий, появляются электронные версии, в тех же неприспособленных для анализа огромных текстовых файлах. Их обратно приходится переделывать в Excel. А если поставить цель как можно быстрее довести до потребителей результаты своей работы, причем в наиболее удобной именно для современного потребителя (умеющего ударять по клавишам компьютера!) то ежегодные статданные можно готовить быстрее как минимум на полгода!
Среди ВАКовских журналов, у нас есть "рудементы" тиражом в 300 экз., которые не только не имеют совсем Интернет-версий, но и даже адресов электронной почты. Недавно из одной такой редакции мне сообщили, что рецензию моя статья прошла и у рецензента всего одно замечание: "в академических журналах нельзя делать ссылки на Интернет" (?)

А на западе появляются примеры, когда ведущие информационные издания (газеты) полностью отказываются от бумажных версий, переходя только на электронные.

Поэтому кроме собственных сайтов, вторым решительным шагом в сторону интернетизации науки я бы назвал альтернативную ВАКовским изданиям форму научных публикациях в Интернет-изданиях. И эта альтарнативная форма неизбежно, и уже в достаточно короткий период, несомненно, станет преобладающей, по сравнению с печатными изданиями.

Естественно, не всякая публикация в Интернете, должна быть приравнена к ВАКовскому журналу. Могу, к примеру, предложить следующие ограничения или критерии, для подобных научных Интернет-сайтов: стаж работы - не менее 5-ти лет, посещаемость в неделю - посетителей (хостов) - не менее 3 тыс., в том числе зарубежных - не менее 20 %. Страниц - не менее 6 тыс. География посетителей - не менее 50 регионов в неделю. Индекс цитирования в Яндексе - не менее 200. Место в рейтинге соответствующих научных сайтов (к примеру "общественные науки") - не ниже 100. Это критерии, взяты с нашего Интернет сайта "Территориальное устройство России", соответствующие примерно крупному провинциальному государственному университету.

3.    Управление

В феврале этого года принят закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по которому свой официальный сайт в Интернете уже со следующего года должен быть у каждого муниципального образования - до сельского поселения, у каждого государственного учреждения и организации.

Однако по нему есть ряд существенных вопросов. Эти вопросы вытекают из нашего шестилетнего опыта работы с официальными сайтами администраций от регионов до сельских поселений, ссылки на более чем 800 из которых включены в наш Социально-экономический справочник - Интернет-каталог "Вся Россия".

Есть вопросы и по другим нормативным актам, касающимся информатизации. В частности Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года

Концепция региональной информатизации до 2010 года

    Недостатки официальных сайтов:

1)    "Пышно-праздничный или парадный наряд", информация подается в излишне позитивном виде: "область богата полезными ископаемыми: огнупорными глинами, кварцевом песком и минеральной водой". Это при показателях добычи полезных ископаемых на жителя на 75-80 месте среди регионов.

2)    Отсутствие полноты, не регулярная обновляемость информации, ошибки. Причем на электронные письма, указывающие на эти недостатки и предлагающие их устранить, ответов, как правило, не поступает. Возможно принятие закона несколько изменит положение.

Тем не менее необходимо справочно-информационные характеристики, общие для административно-территориальных образований размещать на общероссийских порталах, что гораздо эффективнее с точки зрения затрат на разработку и реализацию. К тому же в случае размещения информации в виде компьютерных программ - баз данных, ее можно легко сравнивать и анализировать, делая ненужными общие фразы "о богатстве полезными ископаемыми".

Пока ни в одном из официальных законодательных и нормативных актах не поставлен вопрос об обязательном наличии собственного Интернет-сайта или блога, либо самостоятельной страницы с обратной связью (вопрос- ответ) для кандидатов в депутаты любого уровня. И чтобы во всех предвыборных плакатах, листовках, выступлениях обязательно указывался его адрес в Интернете.

4.    Мега-проект "Вся Россия: информационно-справочная система"

Исходя из изложенного выше, нами предлагается создание мега или глобального портала в Интернете "Вся Россия: информационно-справочная система", в составе взаимодополняемых порталов, построенных на единой системе иерархии административно-территориального устройства:

1) страна

2)    регион (субъект Федерации) - мезоуровень;

3)    город и район регионального значения - микроуровень;

4)    город и поселок районного значения, сельская администрация - топоуровень;

5)    сельский населенный пункт - наноуровень;

6)    улица

7)    дом

8)    семья (квартира)

9)    человек.

В качестве промежуточных уровней будут выступать федеральные округа и крупные экономически район - макроуровень, городские районы, городские микрорайоны, ТОСы, квартала, части улиц в пределах одного отделения связи - на более низких уровнях.
Справочно-нормативной базой для разработки проекта является общегосударственная система классификаторов: ОКЭР, ОКАТО, ОКТМО, КЛАДР, классификатор почтовых индексов и соответствующие построенные на их основе ведомственные или отраслевые базы данных.

