В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Осторожно: опасные грузы Назад
Осторожно: опасные грузы
Опасные грузы - нефтепродукты, пестициды, ядохимикаты - составляют сегодня порядка 60% от всех перевозимых по территории России грузов. Тем не менее здесь существует ряд серьезных нерешенных вопросов нормативно-правового характера, что создает риск нанесения вреда как людям, так и природной среде. По данным ряда экспертов, порядка 45% крупных аварий, происходящих ежегодно в промышленности и на транспорте, приходятся на перевозку опасных грузов.

Не готовы регулировать?

В настоящее время в России перевозится более 800 млн.тонн опасных грузов в год всеми видами транспорта (исключая промышленный), в том числе примерно 65% автомобильным, 30% - железнодорожным, 5% - речным и морским и 0,1% - воздушным транспортом.

Основная проблема, существующая при таких перевозках, - это отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Более того, по этой причине нельзя точно объяснить сам термин "опасные грузы". Как нам сообщил заместитель директора ФГУП "Атомспецтранс" Искар Салахов, подобная неопределенность дает возможность для возникновения самых разных толкований как этого понятия, так и норм российского права.

Отсутствие необходимой нормативно-правовой основы - федерального закона "О перевозке опасных грузов" и необходимых технических регламентов - вынуждает данное направление перевозочной деятельности базироваться на отдельных положениях законов "О промышленной безопас-ности", "Об охране окружающей среды", Гражданского кодекса и так далее. При этом многие документы носят отраслевой характер и не согласованы между собой, нет четкого разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В настоящий момент в работе находятся около сотни технических регламентов (примерно шестьдесят разрабатываются за счет федерального бюджета), из них ни один не затрагивает перевозки опасных грузов. Разработку таких регламентов, по мнению генерального директора Национального института технического регулирования Дмитрия Петрова, должны вести, в частности, Минтранс и Ростехнадзор, однако на сегодняшний день работа не проводится. Д.Петров предположил, что "чиновники к этому просто еще не готовы", добавив, что участникам транспортного рынка было бы проще самим разработать и внести в Госдуму соответствующий регламент - такое право предоставлено им ст. 9 ФЗ "О техрегулировании".

По словам представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ Надежды Печниковой, наиболее актуальным вопросом является разработка в рамках данного ФЗ технического регламента "Требования к перевозкам ОГ в РФ" с учетом специфики указанных перевозок различными видами транспорта. Принятие этого документа позволило бы установить правовые и организационные механизмы, обеспечивающие достаточный уровень промышленной и экологической безопасности при перевозке ОГ по территории России.

Обложили

Транспортировки опасных грузов занимают особое место в структуре перевозок железнодорожного транспорта ввиду особых требований, предъявляемых к организации перевозочного процесса, - нормативно-правового, технологического и технического характера.

На сегодняшний день отсутствует нормативная база при производстве текущего отцепочного ремонта: не установлена ответственность ОАО "РЖД" как перевозчика за ремонт вагонов, перевозящих ОГ, у которых обнаружены в пути следования какие-либо неисправности. Также нет и четкой схемы работы по снабжению запчастями для таких ремонтов, не проработана система построения взаиморасчетов и градации - неизвестно, какой ремонт и за чей счет будет производиться - РЖД или собственника.

Как сообщил заместитель генерального директора ООО "Газпромтранс" Алексей Пешков, отдельной проблемой является несоответствие нынешним реалиям многих нормативных актов, действующих на железнодорожном транспорте и выпущенных еще МПС РФ. В частности, это относится и к порядку приемки ОГ к перевозке, и к оценке состояния вагона.

ОАО "РЖД" является таким же хозяйствующим субъектом, как и другие компании, тем не менее время от времени разрабатывает и предъявляет своим клиентам нормативы, не имея статуса федерального органа по нормотворчеству. По словам А.Пешкова, были случаи, когда Федеральное агентство по железнодорожному транспорту отменяло указания ОАО "РЖД" по ужесточению требований к перевозке ОГ. К слову, в самой компании отказались комментировать данный вопрос.

