В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ньюс-омбудсмен: Без права на ошибку Назад
Ньюс-омбудсмен: Без права на ошибку
В Краснодарском краевом суде на днях состоялся "круглый стол", посвященный на тему: "Институт ньюс-омбудсменов и проблемы саморегулирования СМИ".



Суть дискуссии определили и место проведения, и состав участников. За круглым столом собрались представители третьей и четвертой властей. Причем Фемида была представлена на самом высоком уровне - в дискуссии активное участие приняли председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов, его заместитель Владимир Мартыненко, судьи краевого и районного судов, журналисты, ученые, преподаватели. Среди организаторов "круглого стола" - руководители Всероссийского института проблем информационного права. А гостями стали наши соседи - руководители совета по информационным спорам Ростовской области, который действует в рамках некоммерческого партнерства. И гвоздь программы - ньюс-омбудсмен знаменитой газеты "Гардиан" (Великобритания) Иан Мэйс. Речь шла о проблеме взаимоотношений СМИ и общества. Имеют ли журналисты право на ошибку? Почему растет число исков к СМИ о защите чести и достоинства? Может ли четвертая власть сама исправить ошибку, если ее факт доказан? Что лучше - колонка исправлений или громадная сумма иска по решению суда?

Открыл дискуссию доктор филологических наук, профессор Юрий Лучинский, являющийся региональным директором проекта "Развитие институтов саморегулирования СМИ в Краснодарском крае". Он предоставил слово заместителю председателя краевого суда Владимиру Мартыненко, который начал свое выступление, обозначив принципы взаимоотношений третьей и четвертой власти на Кубани. Главный из них - открытость. Затем Владимир Мартыненко привел статистику: в год рассматривается около 160 исков к СМИ о защите чести и достоинства. И 30 процентов истцов - это чиновники и крупные хозяйственные руководители. Как правило, в исках предъявляются материальные претензии. Иногда чисто символические - на 1 рубль. Появился и новый вид зарабатывания денег: есть так называемые специалисты, которые регулярно просматривают прессу и подталкивают "героев" некоторых публикаций на выяснение отношений с журналистами в суде. Владимир Мартыненко высказался за повышение правовой культуры журналистов, которая бы снизила уровень претензий.

Председатель краевого суда Александр Чернов честно признал, что очень часто третья власть щадит четвертую, не принимая решений о закрытии тех или иных изданий и не удовлетворяя крупные в материальном отношении иски. Может это делается в ущерб правам граждан, но и краевой, и Верховный суд понимают роль средств массовой информации в растущем демократическом обществе.

Юрий Лучинский, рассказав историю шведского слова "омбудсмен", представил участникам "круглого стола" Йана Мэйса - человека не совсем привычной для нас профессии. Что такое ньюс-омбудсмен? Это сотрудник средства массовой информации, который не подчиняется главному редактору и ведет колонку исправлений. В газете "Гардиан" Йан Мэйс подчиняется напрямую совету директоров и входит в творческий совет. Он внимательно анализирует все публикации, читает почту, в которой читатели указывают на ошибки, и в тех случаях, когда факт ошибки доказан, - публикует исправление. Причем - без упоминания фамилии журналиста. Подобное упоминание появляется только в том случае, если сотрудник уличен в плагиате. Причем здесь наказание не ограничивается только перепечатыванием фамилии в колонке исправлений. Виновный возмещает истинному автору публикации материальный ущерб. Деятельность ньюс-омбудсмена позволяет избегать выяснения отношений в суде, повышает популярность издания. "Гардиан" ввела эту должность тогда, когда было решено ворваться в тройку ведущих британских изданий. И за семь лет работы Мэйс лишь в одном номере не опубликовал свою колонку.

Александр Чернов констатировал, что у нас роль ньюс-омбудсмена играет Фемида. Впрочем, есть и иные формы саморегулирования средств массовой информации. О них рассказали Сергей Улезько и Анжелика Синеок, ознакомив собравшихся с практикой деятельности совета по информационным спорам. О практике работы большого жюри краевого отделения Союза журналистов РФ участников "круглого стола" проинформировал доктор филологических наук Александр Осташевский.

