В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прокуратура Республики Коми подвела итоги работы ведомства в I полугодии 2008 года Назад
Прокуратура Республики Коми подвела итоги работы ведомства в I полугодии 2008 года
Сегодня состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры Республики Коми, на котором были подведены итоги работы в I полугодии 2008 года.

В работе коллегии приняли участие: начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Бедниченко Сергей Владимирович, председатель Верховного суда Республики Коми Шишкин Вячеслав Александрович, руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми Басманов Николай Алексеевич, министр внутренних дел по Республике Коми Ерёмченко Владимир Иванович, исполняющий обязанности начальника управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми Яшник Владимир Яковлевич, заместитель начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми Нигматуллин Родат Рифгатович, заместитель начальника Сыктывкарской таможни Некрасов Юрий Николаевич, исполнительный директор Коми республиканского отделения "Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" Кононов Владимир Юрьевич, прокуроры городов, районов и специализированные прокуроры.

С докладом на коллегии выступил прокурор Республики Коми Шуклин Александр Иванович.

Предлагаем Вашему вниманию текст выступления прокурора республики.

Уважаемый Сергей Владимирович. Уважаемые коллеги.

Сегодня мы подводим итоги нашей с вами работы за первое полугодие текущего года.

Усиление роли прокурора вне уголовно-правовой сферы надзор за исполнением федерального законодательства продолжает являться одним из основных рычагов влияния на состояние законности в различных сферах общественных отношений.

Выполняя поставленные перед прокуратурой Российской Федерации задачи по обеспечению исполнения законов, прокуратурой республики особое внимание уделялось правозащитной функции, тое есть в защите прав граждан и, прежде всего, социально уязвимых групп населения.

Количество жалоб, поступивших к нам, не уменьшается. В истекшем полугодии прокурорами разрешено свыше 9 тыс., из них удовлетворено более тысячи. Почти две с половиной тысячи человек принято прокурорами на личном приеме.

Такое количество обращений свидетельствует о доверии граждан к органам прокуратуры.

Для многих из них прокуратура остается тем органом, в котором заявитель может получить не только реальную и эффективную защиту своих прав, но и бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

*****

В прошедшем полугодии органами прокуратуры республики выявлено около 15 тысяч нарушений закона, из них треть касались нарушения прав и свобод граждан. Защищая эти права, прокуроры оспорили более 600 правовых актов, в целях устранения нарушений внесли более 1000 представлений, направили в суды 555 исков, из которых рассмотренные удовлетворены на сумму свыше 7,5 млн. рублей. По мерам прокурорского реагирования 383 лица привлечены к дисциплинарной и 448 - административной ответственности, в том числе 5 руководителей предприятий дисквалифицированы.

Как и прежде перед прокурорами ставились задачи повышения эффективности работы не только в выявлении нарушений закона, но и пресечении, принятии мер по устранению нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности. В два раза увеличилось число возбужденных по результатам общенадзорных проверок уголовных дел (90), в том числе коррупционной направленности, привлечено более 2 тыс. лиц к дисциплинарной и административной ответственности, взыскано в интересах государства, муниципальных образований и конкретных граждан свыше 16,5 млн. рублей причиненного ущерба.

В центре внимания находились вопросы оплаты труда и обеспечение его безопасных условий, соблюдения жилищных прав граждан и функционирование жилищно-коммунальной системы, здравоохранения, пенсионного обеспечения, права ветеранов и инвалидов.

Отрадно отметить, что большую помощь в обозначении проблем в указанных сферах стали оказывать участники Общественного совета при прокуратуре, Федерация независимых профсоюзов, с которой прокуратурой республики заключено соглашение о взаимодействии.

Следствием ежедневной работы, выразившейся в принятии прокурорами более тысячи мер реагирования, является сложившаяся в республике положительная динамика снижения долгов по зарплате с 18, 8 млн. руб. на 1 января 2007 до 2,2 млн. рублей на 1 июля текущего года. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования работодателями выплачена задолженность по заработной плате в размере 30,5 млн. рублей. Кроме того, право на оплату труда 248 граждан на сумму 7 млн. рублей восстановлено в судебном порядке.

