В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый Договор об СНВ не должен стать `игрой в одни ворота` Назад
Новый Договор об СНВ не должен стать `игрой в одни ворота`
Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ - для РИА Новости

Командующий РВСН Николай Соловцев сообщил о планах разработки в России аналога МБР РС-20 "Воевода", SS-18 Satan("Сатана"). Примечательно, что это заявление прозвучало в преддверии встречи президентов Медведева и Обамы, в ходе которой им предстоит решить, какой потенциал достаточен двум странам, чтобы проводить эффективную политику сдерживания. Соловцев не считает, что сегодня Москве выгодно очередное масштабное разоружение. Однако подчеркивает: "решение остается за политическим руководством страны."

В последние полтора десятилетия оборонные интересы России подвергаются серьезному испытанию. Ракетами средней и малой дальности обзаводятся государства, расположенные неподалеку от ее границ. Не исключено, что некоторые из них в обозримом будущем могут стать обладателями и ядерного оружия. Ранее провозглашенные лидерами НАТО обязательства о нераспространении на Восток благополучно забыты. Многие страны НАТО фактически отказались от ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Одновременно США фактически нарушают предусмотренные этим Договором фланговые ограничения, размещая свои базы в Румынии и Болгарии.

Наконец, наиболее значимый фактор - намерение США развернуть элементы глобальной ПРО в Польше и Чехии. Не говоря уже о том, что Вашингтон отказывается от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, дабы избежать международно-правовых ограничений при доводке принципиально новых видов ядерных зарядов.

Используя неоднозначные толкования различных статей ныне действующего Договора об СНВ, США создали значительный возвратный потенциал, обеспечивающий наращивание боевых возможностей своих наступательных вооружений. При этом претензии российской стороны, как правило, игнорировались.

Ныне действующий договор СНВ-1 (или START-1), подписанный президентами СССР и США в 1991 г. и вступивший в силу в 1994 г., обязывал обе стороны сократить число развернутых носителей до 1600, а боезарядов - до 6000 у каждой. В декабре 2001 г. у России было 1136 носителей и 5518 боезарядов. США имели 1237 носителей и 5948 боезарядов. По данным американского госдепартамента, к 1 января текущего года Москва имела 814 носителей и 3909 ядерных боеголовок (ряд отечественных военных экспертов полагают, что российские вооруженные силы на 1 января 2009 г. включали только 672 стратегических носителя, способных нести 2765 ядерных боезарядов), у США - 1198 носителей и 5576 боезарядов.

Основу стратегических ядерных сил (СЯС) России по-прежнему составляют Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), и в будущем их долю в общей массе средств доставки уменьшать не планируется. Сегодня РВСН имеют на вооружении 417 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР), стоящих на боевом дежурстве, которые несут в общей сложности 1577 ядерных боеголовок. Это 75 тяжелых МБР Р-36М УТТХ (М - модифицированная, УТТХ - с улучшенными тактико-техническими характеристиками) и Р-36М2 (SS-18 Mod4 и Mod5 соответственно); 97ПУ легких МБР УР-100Н УТТХ (SS-19); 180 мобильных ПУ легких МБР "Тополь" (SS-25); 50 стационарных ПУ и 15 мобильных ПУ легких МБР "Тополь-М" (SS-27). В этом году должно начаться развертывание мобильных МБР-24 (на Западе их именуют Topol-MIRV или SS-X-29).

В принципе наступательные вооружения, наверное, должны сокращаться. Вопрос заключается в методиках подсчета и гарантиях.

Прежде всего, Вашингтон на оставляет попыток вывести часть своих стратегических ракет за пределы ядерных ограничений, оснащая их обычными боезарядами. Но поставленную с ядерного на обычное дежурство ракету можно легко вернуть обратно. Возникает проблема, как в новом договоре оформлять такие ракеты? Вашингтон готов обсуждать этот вопрос, но лишь в долгосрочной перспективе, то есть после завершения переговоров о выработке соглашения на замену СНВ-1.

Вашингтон вроде бы готов учитывать при подсчете не только боеголовки, но и средства их доставки до цели, на чем уже давно настаивала Россия. Вместе с тем американцы против подсчета боезарядов, находящихся на хранении в арсеналах. Как считает главный представитель США на переговорах по контролю вооружений Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), это означало бы "новую фазу и совершенно иной подход к сокращению стратегических вооружений, коренным образом отличающихся от всего того, что у нас было в прошлом".

Судя по всему, к такому радикальному переосмысливанию строительства отношений с Россией США еще не готовы.

По мнению российской стороны, важнейшим условием результативных переговоров по заключению нового Договора должен быть абсолютный отказ Вашингтона от развертывания элементов глобальной ПРО в Европе.