Словом, по большому счету речь шла о социальной ответственности средства массовой информации и о формах самоконтроля. Зрелым является то журналистское сообщество, которое готово идти на такое саморегулирование, умеет отстаивать свою правоту и в то же время признает совершенные ошибки. И здесь мы находимся только в самом начале пути.

Ю.Лучинский не стал томить собравшихся и сразу пояснил: непривычное сочетание "ньюс-омбудсмен" в дословном переводе с шведского означает "человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц"... В западной журналистике - это специальный сотрудник, который осуществляет независимую экспертизу авторских текстов и передач. Он рассматривает материалы журналистов и отвечает на жалобы читателей, чиновников и обывателей в досудебном порядке, чтобы недовольство граждан не переросло в дорогостоящие судебные процессы.

Участники "круглого стола" обсудили проблемы урегулирования взаимоотношений между государством, прессой и обществом, которые обострились с расцветом СМИ и, в особенности, с появлением "желтой" прессы. Попытались ответить на животрепещущий вопрос: если современное общество нуждается в СМИ, то кто может их контролировать? И на каких принципах? Речь не идет о введении института жесткой цензуры в условиях развития демократии.

Все с интересом прослушали выступление английского ньюс-омбудсмена из довольно известной, "раскрученной" и тиражной лондонской газеты "Гардиан" Йана Мэйса. Конечно, подобные состоятельные издания с 400-тысячным тиражом могут позволить себе штатного "разводящего" и "примиряющего". Для нас это - экзотика.

Российские и кубанские журналисты - сами себе "ньюс-омбудсмены". Каждому приходится головой и карманом отвечать за свой материал, общаться с возмущенными и недовольными читателями в редакции, по телефону и отвечать на вал обрушившихся писем...

Кубань сегодня занимает третье место в стране по количеству печатных изданий и числу задействованных в них штатных журналистов. Каждое издание стремится выделиться среди прочих, завоевать своего читателя. И неудивительно, что поток жалоб на пишущую и вещающую в эфире братию не иссякает. Ежегодно в суды края поступает от 150 до 170 исков к СМИ, в которых чиновники и рядовые граждане требуют извинений и взыскания приличных сумм за моральный вред и даже за причиненные нравственные страдания.

Председатель крайсуда Александр Чернов, принявший самое активное участие в обсуждении проблемы, сказал, что в крае функцию ньюс-омбудсменов выполняют суды, которые стараются урегулировать многие споры в досудебном порядке. Но если помирить стороны не удается, суды, по словам Чернова, отдают предпочтение именно СМИ, воспринимая "перегибы" в журналистских материалах как издержки становления демократии в стране. Во всяком случае, ни одну газету, ни одно издание пока еще не закрыли и не разорили.

Как же еще решаются информационные споры и конфликты у нас, в России? Наши соседи и коллеги из Ростова-на-Дону поделились опытом работы совета по информационным спорам, разбирающего самые "громкие" дела в области.

Ростовчан "срезал", рассказав о наших наработках, доктор филологических наук, профессор Александр Осташевский: на Кубани еще в 1996 году родился и активно работал совет по этике при краевом отделении СЖ РФ, разбиравший не только претензии граждан к СМИ, но и "информационные войны" - претензии газет друг к другу. Это явление, к счастью, сошло на нет. В 2004 году в крае создано Большое жюри, которое занимается решением все тех же проблем.

Главная беда - кубанские СМИ решения Большого жюри не публикуют, поэтому в условиях информационного вакуума важная работа уходит в песок.

В общем, как мы поняли, единой панацеи нет и не будет. СМИ, оказывающие неоспоримое влияние на умы и настроение людей, должны полностью отвечать за свою "продукцию", за каждое слово, которое - не воробей, и которое, как известно, "не вырубишь топором". И единственное спасение от беды, от судебных исков не штат омбудсменов, а высокая квалификация и осведомленность журналистов в тех вопросах, о которых они пишут.



Ирина Груба,

"Краснодарские известия", N 61 от 4 мая 2005
www.medialaw.ru

Док. 596840
Перв. публик.: 04.05.05
Последн. ред.: 05.10.09
Число обращений: 0

  • Чернов Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``