Ситуация в указанной сфере на протяжении всего полугодия оставалась напряженной и еще раз подтвердила, что для обеспечения стабильности необходим постоянный контроль за каждым предприятием, допускавшим несвоевременную выплату заработной платы.

Положительны примеры работы Печорского межрайонного прокурора, на основании постановлений которого Арбитражными судами г. Москвы и Республики Коми, судом общей юрисдикции привлечены к административной ответственности конкурсный управляющий МУП "Печоражилкомхоз" за неисполнение обязанностей по взысканию дебиторской задолженности, нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов, в ущерб погашению долга по зарплате; ООО "Северлесстрой" и его руководитель - за игнорирование решения суда о дисквалификации и продолжение осуществлять управление юридическим лицом.

Основной причиной нарушений сроков выплаты заработной платы остается несвоевременное принятие мер администрациями предприятий к ликвидации дебиторской задолженности, однако муниципальные комиссии зачастую бездействуют, либо их работа не направлена на установление причин и условий, способствующих нарушению прав работников.

Так, только после оперативного совещания, проведенного в мае 2008 года при прокуроре Корткеросского района с участием представителя муниципального образования, в пользу МУП "Жилищно-эксплуатационный участок Партнер" направлено 50 исков о взыскании долгов по коммунальным услугам на сумму более 500 тыс. рублей.

Между тем с января по май 2008 года самим муниципальным предприятием было направлено всего 10 исков на сумму 15 тыс. рублей при наличии задолженности по коммунальным платежам в размере 2 400 тыс. руб.

Ни на одном заседании муниципальной комиссии по финансовому оздоровлению муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства проблемы, связанные с возникновением долгов в МУП "Жилищно-эксплуатационный участок Партнер", не решались.

Проблемы выплаты заработной платы остаются на предприятиях, находящихся в различных стадиях банкротства, добровольной ликвидации. Причина как и прежде - отсутствие имущества для удовлетворения требований кредиторов вследствие его незаконного распоряжения.

На протяжении более чем 1,5 лет остается задолженность по заработной плате ГУП РК "Сыктывдинский" перед 204 бывшими работниками в размере 2 млн. рублей. Приговором суда директор предприятия осужден по факту незаконного распоряжения имуществом, которое привело к банкротству предприятия и невыплате заработной платы, и только по инициативе органов прокуратуры республики был решен вопрос о возврате ГУП РК "Сыктывдинский" имущества из чужого незаконного владения стоимостью более 36 млн. рублей.

Долги по оплате труда остаются еще на 27 предприятиях республики, более половины, из которых относится к муниципальным унитарным предприятиям. Анализ причин прекращения их деятельности свидетельствует, что в большинстве случаев оно связано с выводом имущества до начала процедуры банкротства.

Вместо постоянного контроля, направленного на взыскание дебиторской задолженности, недопущение неплатежеспособности предприятия, повышения ответственности руководителей предприятий, органы местного самоуправления находят выход из создавшейся ситуации только в их ликвидации и банкротстве.

О данных проблемах, требующих вмешательства органов государственной власти республики, прокуратурой информированы Глава Республики Коми и председатель Республиканский межведомственной комиссии по вопросам выплаты заработной платы.

*****

В сфере соблюдения прав отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой защите государства, заслуживают внимание примеры принципиального оспаривания прокуратурой республики через Верховный Суд России закона республики о социальной защите, устанавливавшего различный объем мер социальной поддержки ветеранам труда в зависимости от наличия соответствующего удостоверения и даты достижения гражданами пожилого возраста, а также постановления Правительства республики, возлагавшего на граждан дополнительную обязанность для получения пособия по погребению.

Положительно оценена общественностью наработанная в истекшем полугодии органами прокуратуры республики практика судебной защиты прав инвалидов на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Несмотря на наличие сложностей в законодательных нормах судами республики поддержаны заявления прокуроров г.г. Инты, Сосногорска, Сыктывкара, Воркуты, Ухты об обязании предоставлять инвалидам льготы независимо от того, проживает он в приватизированной либо муниципальной квартире.

После прокурорского вмешательства восстанавливались права граждан на оплату проезда к месту отдыха, компенсацию стоимости твердого топлива, получение пенсионных и иных социальных выплат.