Что же касается проблем, возникающих непосредственно в процессе перевозки, представитель "Газпромтранса" выделил четыре аспекта: хищения при транспортировке нефтеналивных грузов; случаи возгорания твердой серы в процессе транспортировки; недостаточное путевое развитие станций; отсутствие контроля за состоянием эстакад по приемке продукции. Отдельной проблемой является формирование составов таким способом, что приводит к повреждению конструкций вагонов и повышению вероятности возникновения аварийной ситуации - подобные прецеденты, возникающие вопреки техническим требованиям, связаны с нехваткой локомотивов.

Автоперевозки опасных грузов по территории Российской Федерации в международном сообщении сегодня крайне затруднены существованием разрешительной системы на перевозку таких грузов, вызывающей временные и финансовые затраты перевозчиков.

Напомним, в 1994 году Россия вступила в Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Вместе с тем, как сообщили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Правила перевозок опасных грузов до сих пор не гармонизированы с положениями ДОПОГ. Так, в настоящее время положения Европейского соглашения предусматривают оформление специальных разрешений на перевозку 94-х видов опасных грузов, в то время как разрешительная система, действующая на территории РФ, требует обязательного оформления разрешений на более чем восемьсот видов ОГ и на все перевозки опасных грузов в цистернах, съемных контейнерах-цистернах, батареях сосудов общей вместимостью более тысячи литров. При этом оформление разрешений, по словам представителя АСМАПа, носит формально-бюрократический характер.

В настоящее время проект внесения поправок в действующие Правила перевозок опасных грузов с целью их гармонизации с ДОПОГ проходит согласование в ряде Министерств и ведомств. Данный процесс идет достаточно медленно, и в ближайшее время нет оснований ожидать каких-либо изменений с разрешительной системой на перевозку опасных грузов на территории РФ.

Вместе с тем участники ДОПОГ крайне негативно реагируют на действие в России разрешительной системы, отмечая, что подобная практика создает серьезные препятствия на пути развития международного транспорта и торговли, поскольку влечет за собой административные формальности, которые явно не служат целям обеспечения безопасности и в то же время создают логистические проблемы для предприятий. Уместно добавить: за выдачу рассматриваемых разрешений взимаются сборы, что равносильно произвольному обложению налогом перевозок ОГ; понятно, что этот фактор значительно увеличивает стоимость международных перевозок.

По мнению ведущего специалиста Ассоциации Елены Рябцевой, было бы целесообразно создать межведомственную рабочую группу по перевозкам опасных грузов с участием специалистов заинтересованных Министерств и ведомств, представителей транспортных организаций для выработки единых действий в сфере автомобильных перевозок.

Где хранить?

Специфика перевозок опасных грузов сказывается и на их прохождении через таможню - сам статус ОГ предполагает определенные ограничения на ввоз и вывоз, установленные законодательством РФ и международными договорами. Так, в соответствии с Таможенным кодексом оформление такого груза может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и других видов госконтроля.

Для минимизации рисков физической опасности при перемещении ОГ через границу необходимо сокращать время их нахождения под таможенным контролем. Как сообщила журналу "РЖД-Партнер" член экспертного совета ЕврАзЭС по таможенным вопросам Галина Галкина, это становится возможным благодаря, во-первых, применению предварительной таможенной декларации при декларировании ОГ, а во-вторых, подаче в таможенный орган отправления транзитной декларации и иных документов до прибытия ОГ на таможенную территорию.

Отдельная проблема связана с нехваткой складских площадей, специально оборудованных для хранения таких грузов. По словам Г.Галкиной, на сегодняшний день в регионах практически отсутствуют склады, специально оборудованные для хранения так называемых опасных грузов. Исключение составляют помещения, оборудованные в соответствии с техническими регламентами для хранения и обработки радиоактивных материалов. Таких складов в России достаточно много, в частности, можно назвать терминал вблизи петербургского аэропорта "Пулково", обеспечивающий хранение всех радиоактивных материалов, перемещаемых через аэропорт.

Что касается остальных грузов, относящихся к категории опасных, они хранятся преимущественно на специально оборудованных складах грузополучателей либо же, что реже, на складах временного хранения.


10.04.2006
www.transsystem.kz

Док. 596604
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 25.12.09
Число обращений: 0

  • Пешков Алексей Матвеевич
  • Пешков Алексей Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``