В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 9 октября 2006 Назад
Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 9 октября 2006
"Не провинция - центр России".

("Сегодняшняя газета", 09.10.06, Людмила Винская)

В Дагомысе XI фестиваль журналистов "Вся Россия" собрал представителей множества видов и родов прессы - от Калининграда до Магадана. Были и иноземные гости. Более двух тысяч делегатов прибыли, движимые и желанием встретиться с коллегами, и обсудить насущные проблемы, и послушать столичных профи, главных редакторов московских изданий, телевизионщиков. Ну и, разумеется, убедиться, по-прежнему ли Черное море "самое синее в мире".

НЕ знаю уж, привлек бы какой поселок в Красноярском крае такую тусовку, но в "глухой" населенный пункт под боком у Сочи журналистская братия прибыла дружно. Всё происходило в Краснодарском крае, тем не менее в центре внимания был край Красноярский. Во-первых, его делегация оказалась самой большой, человек шестьдесят: то тут, то там мелькали люди в футболках с надписью "Красноярский край". Прибавьте к этому артистов ансамбля танца Сибири им. М.С. Годенко, которые успели и журналистов всея России своим мастерством покорить, и перед участниками экономического форума в Сочи сплясать. Ну а во-вторых, свою роль сыграла политическая интрига...

Фестиваль начался с "оправдательной" речи руководителя Союза журналистов РФ Всеволода Богданова. Он-то и просветил коллег: мол, кто-то пустил слух, что в Дагомысе намечается оппозиционное сборище, все ждут Касьянова, который будет проводить подрывную работу. Касьянова, честно скажу, никто не ждал, подрывной работой тоже никто не думал заниматься, хоть новосибирцы и появлялись в зале с оранжевыми шарами. Но их символ был далек от "майданщины". И всё же выводы из речи Богданова все сделали быстро: так вот почему г-жа Матвиенко отозвала свое приветствие фестивалю, так вот почему губернатор Краснодарского края Александр Ткачев не появился ни на одном мероприятии, так вот почему на открытии не поднимался Государственный флаг РФ... А суть интриги заключалась в том, что все начали гадать, не даст ли в такой ситуации "задний ход" тезка Ткачева - красноярский губернатор Хлопонин, чья лекция значилась в программе заключительного дня.

Но пока фестиваль думал думу, всё шло своим чередом. Тон пытались задавать москвичи, но у них получалось вяло, а иногда не получалось вообще. Потому что чувствовалось: у столичной прессы одни заботы, у провинциальной - другие. А представители этих сообществ зачастую и мыслят разными категориями, и говорят на разных языках, хотя пользуются русской речью. Особенно ярко это проявилось на конгрессе журналистов России, который проходил в рамках фестиваля. Разговор шел о критериях профессионализма. Зал с плохо скрытым изумлением внимал размышлениям московских мэтров, в частности, советовавших, как редакциям формировать команду профессионалов. Запомнился такой пассаж: дескать, не стоит надеяться на выпускников факультетов журналистики, надо подбирать народ из разных сфер и внедрять узкую специализацию. Поработал-де человек в банке - можно такого спеца переманить в журналистику, где он будет заниматься только освещением банковских проблем. Крутое предложение! Особенно для небольших городских и районных газет, да и для больших региональных - тоже. Это ж сколько деньжищ надо иметь, чтобы содержать в редакции команду узких специалистов! Потому-то огромный зал и впал в задумчивость: то ли ораторы дальше Садового кольца не бывали, то ли издеваются над провинциалами. Ни то, ни другое. Выступавшие просто размышляли, и им дела не было до того, насколько их фантазии увязаны с реальностью.

Но тут ведущий предоставил слово вице-губернатору Красноярского края Ольге Карловой. Зал оживился сначала по-обывательски. Молодая симпатичная! Женщина! Заместитель губернатора! Да не Липецкой области или Ивановской, а такой махины! Ну-ну, послушаем, что власть скажет. Большинство участников фестиваля прессы, конечно, не подозревали, что высокопоставленная чиновница журналистику знает изнутри: сама в этом цехе трудилась. Да к тому же Карлова - доктор философских наук, может не только о практике рассуждать, но и о теории. Ольга Анатольевна вынуждена была несколько раз прерывать свое выступление. Зал заставлял. Журналисты, почуяв, что имеют дело с человеком, который заинтересоваанно и, к тому же, по существу говорит об их реальных проблемах, аплодировали, выражая свою поддержку.

После конгресса уже вся делегация Красноярского края попала под пристальное внимание коллег, и многим приходилось давать пресс-конференции прямо в прибрежных кафешках, по дороге на пляж, а то и прямо у моря. Главный вопрос, который циркулировал в фестивальной среде: "А ваш точно приедет? Тут же президент... Говорят, он его может не пустить". Под словом "ваш" подразумевался, понятное дело, губернатор. А мы, само собой, дружно отвечали, не сговариваясь, что уж кто-кто, а "наш" к журналистам прилетит. Хотя сомнения, честно говоря, были.