В текущем полугодии необходимо комплексно подойти к проблеме соблюдения прав инвалидов на доступность социальной инфраструктуры. Необходимо использовать опыт прокуратур г.г. Сыктывкара и Усинска, обязавших через судебные органы оборудовать специальные парковочные места для автотранспортных средств инвалидов, обеспечить дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров. В каждом случае одновременно давать оценку бездействию ответственных органов контроля и местного самоуправления.

Одним из критериев оценки доверия граждан к государству в целом и созданным им органам власти, является состояние исполнения решений судов.

С сожалением приходится констатировать, что в республике имеет место негативная практика неисполнения решений судов об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданам жилые помещения, обращения жителей республики в Европейский суд по правам человека уже не вызывает удивления.

На настоящий момент большая часть из указанных неисполненных решений судов приходится на городской округ "Сыктывкар", муниципальный район "Печора", поселения "Айкино" и "Микунь".

Как показала прошедшая в мае совместная коллегия прокуратуры республики и Управления Федеральной службы судебных приставов в данном вопросе требуются дополнительные усилия для жестких мер. Во исполнение решения коллегии Управлением Федеральной службы судебных приставов по республике направлены Главе республике и председателю Государственного Совета республики предложения о разработке специальной программы по исполнению решений судов.

В текущем полугодии необходимо подкрепить активную позицию судебных приставов-исполнителей вмешательством непосредственно центрального аппарата прокуратуры республики, в вышеуказанном совместном решении коллегии направления деятельности обеих ведомств указаны

В целях обеспечения соблюдения прав граждан прокурорами постоянно контролировались вопросы подготовки и эксплуатации объектов энергоснабжения, жилищного фонда, заготовки топлива, а также организации деятельности оперативных служб энергоснабжающих и эксплуатирующих организаций.

По результатам реагирования прокуроров г.г. Вуктыла, Сосногорска, Воркуты, Инты, Корткеросского, Усть-Вымского, Княжпогостского районов, Печорского межрайонного прокурора предприятиями жилищно-коммунального предприятиями комплекса активизирована исковая работы в целях взыскания с граждан задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

В то же время в прошедшем полугодии потребовалось активно решать проблемы, возникающие в связи избранием способов управления многоквартирными домами. На территории г. Ухты управляющими компаниями в одностороннем порядке увеличивалась плата за содержание и ремонт жилищного фонда, в Княжпогостском районе органами местного самоуправления управляющие компании были определены без проведения конкурсов, в г. Сыктывкаре такие конкурсы проведены с нарушением процедурных правил.

Данные примеры можно продолжать, соответственно, указанный вопрос должен находиться на постоянном контроле прокуроров.

В сфере регионального и муниципального нормотворчества более чем на половину увеличилось количество оспоренных нормативных правовых актов государственной и муниципальной власти - 20 и 779 соответственно.

Положительные сдвиги в работе в указанной сфере произошли, однако до настоящего времени большинство прокуроров не обеспечили сопровождающего надзора. Что говорить, если за исключением Печорского межрайонного прокурора решения о местных бюджетах были оценены на предмет законности лишь в феврале - июне текущего года, и лишь после вмешательства отраслевого управления.

Работу в данном направлении надзора необходимо подчинить задачам качественного мониторинга нормотворческой деятельности, оперативного реагирования на незаконные правовые акты и, что наиболее важно, устранения нарушений еще на стадии их разработки и принятия.

Персональную ответственность за данную работу несут лично прокуроры.

Применительно к надзору за исполнением законов в сфере экономики положительно констатируется значительное увеличение привлеченных по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности лиц (1,8 раза и около 60% соответственно), возбужденных уголовных дел, что свидетельствует о качестве принимаемых мер реагирования.

Активно работали прокуроры по надзору за исполнением бюджетного и налогового законодательства, в сфере лицензирования.

Вместе с тем такое актуальное направление надзора как исполнение законов о государственной и муниципальной собственности выпало из поля зрения прокуроров Троицко-Печорского и Удорского районов, не интересовало прокуроров Ижемского, Усть-Вымского, Княжпогостского районов, единичные нарушения на территории городских округов неадекватны реальному положению дел. Соответственно, не придается значение смежным сферам правоотношений - приватизации, землепользованию, банкротству, ценным бумагам.

Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства уже в ближайшее время требуется подготовить организационные документы, в которых обязательно закрепить обязанность прокуроров ежемесячно давать оценку всем совершенным органам государственной власти и местного самоуправления действиям с имуществом.

Следуя поставленным Президентом Российской Федерации и Генеральным прокурором задачам, прокуратурой республики особое внимание уделяется вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Более двух лет в прокуратуре республике действует рабочая группа по указанным вопросам, в рамках заключенного в текущем полугодии соглашения осуществляется взаимодействия с Коми региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", представители данной организации участвуют в деятельности нашей рабочей группы.

Каждый предприниматель республики может обратиться на действующий уже более двух месяцев специальный раздел на сайте прокуратуры Республики Коми с информацией о нарушениях его прав со стороны чиновников.

Обращаю внимание всех прокуроров на обеспечение соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении функций контроля (надзора) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Необходимо наладить тесное сотрудничество с представителями объединений предпринимателей, сведения о таковых со стороны КРО "ОПОРА РОССИИ" Вам направлены, каждое заявление предпринимателя минимум ставить на прокурорский контроль.

Реализуя поставленную на расширенном заседании коллегии по итогам работы за 2007 год задачу, особое внимание прокурорами уделялось вопросам надзора за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В среднем на 40% увеличилось количество выявленных нарушений закона, направленных в суды заявлений, внесенных представлений, в два раза больше виновных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

Для республики в целом актуальна проблема размещения отходов производства и потребления.

Иллюстрацией существующего положения дел является следующий пример. МУП "Троицко-Печорская коммунальная служба" полигон твердых бытовых и промышленных отходов эксплуатировался без правоустанавливающих документов на земельный участок, в отсутствие регламента и режима работы полигона, круглосуточного учета поступающих отходов, контроля за их составом и распределением, не обеспечивался технологический цикл по изоляции отходов, не проводился мониторинг влияния полигона на состояние окружающей среды.

Аналогичные нарушения выявлялись органами прокуратуры на территориях Прилузского, Ижемского, Койгородского и Удорского районов.

По инициативе прокуроров судами признано незаконным бездействие местных администраций по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципальных образований, приведению мест размещения отходов в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Поддерживая инициативы по принятию специальных программ по решению указанных проблем, одновременно удивляет несоблюдение элементарных норм и правил в указанной сфере со стороны ответственных должностных лиц.

Наряду с продолжением практики взыскания ущерба, причиненного рыбным ресурсам, лесному фонду, задолженности по арендной плате за землю, земельного налога, в истекшем полугодии на качественно иной уровень перешел уровень взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в вопросах борьбы с правонарушениями в сфере нефтегазодобывающего комплекса.

Работа заинтересованных ведомств осуществлялась в соответствии с совместным планом, межведомственные совещания позволяли вносить коррективы в целях повышения эффективности состояния законности в данной сфере. Впервые в ходе прокурорских проверок начала даваться оценка техническому состоянию трубопроводов, наработана практика комплексного принятия мер по фактам нефтеразливов.

Отмечая недостаточную активность природоохранных прокуроров, требую постоянного внимания данным вопросам со стороны прокуроров городов и районов.

В ходе прошедшей вначале года избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерациипрокуроры смогли обеспечить соблюдение прав граждан, конструктивно взаимодействовали с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями. Использование предупреждающих мер позволило провести выборы без грубых нарушений законодательства.

Вместе с тем, уже с текущего месяца необходимо постоянно держать на контроле ход избирательной кампании по выборам должностных лиц и представительных органов местного самоуправления: начиная от обеспечения безопасности объектов, используемых для работы избирательных комиссий и голосования граждан, проведения агитационных мероприятий, и заканчивая днем выборов.

Как показывает практика прошлых лет, местные избирательные кампании характеризуются наибольшим количеством нарушений. Отдельный контроль - недопущение социальной напряженности в указанный период.

Конкретные мероприятия для недопущения возможных проблем определены в направленном Вам указании.

