В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: Монетизация экономики Назад
Владимир Андрианов: Монетизация экономики
Важнейшая характеристика экономической системы, отражающая ее насыщенность ликвидными активами, которые способны эффективно выполнять такие функции, как средство обращения и платежа является уровень монетизации экономики.

Как правило, этот показатель вычисляется как отношение среднегодового объема широкой денежной массы к номинальному ВВП, созданному в том же году и называется коэффициент монетизации.

В качестве денежной массы используется показатель денег в широком значении, который равен сумме денег в узком значении (деньги вне банков плюс депозиты "до востребования" в банковской системе) и квазиденег (срочные и сберегательные депозиты, а также депозиты в иностранной валюте). Показатель "широких денег" не совпадает с денежной массой М2 в национальной валюте на величину депозитов в иностранной валюте.

Справочно: самостоятельный показатель, численно равный отношению денежной массы к валовому доходу впервые ввел А. Маршалл, предложив свой вариант уравнения обмена, на базе которого впоследствии получила развитие "кембриджская теория". В зарубежных исследованиях этот показатель называется или отношение денежной массы к ВВП (M2 to GDP ratio), или коэффициент Маршалла (Marshallian k).

Многочисленные научные исследования показывают наличие устойчивой связи между коэффициентом монетизации и уровнем развития экономической системы.

Поэтому данный показатель является важным индикатором оценки возможности экономического роста, отражающий скорость обращения денежной массы и интенсивность использования тех или иных ликвидных активов в расчетах и платежах.

Скорость денежного обращения рассчитывается как отношение номинального валового внутреннего продукта к среднегодовой денежной массе.

Интенсивность, в свою очередь, можно выразить в количестве оборотов, которое в среднем совершает национальная денежная масса в определенный период времени.

В итоге значения этих показателей определяются величиной спроса на деньги со стороны экономических агентов. При повышении спроса на деньги коэффициент монетизации растет, а скорость денежного обращения падает и наоборот. Коэффициент монетизации уменьшается пропорционально скорости денежного обращения.

Как показывает мировой опыт экономический рост и предложение денег связаны многосторонним механизмом. Динамика роста денежной массы не должна сковывать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и подрывать денежную базу налоговых и бюджетных потоков.

Согласно имеющимся научным исследованиям зарубежных и российских ученых относительно оптимальным уровнем монетизации экономики может быть показатель, составляющий не менее половины ВВП.



В целом коэффициент монетизации и скорость денежного обращения характеризуют степень доверия экономических агентов к национальной денежной единице и денежной системе.

В качестве одного из инструментов повышения уровня монетизации экономики традиционно используется эмиссионный механизм.

В период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. практически во всех промышленно развитых странах мира эмиссионное фондирование активно использовалось в рамках нетрадиционных мер денежно-кредитной политики для преодоления экономического спада, стимулирования кредитования и предотвращения дефляции.

Справочно: Так, например, баланс Федеральной резервной системы США увеличился с августа по декабрь 2008 года в 2,4 раза, примерно с 930 млрд. долл. до 2,2 трлн. долл.

При этом прямой кредит ФРС банкам, валютный своп с другими странами, вложения ФРС в коммерческие бумаги и другие формы прямого кредита достигли в декабре 2008 г. более 1 трлн. долл., хотя еще годом ранее такие вложения ФРС не делались.

Объем денежной массы в США в период с января по сентябрь 2009 г. увеличился на 8% и достиг 8,3 млрд. долл.

Аналогичная ситуация с балансом Европейского центрального банка, который увеличился в 1,4 раза с сентября по декабрь 2008 г. и достиг в конце 2008 г. более 2 трлн. евро (в сентябре 1,4 трлн. евро).

Кредит ЕЦБ коммерческим банкам увеличился почти в два раза - с 536 млрд. евро в середине сентября примерно до 1 трлн. евро в конце года.

В марте 2009 г. о переходе к количественному расширению баланса сообщил Банк Англии. По соглашению с Казначейством Банк Англии выкупит государственные облигации в объеме 75 млрд. фунтов стерлингов и сможет потратить на вложения на рынке до 150 млрд. фунтов.