То, что американская система ПРО в Европе создается против российских МБР, ни у кого из специалистов не вызывает сомнений. Она предназначена для одной цели - понизить контрсиловой потенциал российских сил сдерживания, размещенных в центральной части страны. В Ивановской, Тверской, Саратовской и Калужской областях, а также в Республике Марий Эл дислоцируются 321 шахтный комплекс УР-100Н УТТХ, группировки "Тополя" и "Тополя-М" шахтного и подвижного базирования с 451 ядерным блоком. То есть две трети ракетных комплексов РВСН и третья часть ядерного потенциала ракетных войск.

В этих условиях Россия должна иметь столько ядерных боевых блоков и столько их носителей, чтобы они могли преодолеть систему ПРО и нанести атакующей стороне гарантированный неприемлемый ущерб, если не в ответно-встречном, то, по крайней мере, в ответном ударе.

Многие военные аналитики, и не только российские, полагают необходимым ввести некий показатель, учитывающий соотношение средств ядерного нападения и противоракетной обороны. При уменьшении первой составляющей вторая должна сокращаться, а не увеличиваться, как это имеет место сегодня.

Президент США Барак Обама вроде бы намерен "притормозить" ПРО. При этом возникает впечатление, что это будет не более чем иллюзия. Временно отказавшись от развертывания глобальной системы, Вашингтон может сделать упор на научные разработки и усовершенствование методов перехвата ракет, чтобы практически реализовать их в дальнейшем в удобное для себя время.

Не стоит забывать при этом, как легко вышли США из договора по ПРО 1972 г., когда он перестал соответствовать их интересам. И совсем не исключено, что после выполнения Россией условий нового договора по СНВ США не захотят продолжить развертывания позиционных районов глобальной ПРО. Причем не только в Восточной, но и в Западной Европе, создавая глубоко эшелонированную оборону против остатков российских стратегических сил ядерного сдерживания.

В том, чтобы нынешние переговоры завершились подписанием документов, отвечающих задачам долговременной стабильности, по сути, заинтересован весь мир. Судя по всему, ни к 5 декабря, когда истечет срок ныне действующего договора СНВ-1, ни тем более к встрече Медведева и Обамы в Москве в начале июля сделать это не удастся: слишком противоречивы интересы сторон. В то же время настораживают заявления ряда российских официальных лиц о том, что при наличии политической воли текст документа можно подготовить относительно быстро. Под политической волей, по-видимому, понимается возможность поступиться интересами России и позволить США "сыграть в одни ворота".

В связи с этим было бы нелишне напомнить о некоторых исторических аспектах "быстрой подготовки" предыдущих разоруженческих договоров и допущенных при этом односторонних уступках и стратегических просчетах советской/российской стороны. Это, в частности, согласие Горбачева на включение, вопреки здравому смыслу, в перечень средств, ликвидируемых по Договору о ракетах средней и меньшей дальности, баллистических ракет "Ока", которые по своим ТТХ не имели к РМСД никакого отношения. По мнению создателя этого уникального ракетного комплекса академика Сергея Непобедимого, Горбачев и Шеварнадзе при попустительстве Минобороны и Генштаба поставили политическую целесообразность, как они её тогда понимали, выше интересов обеспечения безопасности страны. Сегодня многие боевые достоинства "Оки"удалось воплотить в ракетном комплексе "Искандер-М", но далеко не в полной мере.

По настоянию Вашингтона были расформированы все дивизии Боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), уничтожена дорогостоящая инфраструктура их постоянной дислокации. Утилизованы три из шести стратегических атомных подводных ракетоносцев "Тайфун".

Вашингтон под маркой мирных инициатив начала девяностых годов содействовал и тому, чтобы весь арсенал советских РС-20, самых эффективных межконтинентальных баллистических ракет в мире, был уничтожен. Тогдашний министр обороны Павел Грачев, не дожидаясь ратификации договора (который так и не был ратифицирован), предусматривающего уничтожение ракет и шахтных пусковых установок, дал команду на реализацию этих планов. Процесс был остановлен только после выхода Вашингтона из договора по ПРО 1972г., а сроки эксплуатации ракет продлены.Сегодня в арсенале российской армии насчитывается порядка 700 боезарядов для РС-20. В 1990г. их было более трех тысяч.

По мнению президента Академии геополитических наук Леонида Ивашова, "если Россия лишится ядерного оружия как фактора сдерживания (не только ядерного нападения, но и широкомасштабной агрессии с применением обычных средств поражения), то она будет практически безоружной".

Вопрос сегодня в том, согласится ли Москва закрепить сложившийся не в ее пользу стратегический дисбаланс?

23.06.2009
ru.trend.az

Док. 596731
Перв. публик.: 23.06.09
Последн. ред.: 05.10.09
Число обращений: 0

  • Непобедимый Сергей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``