В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Шлифовка` Основного закона Назад
`Шлифовка` Основного закона
В рабочем портфеле у депутатов Госсовета РК скопился целый пакет предложений по совершенствованию ряда норм Конституции РК. Ожидается, что парламентарии вплотную займутся им на своем апрельском заседании.

Ведет ли краткость к стройности и стоит ли расширять круг тех, кто обладает правом законодательной инициативы? Рабочая группа под председательством первого заместителя Председателя Госсовета РК Валерия Маркова в минувшую среду, 18 марта, оценила степень готовности и целесообразность ряда конституционных поправок. В заседании участвовали председатель Комитета по законодательству и местному самоуправлению Госсовета РК Валерий Жилин, руководитель Управления Минюста РФ по РК Дмитрий Толстов, специалисты правового управления Главы РК, представитель Прокуратуры РК.

Процесс "шлифовки" Основного закона всегда бывает длительным по определению. Вот и в Госсовете РК некоторые из документов, обсуждавшихся на заседании комиссии в среду, находятся в работе уже не менее года. Основная часть времени, как правило, уходит на согласование позиций специалистов правового управления республиканского парламента с коллегами из Управления Минюста РФ по РК, правового управления Главы РК и так далее. А ведь не зря говорят, где два юриста - там три мнения.

Например, Прокуратура РК еще в начале прошлого года сочла, что статья 2 Конституции РК не совсем четко указывает, кто же, собственно, у нас источник власти и носитель суверенитета. У надзорного органа на это свои резоны. Ссылаясь на Конституцию России и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", прокуроры считают, что в республике не может быть иного носителя суверенитета и источника власти, кроме как многонациональный народ России.

Да кто ж спорит, вряд ли среди жителей республики найдутся такие, кто не считает себя гражданами России. В чем проблема?! Не удивительно, что протест Прокуратуры РК, внесенный в июле прошлого года, вызвал, мягко говоря, недоумение, а затем и обращение за разъяснениями в Конституционный суд РК. Последний рассмотрел минувшей осенью дело и не обнаружил причины, из-за которой бы стоило копья ломать. Как известно, за 15 лет своего существования Основной закон и так уже претерпел 28 поправок. Между прочим, оппоненты считают, что охранительная позиция, занятая Конституционным судом РК, однозначно подтвердившим правомерность позиции, содержащейся в статье 2, в большей степени связана с тем, что суд возглавляет не кто иной, как Юрий Гаврюсов, который, как известно, был одним из авторов-составителей Конституции 1994 года.

Мнение большинства членов рабочей группы по спорному вопросу о статье 2 склонилось к тому, что депутаты не поддержат позицию прокурорских работников. Присутствующие не исключили, что прокурор РК вообще отзовет протест еще до апрельского заседания Госсовета РК. Кое-кто из наблюдателей считает, что претензии к статье 2 не являются такими уж принципиальными для надзорного органа и шли в нагрузку к более существенному предложению - получить право законодательной инициативы. Авторы поправки ссылаются на то, что за последние 10 лет более чем в 60 процентах субъектов России региональные органы федеральной прокуратуры сумели обеспечить себе такое право. Но дело в том, что в большинстве случаев речь идет об областных надзорных органах, а не республиканских. К тому же, например, в Госдуму РФ с аналогичной просьбой Генеральный прокурор РФ пока еще не обращался. Участники заседания скептически отнеслись к судьбе и этой поправки, решив оставить последнее слово за депутатами.

А вот по вопросу с предоставлением права законодательной инициативы членам Совета Федерации от республики дискуссии в рабочей комиссии не возникло вообще. Скорее всего, поправку поддержат и парламентарии, тем более что это предложение внес Глава РК Владимир Торлопов.

Как ожидается, в апреле Конституция РК станет короче. По мнению членов рабочей комиссии, пункт 6 статьи 77, где говорится о порядке опубликования республиканских законов и в связи с этим о гарантиях законных прав, интересов и обязанностей граждан, по своему содержанию дублирует положения ст.7. Комиссия намерена к апрельскому заседанию сессии Госсовета РК подготовить соответствующий проект постановления, с тем что Основной закон стал, как выразились участники обсуждения, "стройнее".

Владимир РАЗУВАЕВ
gazeta-respublika.ru

Док. 598686
Перв. публик.: 21.03.09
Последн. ред.: 13.10.09
Число обращений: 0

  • Толстов Дмитрий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``