Следует отметить, что данные меры за рубежом осуществляются в условиях низкой инфляции и возможной дефляции, что дает большую свободу в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Однако при этом меры на которые пошли зарубежные центральные банки в период мирового финансового кризиса являются беспрецедентными, включая покупки на баланс центральных банков долгосрочных государственных облигаций.

Монетизация российской экономики

Идеологи так называемых экономических преобразований в России в начале 90-х годов прошлого столетия в регулировании экономических процессов опирались в основном на принципы монетаризма, однако нередко на практике игнорировали важнейшие из них.

В частности, монетаризм не рекомендует шокового сжатия денежной массы. Денежная масса должна наращиваться постепенно, создавая некоторую "зону расширения" для обращения совокупного национального капитала и роста ВВП.

Однако, в России в тот период проводилась политика постоянного сжатия денежной массы как основного рычага воздействия на инфляцию. В результате коэффициент монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г.

Обратной стороной низкого уровня монетизации в тот период была перенасыщенность российской экономики иностранной валютой, денежными суррогатами, широкое использование экономическими агентами бартера.

При этом денежная масса не компенсировала роста цен, что привело к истощению оборотных средств предприятий, к кризису промышленного производства и в конечном итоге к резкому экономическому спаду.

В последующие годы согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики Правительства России прогнозировался рост денежной массы.

Следует отметить, что хотя ежегодные темпы прироста денежных агрегатов в эти годы складывались выше, чем предусматривалось единой государственной денежно-кредитной политикой Правительства, однако существенного влияния на общий коэффициент монетизации российской экономики они не оказали.

Так по данным Банка России темпы ежегодного прироста денежной массы (М2) составляли (данные на 1 января соответствующего года) в 2001 г. 61,5%, в 2002 г. 39,7% , в 2003 г - 32,4% , в 2004 г - 50,5%, в 2005 г - 35,8% , в 2006 г - 38,6% .

Справочно: денежной масса (национальное определение) М2:

· наличные деньги (М0);

· безналичные средства.

Прирост денежной массы в этот период определялся темпами прироста золотовалютных резервов, что нехарактерно для нормальной рыночной экономике, где изменение денежной массы зависит от ставки рефинансирования и спроса на кредиты.

Своего максимального значения коэффициент монетизации в России достиг в 2007 и составлял 40,6%. В то время указанный показатель был в 5 раз ниже, чем в Японии, в 3 раза меньше, чем Китае и Канаде и почти в 2 раза меньше, чем в США.


В самый разгар финансового кризиса с января по июль 2009 г. происходило сжатие денежной базы в широком определении, которая сократилась на 14% с 5,6 до 4,9 трлн. рублей, а коэффициент монетизации уменьшился до 32%.

Справочно: структура денежной базы в широком определении в России по состоянию на середину 2009 г. состояла из:

· наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций (81,5%);
· корреспондентские счета кредитных организаций в Банке Россия (8,8%);
· обязательные резервы (0,7%);
· депозиты кредитных организаций в Банке Россия (8,6%);
· облигации Банка России у кредитных организаций (0,4%).*

В отдельные годы в состав денежной базы в широком определении включались обязательства банка России по обратному выкупу ценных бумаг и средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России. *

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы, а вызвана отсутствием реальной конкуренции и высоким уровнем монополизации многих товарных рынков и, прежде всего, сферы энергетики, транспорта, строительства, производства продуктов питания, розничной торговли и др.

Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России в период 2000 - 2006 гг. наглядно свидетельствует не только об отсутствии прямой зависимости роста потребительских цен от темпов увеличения денежной массы (М2), но и показывает противоположную тенденцию.



Данный график опровергает сакраментальную формулу монетаристов "больше денег - выше инфляция".

Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным следствием высокой инфляции, что подтверждается состоянием российской экономики.

Политика денежных властей искусственно замораживает нынешнюю отсталую структуру российской экономики. Недостаток денег и слишком дорогой кредит не дают развивать производство и насыщать рынок товарами. В свою очередь, это ведет к снижению темпов экономического роста и ускорению инфляции.


Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН


27.05.2009



viperson.ru

Док. 598300
Перв. публик.: 27.05.09
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 0

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``