В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Манеж Манежу рознь? Назад
Манеж Манежу рознь?
Вчера в Центральном выставочном зале "Манеж" состоялось открытие выставки современного искусства "Москва - Арт Манеж - Санкт-Петербург".

Одна из крупнейших московских ежегодных ярмарок "Арт Манеж", существующая вот уже семь лет, привезла в Санкт-Петербург 14 московских галерей, что, конечно, только капля из московского моря, но все же. От нашего города галеристов - увы - и того меньше.
Экспозиция построена по принципу Ноева ковчега: всякой твари по паре. Художники всех мастей, на любой вкус, цвет и размер, разной степени маститости и известности. Особняком стоит ретроспектива, подготовленная на стенде Союза фотохудожников: от работ мастеров 1920-30-х (Марка Маркова-Гринберга, Бориса Игнатовича и других) не оторвать глаз. Но если начать рассказывать про все - можно утонуть в материале. Гораздо важнее представляется поговорить о том, ради чего эта выставка сделана, - о ситуации вокруг художественного рынка Петербурга, которого, собственно, почти нет.
Директор московского Манежа Станислав Каракаш сказал на пресс-конференции, что "Москва - Арт Манеж - Санкт-Петербург" - это не ярмарка, а прежде всего выставка, хотя любая галерея никогда не прочь что-нибудь продать из привезенного. Москвичи давно общались с питерским Манежем и даже обсуждали всевозможные проекты (мол, тезки - это обязывает), но эту выставку тем не менее собрались делать спонтанно, только в декабре прошлого года. Все финансовые затраты взял на себя сам "Арт Манеж", с участников собирали только деньги на рекламу. Но и такие суммы оказались для многих петербургских галерей неподъемными, хотя вообще-то участие в выставке-ярмарке стоит гораздо больше (на том же "Арт Манеже" квадратный метр стоит около 80 долларов, а галерея должна приобрести не менее двадцати метров площади). Как сказал сам Станислав Каракаш, петербургской частью они не очень довольны.
Московский Манеж является коммерчески успешной структурой. Проводя художественные ярмарки, он сам зарабатывает себе на жизнь и может проводить выставки, не привлекая спонсоров, собственными силами. "Работа со спонсорами немного мешает чистоте жанра", - признался Станислав Каракаш. Директор петербургского Манежа Дина Градова в ответ на вопрос журналиста о том, собираются ли они последовать успешному примеру москвичей, сослалась на то, что в Петербурге нет покупательского спроса на искусство. Действительно, нам ли сравнивать Питер со столицей - где, понятно, больше денег и людей, созревших для того, чтобы эти деньги тратить на покупку произведений современного искусства. В результате наши же петербургские художники сотрудничают с московскими галереями и успешно там продаются. Прямо на пресс-конференции с вопросом к директору галереи обратился питерский художник: мол, можно ли подойти, показать портфолио, договориться о сотрудничестве. Галерист посоветовал ему съездить на одну из ярмарок в Москву. Такие сделки обычно и совершаются на ярмарках: художники подбирают себе галереи, галереи обновляют свои ряды. А вот мнение владельца галереи, так сказать, третьей стороны в деле арт-рынка, буфера между художником и покупателем: "Расхожее мнение - что мы такие клещи, которые паразитируют на теле художника. Но слухи о нашем финансовом благополучии сильно преувеличены. Мы сводим концы с концами. Однако если у нас что-то не получается, то мы знаем, что в этом виноваты мы сами, а не художник и не покупатель: мы не угадали ситуацию, неправильно подали художника", - рассказал Наум Олев, директор московской галереи "Зеро". Словом, художники в России давно уже поняли, что ничего зазорного в том, чтобы продавать свои работы, нет. Нужен отлаженный рыночный механизм в лице галерей и ярмарок искусства. Их появлению можно как-то способствовать. Но вот откуда взять покупателей? Их-то не организовать, не вырастить в пробирке. Можно разве что привезти из-за границы, как рассаду - но тогда туда и уйдет наш художественный капитал.
По идее, эта выставка должна как-то всколыхнуть сонный питерский рынок, а в дальнейшем, повторяясь ежегодно, поспособствовать его развитию. Сдвинется ли эта ситуация с места, станут ли после юбилея петербуржцы богаче (как сказала Дина Градова), можно будет судить хотя бы после второй выставки московского Манежа в гостях у питерского. Пока нам остается только возможность до 23 февраля не покидать здание на Исаакиевской площади, впитывая тенденции современного искусства. Кстати, в четверг, 20 февраля, в 18.00, посетителей выставки ждет литературный вечер журнала "Октябрь" (в числе прочих будут выступать Вячеслав Пьецух и Евгений Попов).

19-02-2003
www.rtr.spb.ru

Док. 597272
Перв. публик.: 19.02.03
Последн. ред.: 06.10.09
Число обращений: 0

  • Градова Дина Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``