*****

Защита прав и интересов несовершеннолетних - традиционно является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры. И это не случайно. Из года в год количество нарушений в этой сфере остаётся стабильно высоким и в истекшем полугодии составило 2917. По всем нарушениям приняты соответствующие меры реагирования, в результате рассмотрения которых 462 лица привлечены к ответственности (289 к дисциплинарной, 173 к административной). По результатам общенадзорных проверок возбуждено 56 уголовных дел.

Наибольшее количество нарушений было выявлено в органах и учреждениях образования, где не соблюдались права несовершеннолетних, как участников образовательного процесса, правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила.

Так, при проверке г. Воркуте были установлены факты привлечения денежных средств родителей учащихся на нужды образовательных учреждений. Фиксированные суммы сборов и почти стопроцентный охват родителей свидетельствует о нарушениях гарантированного Конституцией Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона РФ " Об образовании" принципа бесплатности начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...

Активизировалась работа прокуроров городов и районов по защите прав и интересов несовершеннолетних средствами гражданско-правового воздействия. При этом изменился характер заявлений. Если в прошлые отчетные периоды значительную их часть составляли иски по лишению родительских прав, то в текущем полугодии активно защищались имущественные, жилищные и иные права несовершеннолетних.

Уважаемые коллеги.

Поставленная перед органами прокуратуры Генеральным прокурором Российской Федерации задача - через координацию борьбы с преступностью добиваться от всех правоохранительных органов соблюдения требований закона по раскрытию и расследованию преступлений, действительной реализации основного принципа правосудия - неотвратимости наказания.

Рост показателей в деятельности органов прокуратуры в сфере борьбы с преступностью свидетельствует о повышении эффективности прокурорского надзора, сосредоточении усилий на защите прав и свобод человека и гражданина. Значительное внимание нами с МВД уделялось искоренению порочной практики укрытия преступлений от учета, повышению качества расследования уголовных дел, соблюдению прав граждан в уголовном судопроизводстве, а также активизации работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Прокуратурой совместно с другими правоохранительными органами, прежде всего с МВД, был предпринят целый ряд мер, направленных на изменение сложившейся негативной ситуации. Постановка конкретных задач, ориентирование прокуроров и руководителей правоохранительных органов на достижение результатов, активизация профилактических мер, принесли положительный результат.

Несколько лет идёт снижение уровня преступности, в текущем году почти на 10%. При этом уменьшилось количество насильственных преступлений, в том числе убийств (на 9,3 %), умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

В то же время, для реального противодействия преступности недостаточно добиться снижения количества преступлений. Раскрываемость - основной показатель профессионализма оперативных работников, следователей и прокуроров.

Общая раскрываемость преступлений в Республике Коми по итогам 1 полугодия 2008 года возросла почти на 11% и составила 58,2%, что выше среднего показателя раскрываемости как по Северо-Западному федеральному округу - 51,4% (Коми - четвертое место), так и по Российской Федерации - 56,6% (Коми - сорок девятое место).

Удалось поднять раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений с 52 до 70 процентов, в том числе умышленных убийств с 91,9% до 95,5% (+3,6%), причинения тяжкого вреда здоровью с 83,5% до 92,7% (+9,2%), изнасилований с 97,4% до 100% (+2,6%), разбойных нападений с 78,4% до 87,6% (+9,2%), грабежей с 36,7% до 48% (+11,3%).

Всё это далось немалыми усилиями. Прежде всего, благодаря скоординированной работе оперативных и следственных подразделений, взаимодействию прокуратуры, органов внутренних дел и госнаркоконтроля, основы которой были заложены ещё в прошлые годы. Проблемы эффективности деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений неоднократно были предметом обсуждения на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов.

Возросла активность прокуроров в выявлении и пресечении фактов нарушений закона. За 1 полугодие 2008 года прокурорами городов и районов при осуществлении своих полномочий на досудебной стадии уголовного производства их было выявлено около 16 тыс. Из них при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении - 12188.

В этом вопросе прокуратура республики и руководство МВД занимают принципиальную позицию, не снижая планки требований к соблюдению закона. По представлениям прокуроров 248 сотрудников органов внутренних дел привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях; по таким фактам возбуждено 3 уголовных дела. Вопросы состояния учёта и регистрации преступлений регулярно являются предметом рассмотрения на совместных коллегиях с МВД республики.

