В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Подготовлен новый проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции Назад
Подготовлен новый проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции
6 октября в Горках Московской области состоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева с Председателем Верховного Суда Вячеславом Лебедевым


На встрече обсуждалось предложение Верховного Суда об упразднении надзорной инстанции в республиканских, краевых и областных судах и введение апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции.

Верховный Суд подготовил проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции, поскольку до сих пор судопроизводство в них регулируется старым законом о судоустройстве 1982 года. Глава государства пообещал самым внимательным образом ознакомиться с работой по совершенствованию законодательства о судоустройстве, которая велась Верховным Судом.

Президент также поддержал предложение Верховного Суда о совершенствовании системы работы комиссий, принимающих экзамен на статус судьи: она должна стать более прозрачной и более эффективной.


Приводим полный текст этой беседы Дмитрия Медведева с Вячеславом Лебедевым с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru с нашим кратким комментарием.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вячеслав Михайлович, мы с Вами участвовали в съезде судей. На съезде звучали самые разные предложения, по части из них я давал поручения Правительству подготовить предложения, Администрации Президента. Знаю, что и Верховный Суд участвовал в подготовке предложений и в том числе направленных на совершенствование статуса судей, на создание нового законодательства, посвящённого статусу судей, некоторых других вопросов. Как обстоят дела?

В.ЛЕБЕДЕВ: Да, это действительно так. Верховному Суду было несколько Ваших поручений. И я Вам должен сказать, что все предложения, которые Верховный Суд должен был сделать, он сделал в установленные Вами сроки, по всем пунктам. И если в общем говорить, то работа проведена очень конструктивная.

Один из вопросов - это реформирование судоустройства судов общей юрисдикции. Вы неоднократно обращали внимание на то, что действует ещё старый закон 1982 года о судоустройстве. Верховный Суд подготовил проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции, который и представил в рабочую группу, которая у Вас в Администрации создана. В основном все наши положения, которые содержатся в этом проекте, учтены. И мне известно, что работа практически завершена по этому проекту, так что, я думаю, Вам его скоро представят.

Особенностями является то, что у нас вводятся апелляционные инстанции для рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел. Это очень важно. Мы полагаем, что введение апелляции, то есть процедуры, приближенной максимально к процедуре суда первой инстанции, повысит качество рассмотрения дел и сократит число жалоб, которые подаются на уже вступившие в законную силу судебные решения. Наше предложение сводится к тому, чтобы надзор в республиканских краевых и областных судах упразднить, оставить его только в Верховном Суде, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации, по вопросам, связанным с фундаментальными принципами правосудия.

Второй вопрос, на который Вы обратили внимание и дали поручения, тоже не менее важен, - это связано с повышением статуса и порядка формирования экзаменационных комиссий. Это первая стадия для того, чтобы занять должность судьи. Конечно, мы проанализировали эту работу, и анализ показал и положительные стороны деятельности комиссий, и недостатки, и, самое главное, обозначились те вопросы, которые надо решать, то, о чём Вы говорили.

Во-первых, надо повышать статус экзаменационных комиссий. Недавно в конце сентября прошла конференция председателей экзаменационных комиссий, которые работают на территории субъектов Федерации, и там были внесены очень хорошие, конструктивные предложения, которые Вам будут представлены. Во всяком случае первое, на что мы все обратили внимание, - это то, что регламентация должна содержаться не в положениях, которые сейчас делает Высшая квалификационная коллегия, а наверное, порядок работы этих комиссий должен регулироваться федеральным законом. Наверное, надо внести изменения в закон об органах судейского сообщества. С нашей точки зрения, эти экзаменационные комиссии должны формироваться не так, как сейчас, - соответствующими квалификационными коллегиями, а наверное, они должны формироваться на конференциях на территории субъекта Федерации, а Высшая комиссия - на Всероссийском съезде судей. И о своей работе они должны отчитываться именно этим коллегиальным органам - конференциям - и съезду судей России. Затем надо установить единые требования к экзамену, единую методику.

Сегодня, к сожалению, такое положение, когда требования различных экзаменационных комиссий, которые работают на различных территориях субъектов Федерации, они разные, отличаются.

Д.МЕДВЕДЕВ: И судьи получаются разные.

В.ЛЕБЕДЕВ: Совершенно верно, да. И методики нет единой. Всё это надо унифицировать и сделать единую методику, требования к экзаменам, требования к экзаменационному билету. Некоторые не содержат даже вопроса, который был бы связан с написанием, скажем, проекта судебного решения по макету дела.

Но на судей всё-таки претендуют те лица, которые отработали уже пять лет. Это очень важное направление работы, потому что это не самоцель, а это основное звено начала формирования профессионального судейского корпуса. Статистика нехорошая: в 2008 году 35 процентов претендентов на должности судей не сдали экзамены. И в этом году такая же цифра.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, это как посмотреть. С одной стороны, вроде она нехорошая, а с другой стороны - может быть, и хорошо, что не сдали.

