В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Оценивая увиденное на производственной площадке, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов сказал, что это хорошее начало Назад
Оценивая увиденное на производственной площадке, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов сказал, что это хорошее начало
Единственным, кому не пришлась по душе частная инициатива, был начальник Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Владимир Рейнгардт. Он считает, что нерационально создавать ремонтное предприятие при парке в тысячу вагонов. Тем более, что на Красноярской железной дороге три депо пока не загружены. И потом есть еще один важный вопрос: кто будет принимать отремонтированный подвижной состав с путей необщего пользования и отвечать за безопасность движения?
"Но почему три депо не загружены? Не потому ли, что ОАО "РЖД" очередной своей телеграммой установило им планку рентабельности 40% безо всяких экономических обоснований?" - прокомментировал это выступление глава Росжелдора. Что же касается безопасности движения, то железнодорожникам надо прежде всего беспокоиться о качестве собственного ремонта, ибо сотни вагонов поступают в отцепочный ремонт, не отработав гарантированного срока. По мнению Игоря Ромашова, необходима единая технология ремонта для всех предприятий (ОАО "РЖД" и частных), утвержденная государственными органами власти. А на вопрос об ответственности за брак ответ таков: тот, кто получает лицензию на ремонт, тот и отвечает за его качество.
Почему частная ремонтная база не развивается, объясняет позиция "РЖД". "А зачем? Монополисту это не нужно, - заметила технический директор ОАО "Дальневосточная транспортная группа" Ирина Чиганашкина. - Нас призывают покупать вагоны, - сказала она. А где их ремонтировать? Зимой из-за брака, допущенного "Уралвагонзаводом" был практически остановлен ремонт подвижного состава. Пострадали собственники. И никто не возместил их потери".
ОАО "РЖД", пользуясь монопольным положением, диктует в сфере ремонта свои правила. Ирина Викторовна привела пример: в Свердловском вагоноремонтном депо заявили, что не готовы обслуживать современные кассетные подшипники. Но почему не готовы? То же самое происходит и с эластомерными аппаратами. Вместо того чтобы отвечать на запросы рынка, монополист старается подстраивать рынок под себя. Об этом свидетельствует и разосланная по сети дорог телеграмма: "отставить от движения вагоны с разнотипными эластомерными аппаратами". Кто скажет: почему?
Ирина Чиганашкина зачитала участникам заседания еще две телеграммы. Одна из них призывала "провести проверки подвижного состава, выходящего из ремонтных предприятий, не принадлежащих ОАО "РЖД", а другая - "при осмотре частного подвижного состава тщательно проверять его на соответствие правилам эксплуатации". Получается, что к инвентарному парку одни требования, а к приватному - другие? В любой момент монополист может остановить частный подвижной состав под благовидным предлогом обеспечения безопасности движения. Как же обеспечить равноправие? По-видимому, нужна соответствующая нормативная база и государственное регулирование сферы ремонта подвижного состава.
Генеральный директор ОАО "Газпромтранс" Алексей Пешков считает, что иного выхода нет. Он заявил, что по параметрам "цена - качество" ремонтные предприятия ОАО "РЖД" не удовлетворяют требованиям транспортных компаний. Ни одно депо не подписывается под гарантией межремонтного пробега, а ответственность за брак перекладывается на собственников. Для этого изобрели даже формулу деления неисправностей на технические и эксплуатационные. Усугубило положение дел и разделение вагонных депо ОАО "РЖД" на ремонтные и эксплуатационные. Если в первом полугодии 2006 года в пути следования до истечения гарантийного срока было отцеплено 486 вагонов, принадлежащих "Газпромтрансу", то за аналогичный период нынешнего - уже 1359. Количество отцепок во внеплановый ремонт возросло в 280 (!) раз. И с этим нельзя мириться. Собственники уже уменьшили заказ на ремонт ОАО "РЖД", поскольку частные предприятия предоставляют лучшие условия. Но этого недостаточно. По мнению Алексея Пешкова, государство должно диктовать единые для всех правила игры. В противном случае монополист "задавит" любого частника.
"Казалось, было задумано благое дело - выставить на продажу лишние ремонтные мощности ОАО "РЖД". Частный бизнес намеревался вложить в них свои деньги. А что получилось? Во-первых, процесс затянулся. Во-вторых, посмотрите, что продается? - сказал руководитель Северо-Западного территориального управления Росжелдора Виталий Михно. - Депо, которые находятся где-то в тьмутаракани, на тупиковых ходах, к тому же из них вывезено лучшее оборудование. Словом, на тебе, боже, что самому не гоже!"
Покупатели на такое добро вряд ли найдутся. К примеру, группа "Трансгарант", которая имела виды на депо в Старом Осколе, уже решила строить там новое на площадке ППЖТ. И через два года оно уже заработает.
"ОАО "РЖД" само создало проблему, - считает заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов. - Никто ведь не думал строить новые депо - на сети их хватает. Но политика взвинчивания цен подтолкнула к этому частный бизнес. И теперь этот процесс уже не остановишь".
Рынок опять рванул вперед, - заметил Александр Иванович, - а законодательная база отстала от "паровоза". Не прописана законом ответственность владельца подвижного состава, вагонного депо и эксплуатирующей организации за соблюдение гарантированного межремонтного пробега в 120 тысяч км. Между тем в большинстве своем причиной внеплановых отцепок является неправильная эксплуатация (неумение пользоваться тормозами, ошибки при маневрах на горке). При этом статистика ОАО "РЖД" нередко приглажена и не показывает истинные причины тех или иных ЧП, а государственные органы власти к информационной базе не допускаются. Хотя это необходимо, чтобы обеспечить безопасность движения.
Ремонт подвижного состава - очень сложный процесс. По мнению Александра Касьянова, нелегко будет обеспечить контроль за соблюдением технологии на ремонтных предприятиях. Прецедент уже есть: в депо Морозовская организовали ООО "Колеса". Отремонтированный им вагон через два перегона остановили из-за грения букс, а ревизоров из Ространснадзора в депо не пустили - мол, эту территорию арендуют частные владельцы.
Кроме этой есть немало и других проблем, начиная с регламента технического оснащения нового депо и кончая системой снабжения запчастями и приемкой подвижного состава из ремонта. В рамках одного совещания их, конечно, не решишь. Поэтому предложено было создать межведомственную группу и разработать план соответствующих мероприятий, чтобы в очередной раз не оказаться в "хвосте паровоза".
Как заметил президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов, на экспертном совете Росжелдора уже рассматривался вопрос о ремонте частного подвижного состава, и ряд дел удалось сдвинуть с места, в том числе вывод на рынок вагонных депо "РЖД". Но решения нередко запаздывают, а надо бы работать на опережение. Что для этого нужно? Вероятно, власть употребить. Но и тут есть свои проблемы.

www.transportrussia.ru
2007-09-27

Док. 596599
Перв. публик.: 27.09.07
Последн. ред.: 02.10.09
Число обращений: 0

  • Пешков Алексей Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``