В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Право на вежливых чиновников Назад
Право на вежливых чиновников
Законопроект "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" внесен в Думу депутатами во главе с Владимиром Плигиным и Вячеславом Тимченко. Основной целью проекта является повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций.

Проект закрепляет основные принципы предоставления государственных (муниципальных) услуг: правомерность и обоснованность взимания с заявителей платы; открытость деятельности органов; единство требований к предоставлению услуг, на всей территории, на которой они предоставляются; заявительный порядок обращения за предоставлением услуг; доступность обращения за предоставлением и предоставления услуг, в том числе лицам, имеющим ограниченные возможности.

Заявителей проект наделяет правами на:
1) вежливое и оперативное обслуживание;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации;
3) предоставление услуги в электронном виде;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения услуг;
5) получение услуги в многофункциональном центре (при его наличии на территории соответствующего муниципального образования).

Заниматься оказанием услуг и сбором документов будут новые органы - многофункциональные центры (МФЦ), они заменят единые информационно-расчетные центры и службы одного окна. Создаваться МФЦ будут за счет региональных бюджетов при субсидиях из центра и действовать во всех муниципальных образованиях.

Обратившийся в МФЦ гражданин обязан заключить договор на оказание услуг, после чего явиться уже только за документами - МФЦ сам будет взаимодействовать с чиновниками.

Вопросы для комментирования:

Как Вы в целом оцениваете проект закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций"? Что принципиально нового он вносит в процедуру оказания государственных и муниципальных услуг?

Поддерживаете ли Вы идею создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченных на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу "одного окна"?

Лично мне проект закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" понравился. Принципиально новым представляется оказание государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" и без участия заявителя (п. 2 ч. 1 ст. 17). Между прочим, целый ряд услуг, в том числе, например, по получению гражданства, уже оказывается некими фирмами как раз по принципу "одного окна" и без участия заявителя, но ... вот пример из собственной практики. В Москве существовала фирма, которая оказывала услуги по получению гражданства без участия обратившегося лица. Люди приносили в эту фирму необходимые документы, платили весьма приличные деньги за услуги и через какое-то время получали российские паспорта. Сервис!? Сервис, но неожиданно УФМС обратилось в суд с заявлениями о признании юридического факта предоставления заведомо ложных сведений, повлекших принятие необоснованного решения о предоставлении гражданства. В суде граждане утверждали, что по договору передоверили вопрос получения гражданства фирме и не представляли никуда заведомо ложные сведения, поскольку все оформлялось без их участия. Однако оказалось, что фирма, в свою очередь, пользовалась, похоже, услугами "левого" нотариуса, не отправляла документы на проверку и т.д. Суды, естественно, признали факты предоставления заведомо ложных сведений. Насколько нам известно, принято уже три решения, а всего заявлений будет несколько десятков. Получается, что люди за свои кровные деньги купили себе неприятности. Говорят, что фирма уже под другим названием продолжает оказывать услуги...
Так, если, как утверждает один из авторов законопроекта Вячеслав Тимченко, под услугами понимается и приватизация квартиры, и получение гражданства, и оформление пенсии, то, конечно, идею официального оказания такого рода услуг через многофункциональные центры следует поддержать.
Теперь по существу. Законопроект фиксирует сферу действия, дает определения используемых понятий, устанавливает принципы оказания государственных и муниципальных услуг. Четко прописаны права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг (ст. 5) и, соответственно, обязанности органов, предоставляющих указанные услуги (ст. 6). Важным представляется мониторинг предоставления услуг (ст. 7). Статья 8 законопроекта предполагает даже разработку программ повышения качества услуг. (Можно представить, сколько сарказма будут вызывать эти программы, если закон не будет соблюдаться!) В законопроекте прописано, что (какие документы и информацию) органы, оказывающие услуги, не вправе требовать от заявителя (ст. 9). Ст. 10 законопроекта предусматривает, что перечни платных услуг утверждаются на соответствующих уровнях и размещаются на официальных сайтах. Смеем предположить, что это исключит взимание денег за услуги, которые должны оказываться бесплатно. Глава 3 законопроекта (ст. 12-16) устанавливает стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, а в четвертой главе законопроекта (ст. 17-21) расписана организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров. В ст. 23 законопроекта указывается, что каждая государственная (муниципальная) услуга (функция) подлежит включению в соответствующий реестр государственных (муниципальных) услуг (функций), а ст. 24 предусматривает создание единого портала государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, законопроект (во всяком случае) создает ощущение проработанности. Но не будем забывать, что хороших законов у нас принято много, а вот их исполнение, как правило, оставляет желать лучшего. Будем надеяться...

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук
Комментарии.РУ
Агентство комментариев
Дата первой публикации: 1.10.2009

Док. 596408
Перв. публик.: 01.10.09
Последн. ред.: 02.10.09
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``