5.1.    "Вся Россия: социально-экономические показатели"

Этот проект практически уже существует на нашем сайте "Территориальное устройство России" - в виде базы данных ""Социально-экономический справочник - Интернет-каталог "Вся Россия". Ее близким аналогом является проект МГУ "Университетская информационная система РОССИЯ" (УИС РОССИЯ). Последние два года эта база данных стала платной. Полный доступ к годовым региональным и городским данным - 60 тыс. рублей в год. Менее продвинуты аналогичные проекты ГУ ВШЭ и ЦЭМИ РАН.

Для развития проекта и придания ему государственного масштаба необходимо не только централизованное финансирование, хотя и без него, конечно, не обойтись. Прежде всего, нужны скоординированные усилия по разработке в идеале единого проекта, определению решения организационных вопросов по предоставлению исходных данных от органов Росстата и распределенного ведения (администрирования) базы данных по муниципальным образованиям отдельно по каждому региону.

Все эти вопросы, на наш взгляд, вписываются в идею Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

5.2.     "Вся Россия: достопримечательности"

Проект также практически реализован на авторском сайте Юрия Зимина "Мир путешествий и приключений" -, прежде всего раздела "Путешествия по России".    

Элементы 1 и 2 блока присутствуют на авторском сайте Сергея Солдатова, реализованного с помощью брата - Валерия Солдатова ""Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой город".

5.3.    "Вся Россия: народная энциклопедия "Земляки и соседи"

Слабым звеном или узким местом нашей базы данных "Вся Россия" является то, что у нас страницы (не считая расширенный поиск) заканчиваются регионами, в то время, как например, у Сергея Солдатова ("Мой город") - все 1096 городов, а у Юрия Зимина даже и все 150 тыс. сельских населенных пунктов России имеют отдельные страницы, с возможностью размещения самими зарегистрированными пользователями текстовой информации и фотографий.

Эти особенности вышеуказанных двух существующих проектов делают с позиций первого из них необходимым, а второго - возможным, разрабатывать дополнительно третий блок - или портал "Вся Россия: народная энциклопедия "Земляки и соседи", взяв за основу идеологию разработанной Юрием Зиминым базы данных по "Путешествия по России".

Не повторяя информацию практически уже реализованных блоков 1 и 2 здесь будет размещена краеведческая и общественно-политическая информация по семи основным территориальным уровням России - от страны в целом до каждого дома (по почтовым адресам, не зависимо от числа квартир).

Наибольший интерес эта информация будет представлять на нижних уровнях: отдельного населенного пункта, улицы и дома. Отдельные элементы этой системы представлены в социальных сетях (Одноклассники, В контакте и др.), в свободной энциклопедии "Википедия" - как правило, до уровня населенного пункта. Но в целом, и тем более внутри населенных пунктов ничего подобного в Русском Интернете пока нет. К примеру, можете проверить на себе и своих близких: кто знает год (не говоря уже о числе и месяце) рождения своей улицы и своего дома? Отсюда и предлагаемое название - "Земляки и соседи".

Проект охватывает все вопросы взаимоотношения населения каждого конкретного территориального уровня с соответствующими органами власти (исполнительной, представительной, судебной и СМИ) и ТОСами, с организациями, их подразделениями и работниками обслуживающими или контролирующими территорию до конкретного дома: от дворника и сантехника до участкового милиционера, врача, налогового инспектора и т.д.

Проект нацелен на развитие гражданской активности, патриотизма, развития подлинного территориального самоуправления, вплоть до каждого дома, что особенно актуально в период проведения реформы ЖКХ.
    
5.1.    "Вся Россия: моя семья и я"

В процессе подготовки исходных данных для вышеназванного проекта возникли вопросы, ответы на которые требуют еще большей детализации, чем многоквартирный дом. К примеру, вы хотите занести и сохранить информацию об учителе (скорее всего классном руководителе) вашего ребенка. Ее фамилию, имя, отчество, возможно телефон и даже день рождения. Но эта информация не представляет никакого интереса для ваших соседей по дому. Отсюда возникает необходимость в проекте "Моя семья и я" (самый нижний уровень).

Это должна быть Интернет-энциклопедия каждой семьи и каждого отдельного человека: генеалогическое дерево или родословная (к примеру, каждый чеченец обязан знать свою родословную до 13-го колена!), автобиографии, электронные копии семейных реликвий и документов, семейный и личный фото-, а сейчас уже и аудио- и видиоальбомы, телефонный справочник, записная книжка и т.д.

Возможно, что в перспективе проекты 3 "земляки и соседи" и 4 "моя семья и я" и можно будет объединить или к первому из них добавить еще два нижних уровня. И такое возможное продолжение нужно заранее предвидеть. Но браться за все сразу, на наш взгляд слишком много. Само территориальное общение от страны в целом до конкретного дома, несколько иное, чем общение внутри семьи, которое в свою очередь отличается от личного Интернет-дневника-энциклопедии.

Все эти вопросы на наш взгляд можно и нужно включить в круг рассмотрения Клуба субъектов инновационного и технологического развития.

13.10.2009,
www.viperson.ru

Док. 598716
Опублик.: 13.10.09
Число обращений: 0

  • Шишков Михаил Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``