В целом по республике выявлено и поставлено прокурорами на учет 1133 ранее неучтенных по различным причинам преступления, из их числа достаточно большое количество латентных преступлений - 286. Определённые меры по выявлению укрытых преступлений принимают и сами органы внутренних дел. Сотрудниками МВД таких преступлений было выявлено 155.

Очевидно, что доля поставленных на учет ранее неизвестных и незарегистрированных преступлений в целом возросла и это указывает на то, что прокуроры сосредоточили свои усилия не только на наиболее легком способе выявления укрытых преступлений - проверке законности принятых решений по поступившим сообщениям о преступлениях, а проводили работу по выявлению преступлений из иных источников.

В текущем году прокурорами пресечено 330 случаев необоснованного возбуждения уголовных дел, удалось значительно сократить количество уголовных дел, возвращенных судами в порядке ст. 237 УПК РФ, с 89 до 64 или на 28%.

В три раза уменьшилось количество необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц, почти в три раза, снизился показатель оправданных лиц и лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям: 2008 - 10, из них 4 содержалось под стражей (2007 - 28, из них 4 содержалось под стражей).

В 2008 году прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве сделал акцент на пресечение нарушений. В связи с этим была повышена роль вносимых прокурорами требований (в соответствии с п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ) и указаний по уголовным делам, находящимся на стадии расследования.

Представления прокуроров об устранении нарушений закона в деятельности органов расследования преступлений стали действенной мерой прокурорского реагирования. Их результативность стала гораздо выше. Так, в 1 полугодии 2008 года по выявленным нарушениям закона прокурорами было внесено 290 представлений и информаций, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 360 должностных лиц. Вместе с тем в деятельности ряда прокуроров в данных направлениях имеются существенные недостатки.

До сих пор низкой остается раскрываемость по тяжким и особо тяжким преступлениям в г.г. Сыктывкаре, Воркуте, Усинске и Эжвинском районе.

Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, уменьшилось на 6,1 % при отсутствии объективных причин для этого. Снижение активности по выявлению анализируемой категории преступлений наблюдается как в органах госнарконтроля, так и в органах внутренних дел республики. Наибольшее снижение таких преступлений произошло в г.г. Сыктывкаре, Воркуте, Княжпогостском, Усть-Вымском и Сыктывдинском районах.

В этой связи особую тревогу вызывает раскрываемость особо тяжких преступлений по линии госнаркоконтроля.

Основной категорией регистрируемых преступлений являются преступления против собственности, составляющие 61,4% от всех зарегистрированных преступлений.

Общие тенденции снижения преступлений не коснулись преступлений против личности, рост которых в 1 полугодии 2008 года наблюдался на 20%, и в основном в г. Инте, Эжвинском, Троицко-Печорском, Койгородском и Ижемском районах. При этом прокурорами не исчерпаны возможности улучшить качество взаимодействия правоохранительных органов при выявлении, раскрытии и расследовании убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе совершенных в прошлые годы.

Серьезной корректировки требует организация деятельности всех правоохранительных органов республики в сфере борьбы с коррупционными преступлениями.

Подавляющее большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений указанной категории, являлись рядовыми сотрудниками правоохранительных органов, врачами, преподавателями, и отсутствие фактов привлечения к ответственности должностных лиц иных категорий за преступления коррупционной направленности свидетельствуют о том, что правоохранительными органами не было предпринято должных мер реагирования в целях своевременной активизации оперативно-розыскной деятельности в этом направлении.

С учетом высокой латентности таких преступлений необходимо наладить качественную и действенную работу правоохранительных и контролирующих структур в этом направлении с целью выявления системных коррупционных схем и механизмов, влекущих за собой коррупционные проявления в различных сферах правоотношений. Основное место в этом процессе должны занять прокуроры как координаторы борьбы с преступностью.

До сих пор нельзя назвать активной работу правоохранительных органов республики по выявлению преступлений, совершенных в составе организованных преступных групп.

В полном объеме не мобилизованы усилия по декриминализации преступности в сфере топливно-энергетического комплекса. Отмечаемая на сегодняшний день активизация работы по выявлению и расследованию преступлений в этой сфере еще не дала существенных результатов. Из 51 уголовного дела, возбужденного в 1 полугодии 2008 года по выявленным преступлениям в данной сфере, только 15 дел возбуждено по тяжким преступлениям. Особо тяжкие преступления в сфере топливно-энергетического комплекса на территории республики вообще не выявлялись.