В.ЛЕБЕДЕВ: С точки зрения отбора - да, конечно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да. Если бы они проскочили через сито экзамена, появились бы неквалифицированные судьи. А зачем нам это надо?

В.ЛЕБЕДЕВ: Это правда. Я о другом хотел сказать, что нехорошая - это свидетельство того, что есть проблемы в юридическом образовании.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это так.

В.ЛЕБЕДЕВ: И здесь сразу же ещё другой вопрос выясняется - это подготовка кандидатов на должности судей. Ведь всё-таки претенденты на должности судей - это не выпускники юридических вузов. Ведь они уже отработали 5 лет, имеют достаточный стаж. И, наверное, если нам удастся системно решить хотя бы эти три вопроса, три направления, думаю, то, что обозначено в программных положениях Вашей статьи "Россия, вперёд!", будет достаточно быстро реализовано и достаточно быстро скажется на эффективности работы.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вячеслав Михайлович, я хочу сказать, что действительно ряд вопросов назрел, и мы неоднократно к ним обращались. Если говорить о новом законодательстве о судоустройстве, то я самым внимательным образом ознакомлюсь с теми уже итогами работы, которая велась при Вашем участии, при участии Администрации Президента, Правительства Российской Федерации. И это, в общем, действительно попадает в русло тех предложений, тех идей, которые мы с Вами обсуждали и в ходе наших узких совещаний по поводу того, каким образом нам совершенствовать судебную систему, совершенствовать законодательство о судоустройстве, совершенствовать законодательство и о статусе личности, и судейской личности в том числе, о статусе судьи.

Что же касается темы экзаменов, то мне с Вами трудно не согласиться, что такая картинка - это отражение общей ситуации, в том числе и в юридическом образовании. Некоторое время назад, Вы знаете, я подписал специальный документ, касающийся совершенствования юридического образования, не потому, что мне это образование, как и Вам, близко, мы его когда-то получали, а потому, что всё-таки в руках юристов (в широком смысле этого слова) и судей (в узком смысле этого слова) находится судьба людей - людей, которые прибегают к услугам правосудия или в силу того, что они сами обращаются за правосудием, или в силу того, что они совершают какой-то проступок, за который наступает ответственность. И нам небезразлично, каким образованием обладают наши коллеги. За последние годы, мы с Вами об этом говорили неоднократно, к сожалению, юридическое образование развивалось очень по-разному. У нас сохраняются крупные юридические центры, где дают хорошее - как принято говорить, классическое - образование. И существуют вузы, которые никогда не занимались юридическим образованием, которые занимались совсем другими отраслями знаний, но в силу разных причин решили тоже заняться этой темой - как правило, за деньги. Нам нужно разобраться с той системой подготовки, которая есть, - это одна задача.

И вторая задача, конечно, сделать систему сдачи экзаменов более понятной, более прозрачной и, самое главное, более эффективной, чтобы она выявляла реальные знания соискателя на должность судьи".

Главной новостью этой беседы несомненно является новость о том, что . Верховный Суд подготовил проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции вместо действующего закона 1082 года о судоустройстве. Скоро он будет представлен Президенту для внесения его в Государственную Думу.

В этом проекте закона предлагается ввести аппеляцирнные инстанции в судах общей юрисдикции, а ликвидируется надзор в республиканских, кпаевых и областных судах, оставив его только в Верховном Суде.

Второй вопрос, который Вячеслав Лебедев обсудил с Президентом России, касался экзаменационных комиссий для лиц, претендующих на должность судьи. Как он сообщил в 2008 году 35% претендентов не сдали этот экзамен.

Нужно формировать эти комиссии на судейских конференциях в регионах, а высшую комиссию на российском съезде судей. В этих же органах они должны и отчитываться. Кроме того необходимо ввести единые стандарты экзаменационных билетов.

По этому вопросу Президент России Дмитрий Медведев поставил две задачи. Надо разобраться с некачественной системой подготовки юристов и "сделать систему сдачи экзаменов более понятной, более прозрачной и, самое главное, более эффективной, чтобы она выявляла реальные знания соискателя на должность судьи".

Надо заметить, что Вячеслав Лебедев отметил, что "если нам удастся системно решить хотя бы эти три вопроса, три направления, думаю, то, что обозначено в программных положениях Вашей статьи "Россия, вперёд!", будет достаточно быстро реализовано и достаточно быстро скажется на эффективности работы".

Весьма существенное замечание, вы не находите.

Лев Иванов.

07 октября 2009 года.
www.nasledie.ru

Док. 597948
Опублик.: 07.10.09
Число обращений: 0

  • Лебедев Вячеслав Михайлович
  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``