Но в назначенный час Александр Хлопонин прибыл. Без всяких бумажек прочитал со знанием дела лекцию "Курс на возврат мирового лидерства и развитие востока страны: вторая индустриализация Сибири". Потом ответил на многочисленные вопросы и пригласил всех на вечерний прием. В оставшееся до фуршета время наиболее любопытные гадали: сам-то губернатор будет на приеме? Каково же было удивление коллег, когда вечером среди гостей появился не только Александр Хлопонин, но и глава Красноярска Петр Пимашков, и депутат Законодательного Собрания Юрий Абакумов. Губернатор даже тост сказал, окончательно став своим парнем на бале прессы. А вели "красноярский бал" не наемные "шоумены", как это было на других приемах, а журналисты: Ирина Долгушина, руководитель телеканала "Енисей-Регион", и Василий Нелюбин, глава Красноярской организации Союза журналистов РФ, он же начальник краевого управления по информационной политике. Зажгли всех. А уж когда Василий взял в руки гитару и запел "Веселого репортера", возле сцены сразу образовался небольшой импровизированный хор. Оказывается, есть еще люди, которые знают старую залихватскую песню: О взятии плацдарма,

что ровно в полночь пал,

он раньше командарма

на полчаса узнал.

Во избежанье спора

напоен был пилот,

у генерал-майора

был угнан самолет.

Но вышли без задержки

наутро, как всегда,

"Известия", и "Правда",

и "Красная Звезда":

Надо сказать, что сценарий был написан в походных условиях, собственными силами. Слава Богу, в команде была Елена Крупкина из "Комка", выпускница ВГИКа, знающая толк и в режиссуре, и в сценарном деле. В паре с ней работала Ирина Долгушина. Как бы то ни было, но именно наши ведущие сумели в финальный день объединить всех в единое целое, разбудить дух журналистского братства, напомнить о главном, что журналистика - это не просто профессия, это состояние души, а Красноярский край - это вам не провинция, в столичном понимании. Это центр России. В общем, пять баллов!

"Избирательные войны".

("Сегодняшняя газета", 07.10.06, Станислав Санин)

27 сентября Центризбирком утвердил состав временной избирательной комиссии Красноярского края. На должность председателя рекомендован нынешний глава крайизбиркома Константин Бочаров. Временной комиссии предстоит обеспечить проведение выборов в едином крае, еще недавно бывшем тремя самостоятельными субъектами федерации. Важность стоящей перед избиркомом задачи сложно переоценить. Тем временем в Красноярске уже почти год не утихают страсти вокруг действующего состава комиссии и ее председателя. Что же происходит и кому это выгодно?

НАПАДКИ на работу региональной избирательной комиссии шли по нарастающей, начиная с прошлой осени. На решения избиркома и фигуру председателя ополчились нешуточные силы - отдельные члены самой избирательной комиссии, несколько депутатов, ряд подконтрольных СМИ. Очернительная кампания достигла своего апогея минувшей весной, во время довыборов в Законодательное Собрание по Березовскому избирательному округу. По сети Интернет, а затем и в обычной прессе стали гулять некие "бумаги из ФСБ", в которых будто бы вскрывались факты нарушения избирательного законодательства. Но к тому, что же и кем на самом деле было нарушено в Березовском округе, мы еще вернемся. Поговорим немного о реальной подоплеке событий. Кому нужна война вокруг крайизбиркома и почему она стала возможной? Ответы на эти вопросы кроются отчасти в самом принципе формирования избирательной комиссии. Она набирается по принципу, что называется, "всем сестрам по серьгам". В нее входят представители администрации края, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления, политических партий, общественных организаций - всё согласно имеющимся квотам.

В результате происходит следующее. Большая часть сотрудников просто работает, организуя выборы и реализуя избирательные права жителей края. Некоторые же члены комиссии озабочены совсем другими проблемами - они решают политические задачи в интересах тех, кто их в избирательный орган и направил. В частности, в интересах нескольких конкретных депутатов Заксобрания и стоящих за ними политических сил. Отсюда и перманентное противостояние внутри комиссии при голосовании по большинству вопросов, имеющих политическую подоплеку. Отсюда многочисленные жалобы во все инстанции - от Счетной палаты до ЦИК, которые "вечно несогласные" рассылают с завидной регулярностью. Как в таких условиях комиссии и ее руководителю удается исполнять свои прямые служебные обязанности, это отдельный вопрос.

Но каков итог этой бурной деятельности, направленной на дестабилизацию работы крайизбиркома? С мая 2003-го года, когда краевая избирательная комиссия работает в нынешнем своем составе, судом либо вышестоящими инстанциями не было отменено НИ ОДНОГО ее решения. Правда, был прецедент, когда краевой суд отменил решение по залогу снятого с выборов Анатолия Быкова. Однако Верховный суд встал на сторону крайизбиркома и вернул всё на круги своя.