Складывающаяся обстановка и просчеты в работе правоохранительных органов требовали своевременного и принципиального вмешательства с целью устранения недостатков. Однако немногие из прокуроров своевременно анализировали негативные тенденции и реагировали на них.

Прокуроры г.г. Инты, Вуктыла, Усинска, Ижемского, Корткеросского, Прилузского районов в текущем году выявили и поставили на учет с учетом числа жителей и масштабов зарегистрированной преступности незначительное количество латентных преступлений.

Работа по выявлению укрытых от учета преступлений была ослаблена прокурорами г.г. Воркуты, Печоры, Княжпогостского, Усть-Куломского, Троицко-Печорского районов, а прокурором Усть-Цилемского района такие преступления вообще не выявлялись.

Вызывает беспокойство снижение регистрации преступлений профилактической направленности в г.г. Ухте, Усинске, Усть-Куломском, Корткеросском, Сысольском, Удорском и Усть-Цилемском районах.

Несмотря на рост с 13 до 28 выявленных по республике преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, нельзя не отметить, что некоторые прокуроры не предприняли должных усилий к активизации работы правоохранительных органов в данном направлении. Так, в г.г. Воркуте, Усинске, Усть-Куломском, Корткеросском, Троицко-Печорском, Прилузском, Сысольском, Удорском, Койгородском, Ижемском и Усть-Цилемском районах не было выявлено ни одного преступления указанной категории.

*****

Принятыми мерами профилактического характера удалось остановить рост преступности несовершеннолетних.

В 2008 году показатель преступности несовершеннолетних существенно снизился до 868 преступлений (на 22,0%). Однако продолжает оставаться высоким показатель удельного веса оконченных преступлений несовершеннолетних от общего массива оконченных преступлений, который составил 10,9. Республика по данному показателю в СЗФО занимает 10 место.

Снижение преступности произошло в первую очередь за счет снижения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, краж, причинений тяжкого вреда здоровью, грабежей, разбоев. Удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления в общей структуре лиц, совершивших преступления, хотя и остается высоким - 12,1, но по сравнению с прошлым периодом снизился. По России это 7 место.

Сократилась групповая преступность несовершеннолетних, в т.ч. снизилось количество преступлений, совершённых в группах со взрослыми лицами.

Не смотря на это, не ослабевало наше внимание к вопросам противодействия вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественную деятельность. Количество уголовных дел профилактической направленности по ст. 150 УК РФ увеличилось за отчетный период на 86,6%.

Однако ряд прокуроров всё еще занимают в этом вопросе пассивную позицию. Так, в Воркуте несовершеннолетними в смешанных гpyппax со взрослыми лицами совершено 15 преступлений, а к уголовной ответственности по ст. 150 УК РФ привлечено только одно лицо. В Ижемском районе в группах с взрослыми совершено 3 преступления, но к у головной ответственности никто не привлекался. Аналогичная ситуация в Усинске.

На фоне общего сокращения подростковой преступности возросло количество повторных преступлений, совершенных ранее судимыми подростками, особенно в Сыктывкаре, Воркуте, Печоре, Княжпогостском, Сыктывдинском, Прилузском, Удорском, Койгородском районах, где этот показатель намного выше среднереспубликанского.

Подобная ситуация объясняется прежде всего просчётами в организации работы как органов системы профилактики, так и организации надзорной деятельности прокуроров.

*****

Реализация функции прокуроров по обеспечению участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства характеризуется в целом качественным участием государственных обвинителей в судебных процессах, а также своевременным и обоснованным обжалованием незаконных и необоснованных приговоров. Эффективность кассационного обжалования по итогам полугодия составила 90,4%. Однако работа отдельных прокуроров вызывает серьезную озабоченность.

Например, в Усть-Цилемском районе рассмотрено с постановлением приговора 56 уголовных дел. Из них в особом порядке судебного разбирательства 40. Но и за этим объемом дел надлежащего надзора нет. Эффективность кассационного обжалования составляет 66%, оправданных на сегодняшний день 3 лица из 12 по всей республике, два дела возвращалось судом прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, прокурор участвовал в суде за полугодие всего 2 раза.

