В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Бобков: `Наше общество слишком аполитично` Назад
Игорь Бобков: `Наше общество слишком аполитично`
Деятельность депутатской комиссии по противодействию коррупции получила неоднозначную оценку как со стороны общества, так и в самой депутатской среде. На очередной сессии Народного Хурала РБ будет решаться вопрос о целесообразности ее дальнейшей работы. В частности, противники подобной практики общественного контроля за распределением бюджетных средств упрекают инициаторов в попытке подмены правоохранительных органов и популизме.

Об идеологии депутатского контроля мы беседуем с председателем антикоррупционной комиссии, депутатом НХ РБ Игорем Бобковым.


- Игорь Александрович, один из аргументов ваших критиков - комиссия пытается подменить собой правоохранительные органы и играет на популизме. Есть контраргументы? И в самом деле, не пытались законодательно бороться с коррупцией?


- Если таким образом ставить вопрос, надо изначально признать, что законы издаются с коррупционным подтекстом. Но это, разумеется, не так. Я считаю, что законы у нас принимаются неплохие. Другой вопрос - исполнение. И кому, как не депутатам, заниматься этим вопросом? Иначе можно договориться до того, что по примеру некоторых стран придется узаконить взяточничество и после этого - обложить его налогом. А точнее говоря - расписаться в собственном бессилии.


Я считаю, что более эффективный и действенный способ борьбы с проявлениями коррупции - депутатский контроль. Мы никоим образом не стремимся подменять собой правоохранительные органы. Наша задача - обозначить имеющиеся факты, поднять вопрос и передать материалы для правовой оценки компетентным органам. Тут нет никакой подмены: мы принимаем финансовые документы, и мы должны отслеживать ход их исполнения.


Сегодня депутатский опыт позволяет оперативно регулировать законодательные вопросы. К примеру, взять закон о госзакупках, принятый в 2003 году. Согласно документу, 60 процентов членов комиссии, принимающей решение о размещении заказа, составляют представители заказчика. Логично, что мы предложили снизить долю представителя заказчика до 50 процентов и ввести в состав комиссии представителей правоохранительных органов. Конкурсов по размещению госзаказов проводится очень много, на сумму 2,5 млрд в год. Понятно, что физически отследить каждую процедуру депутаты не в силах. Но мы в состоянии реагировать на обращения участников подобных мероприятий. И они свидетельствуют о том, что зачастую никого, кроме заказчика, при принятии решения не оказывается. О масштабе таких фактов мы можем только догадываться: только мизерная часть проигравших такие "конкурсы" начинает искать правду. Большинство смиряется, успокаивая себя тем, что, может, в другой раз повезет. Лучше на всякий случай не портить отношения. Вот где - в менталитете нашем - корень многих злоупотреблений. Но, к сожалению, этого законодательным путем не изменишь. Проще возмущаться у себя на кухне, ругая "бессовестных взяточников".


И что прикажете делать? Ждать, пока все станут сознательнее? Почему бы и нет, но только при помощи проверенного средства: полноценного контроля за расходованием бюджетных средств. И в случае выявления нарушения - жесткого наказания. Осознание неотвратимости наказания пока действует лучше любых других предупредительных мер.


- В оценках некоторыми депутатами деятельности антикоррупционной комиссии звучит упрек в желании "пропиариться" накануне очередной избирательной кампании.


- Я не хочу давать оценки таким заявлениям. Принципиальность либо есть, либо нет. Я с такой позицией избирался и заявлял о ней весь срок депутатских полномочий. Комиссия существует уже 1,5 года, но я что-то не вижу массового притока желающих "пиариться".


Более того, есть заявления о выходе из состава комиссии. Заседания комиссии проходят еженедельно, но, судя по посещаемости, далеко не все члены настолько озабочены проблемами противостояния коррупции. И, тем более, далеко не каждый желает открыто высказаться по данной проблеме.


- Наверно, мы все-таки достойны тех, кого выбираем...


- Так мы ведь выбираем из самих себя. Давайте посмотрим хотя бы на приоритеты нашей молодежи. Раньше боялись рекетиров и тайно завидовали проституткам. Сегодня взахлеб мечтают о теплом кресле чиновника. В обществе очень сильно желание пожить на государственный счет. Поэтому социологические исследования свидетельствуют о нежелании молодежи быть военными, учителями. Я считаю, что это плохо. Почему? Мы сегодня и имеем чиновничью республику. При достаточно низком уровне экономического развития затраты на содержание госаппарата превышают 10 процентов собственных доходов. Для высокодотационного региона это очень много.


- Веселенькая перспективка...


- Я думаю, не так все мрачно. Новые выборы в парламент будут проходить уже по новым правилам. Мне лично больше импонирует вариант 100-процентного представительства в законодательном органе по партийным спискам. Но и вариант 50 на 50, как определено у нас, неплох для начала. Партийное представительство более перспективно, нежели одномандатные округа. Кто сегодня в парламенте в большинстве? Правильно, у кого есть деньги на яркую предвыборную риторику и на обольщение избирателя. Это бизнес. Но ведь это не весь срез общества. А в партии шанс заявить о своих амбициях, гражданской позиции есть у всех. Каждая яркая, неравнодушная личность укрепляет имидж партии. Кроме того, кандидат от партии отвечает и перед партией, и перед избирателем. В том числе и за внезапное изменение своих политических предпочтений. Таким образом, на политическую сцену выйдут настоящие политики, трибуны. От этого общество только выиграет.


- Означает ли это, что вы намерены уйти в политику "с головой"?


- Означает. Я тринадцатый год состою в ЛДПР. Можно сказать, ветеран. Хочу совершенствоваться как профессиональный политик. Вообще, надо сказать, что у нас общество чересчур аполитично, и это плохо. Надо, чтобы общество не было равнодушно к идеологиям, которые пропагандируют партии. Надо выбирать свою, близкую, и требовать от партий исполнять свои обещания. Тогда и выбор будет осознанным, и результат - более предсказуемым.


Общество не может быть однородным, иначе это не общество - болото. Разные взгляды и интересы существуют, и в их полемике развивается какая-то компромиссная модель общества. И бороться надо не с инакомыслием, а с отсутствием собственного мнения и принципиальности. Чтобы что-то гарантировать людям, нужно добиваться того, чтобы ответственность за исполнение обещаний срабатывала не в отдельных случаях, а постоянно.

Марина Степанова, "Прайм ТВ"
14 декабря 2006

Док. 598490
Перв. публик.: 14.12.06
Последн. ред.: 12.10.09
Число обращений: 0

  • Бобков Игорь Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``