Не хочется подробно разбираться во всех тех многочисленных склоках, которые сотрясали крайизбирком последний год. Тем более что подробности эти с удовольствием смаковали некоторые СМИ, имеющие вполне определенную политическую ориентацию. Остановимся только на том, что же в действительности произошло в Березовском избирательном округе весной этого года. А произошло там вот что. Избирательная комиссия вела по всему краю плановую работу по составлению единого реестра избирателей. Данные по числу избирателей, которые вносились в списки, были вполне официальными, их предоставляли главы местного самоуправления соответствующих территорий. Убыль населения в Красноярском крае, к сожалению, - процесс объективный. В частности, в Березовском округе из избирательных списков были исключены более четырех тысяч человек. А когда в округе победил кандидат от "Единой России", причем с большим перевесом, но при минимальном превышении порога необходимой явки, оппозиция и подняла вой. Цель проста: признать выборы несостоявшимися.

В итоге подключилась прокуратура, списки исключенных были тщательно проверены и перепроверены. Из четырех с лишним тысяч признаны исключенными незаконно 206 избирателей - число, на исход выборов никак не влияющее. Конечно, этот факт стал предметом пристального разбирательства, по нему было возбуждено уголовное дело. Сегодня следствие продолжается, и меру ответственности конкретного работника территориальной избирательной комиссии, допустившего это нарушение, определит суд. Если до него дойдет дело. Ведь следователи прокуратуры - это не предвзятые журналисты, подающие события так, как им выгодно, они исследуют факты, и только факты.

А факты эти таковы. В работе избирательных комиссий на территории края задействовано огромное количество человек. На референдуме по объединению края, например, их было 16 тысяч. Людей с высшим образованием там минимум - в основном, это доярки, механизаторы, пенсионеры, реже - учителя и врачи, которые за мизерную зарплату в полторы тысячи рублей взваливают на себя нелегкую работу, предполагающую огромную ответственность. Поэтому ошибки в работе избиркомов не просто возможны - они в определенном смысле неизбежны. Вот только повод ли это, чтобы пытаться дискредитировать всю избирательную систему? Ведь что происходит на самом деле. Инициировав кампанию по дискредитации крайизбиркома и ее председателя через "ручных" членов комиссии и подконтрольные СМИ, некоторые краевые политики преследовали вполне определенную цель. Они хотели добиться смещения со своей должности одного конкретного человека - председателя крайизбиркома Константина Анатольевича Бочарова. Ну не устраивает он их в качестве председателя временной комиссии в период грядущих выборов в ЗС, и всё тут! "Ставленник губернатора", "креатура Хлопонина" - вот сухой остаток от сумбурных и многословных обвинений в адрес главного краевого "выборщика". Действительно, Бочарова в крайизбирком делегировала ЦИК и администрация края. Следовательно, в какой-то мере его можно назвать "ставленником губернатора". Вот только уместен ли здесь уничижительный подтекст? Кто отвечает за то, чтобы на территории края полно реализовывались конституционные права граждан, в частности - избирательное право? Правильно, губернатор. И механизм реализации губернаторского контроля - это возможность делегировать в избирательную комиссию тех людей, которым он доверяет. Других вариантов просто нет.

Чтобы стали понятны истинные мотивы скандалистов, надо лишь посмотреть, кто именно мутит воду в надежде на политический улов. Тем более, что это секрет Полишинеля - фамилии двух депутатов ЗС мелькали в публикациях на эту тему и, что называется, у всех на слуху. Нетрудно заметить, что оба народных избранника принадлежат к тем маргинальным политическим силам, время которых безвозвратно проходит. Если уже не прошло. Поэтому, вместо того чтобы выигрывать выборы в открытой и честной борьбе, они пытаются "поменять на поле судей". Только тогда заветный результат для них может стать реальностью. Но если посмотреть реально, дело не в конкретном Бочарове или Иванове-Петрове-Сидорове. Ведь со страниц газет долгое время голословно утверждалось, что закон у нас, оказывается, нарушают не кандидаты или партии, а сама избирательная комиссия! То есть именно та инстанция, которая и обязана организовывать выборы, следить, чтобы они проходили законно. Факты, однако, говорят об обратном: в результате многочисленных проверок не то чтобы криминала в действиях избиркома так и не было выявлено, но и решения комиссии ни разу не были признаны ошибочными.

В итоге такой подмены понятий происходит вещь на самом деле чрезвычайно неприятная. Дискредитируется сама демократическая процедура выборов. Подрывается явка: дескать, к чему на такие выборы ходить, раз всё равно результаты подтасуют. Кому это выгодно, опять же понятно. В стране идут активные политические процессы. Полным ходом ведется партстроительство, некоторые политические силы укрепляют свои позиции. В то же время другие столь же стремительно теряют очки. Политическое банкротство партий старого типа, бывших "на коне" в смутные девяностые, становится всё более очевидным. Потому-то и усиливаются попытки аутсайдеров дискредитировать саму избирательную систему. Ведь сделать это проще, чем заслужить доверие избирателей и честно показать на выборах высокий результат.

Только вот времена сегодня далеко уже не те. И люди стали мудрее, и государство научилось лучше исполнять свои обязанности. Оно вполне способно обеспечить свободное волеизъявление жителей единого Красноярского края. Помешать этому - задача столь же бессмысленная, сколь и безнадежная.

09.10.2006
www.regnum.ru

Док. 596877
Перв. публик.: 09.10.06
Последн. ред.: 05.10.09
Число обращений: 0

  • Нелюбин Василий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``