Многие прокуроры по сравнению с прошлым годом значительно сократили свое участие в судебных заседаниях по уголовным делам (г. Инта, Усинск, Койгородский, Сысольский, Сыктывдинский, Удорский районы), тогда как где, как не в суде, наиболее ярко видны недостатки предварительного расследования, проблемы, требующие решения. Вместе с тем требует принятия действенных мер складывающаяся ситуация со сроками рассмотрения дел. Значительное количество дел более 6 месяцев не рассмотрено судами г. Воркуты (22) и г. Инты (17). Большая часть из них приостановлена в связи с розыском подсудимых, что свидетельствует о просчётах в организации надзора за розыском скрывшихся преступников.

По - прежнему прокуроры не обращают внимание на судебные решения, постановленные мировыми судьями, видимо, потому, что преступления, рассматриваемые этими судьями небольшой и средней тяжести. Всего 10% рассмотренных дел по жалобам и апелляционным представлениям рассматривается в апелляционном порядке. А разве приговор, постановленный мировым судьей, не требует проверки с точки зрения его законности и обоснованности? Апелляционные представления носят единичный характер.

Хочу обратить внимание прокуроров на качество кассационных представлений. Удовлетворяемость указанных представлений на сегодняшний день составляет 58,4%, что не хуже прошлогоднего показателя, но не отвечает требованиям, предъявляемым к государственному обвинению. Так, в г. Печоре из 12 представлений удовлетворено 2.

*****

Важнейшим условием решения задач, стоящих перед органами прокуратуры, является эффективная организация кадровой работы. Существенное омоложение кадрового состава диктуют необходимость уделять пристальное внимание проблемам обучения и воспитания сотрудников, особенно молодых специалистов, расширения работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации, создания качественных условий труда и социальной защищённости.

*****

В завершение хочу обозначить приоритетные направления в работе и задачи, поставленные органам прокуратуры Генеральным прокурором России.

Первое - Усиление надзорной деятельности в сфере соблюдения законов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Второе - Усиление правозащитной функции органов прокуратуры. Деятельность прокуроров должна быть направлена на то, чтобы утвердился правовой порядок в социально-экономической сфере, от чего напрямую зависит качество жизни граждан. Это, прежде всего, относится к вопросам неукоснительного обеспечения законности в областях защиты трудовых прав граждан, прав потребителей, тарифного регулирования, строительства жилья, прав малообеспеченных слоев населения, ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних.

Особое внимание следует обратить на ситуацию с выплатой заработной платы.

В жилищных правоотношениях нужно сконцентрироваться на устранении административных барьеров при выделении земельных участков, оформлении разрешительной документации на строительство, а также при предоставлении жилья льготным категориям граждан.

В преддверии начала отопительного сезона прокурорам серьезное внимание следует уделить соблюдению прав граждан в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

Третье -Борьба с коррупцией не является одноразовой акцией. Поэтому особое внимание следует обратить на усиление надзора за учетно-регистрационной дисциплиной при рассмотрении сообщений о коррупционных преступлениях, а также за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов на этом направлении.

Четвёртое - Усиление работы в сфере противодействия экстремизму.

Пятое - Противодействие правонарушениям и преступлениям в экономике, и прежде всего в таких отраслях, как топливно-энергетический, лесопромышленный комплексы, добыча водных биологических ресурсов.

Шестое - борьба с контрабандой.

Седьмое - Добиваться реальных результатов в вопросах противодействия преступности. Ориентиры здесь - повышение раскрываемости преступлений и действие принципа неотвратимости наказания. Усиление координирующей роли следователей и взаимодействие с оперативными службами. Принятие мер по недопустимости фактов незаконного возбуждения уголовных дел. Налаживание конструктивного взаимодействия со следственными подразделениями в целях достижения общей цели - изобличение преступников при соблюдении законности в ходе расследования уголовных дел.

И последнее. Воспитание и обучение молодых специалистов, новых кадров.

www.prockomi.ru

Док. 598630
Перв. публик.: 01.08.08
Последн. ред.: 13.10.09
Число обращений: 0

  • Яшник Владимир Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``