В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Девять заочных лет для Березовского Назад
Девять заочных лет для Березовского
Заочный судебный процесс над Борисом Березовским, который проходит в Савеловском суде Москвы, перешел в завершающую стадию. В ходе начавшихся в суде прений сторон гособвинитель Александр Кубляков потребовал для опального олигарха 9-ти лет лишения свободы.

Напомним, что Генпрокуратура вменяет проживающему в Лондоне бизнесмену мошенническое хищение средств "Аэрофлота" на сумму около 215 млн рублей (статья 159-я УК РФ), а также отмывание похищенных у авиакомпании средств на сумму более 16 млн рублей (статья 174-я УК РФ). При этом следствие считает Березовского организатором аферы.

Фабула обвинения, вменяемого предпринимателю, почти полностью повторяет обвинение, предъявленное ранее бывшим топ-менеджерам авиакомпании: бывшему первому замгендиректора "Аэрофлота" по финансам Николаю Глушкову, бывшему коммерческому директору "Аэрофлота" Александру Красненкеру, главбуху Лидии Крыжевской и экс-руководителю Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Роману Шейнину. Так, прокуратура утверждает, что в 1996-97 годах Березовский и его подельники ввели в заблуждение тогдашнего руководителя "Аэрофлота" Евгения Шапошникова. Они убедили его в целесообразности и необходимости концентрации свободных валютных средств авиакомпании на счетах единого казначейского центра - созданной в Швейцарии фирмы Andava. (Глушков являлся членом совета директоров и, наряду с Борисом Березовским, основным акционером этой компании). Всего же на счета Andava из 77 зарубежных представительств "Аэрофлота" поступило $252,4 млн.

Часть суммы, 214,9 млн рублей, или примерно $40 млн по курсу 1997 года, была похищена при помощи сложной системы взаимных платежей, в которых участвовала ФОК.

По версии обвинения, в 1996-98 годах Березовский также совершил ряд финансовых манипуляций с похищенными средствами, отмыв более 16 млн рублей.

Дело бывших топ-менеджеров "Аэрофлота", названное СМИ одним из самых громких дел последнего десятилетия, дважды рассматривалось Савеловским судом. Причем в первый раз главное обвинение - в мошенничестве - фактически рассыпалось. 12 марта 2004 года суд квалифицировал действия Глушкова, Красненкера и Крыжевской лишь как злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, а действия Шейнина - как пособничество в этом преступлении.

Несмотря на то что приговор оказался довольно мягким (Глушкову суд назначил 3 года и 3 месяца, которые он отсидел в ходе следствия и судебного процесса, а остальных суд приговорил к условным срокам или амнистировал) он не устроил ни одну из сторон. 21 июня 2004 года Мосгорсуд отменил его и направил дело на новое рассмотрение. До конца повторного разбирательства дожили не все - Александр Красненкер умер от онкологического заболевания.

И хотя на новом процессе свидетели давали те же показания, что и раньше, на этот раз суд обратил их почему-то против подсудимых, и в июне 2006 года признал Глушкова, Крыжевскую и Шейнина виновными в мошенничестве, приговорив к условным срокам. Примечательно, что в деле Глушкова, которого на работу в "Аэрофлот" привел Березовский, в свое время засветился и предприниматель Андрей Луговой, ныне обвиняемый правоохранительными органами Великобритании в убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Лугового, работавшего когда-то начальником службы безопасности ОРТ, судили за организацию попытки побега Николая Глушкова из Гематологического центра (там страдающий заболеванием крови менеджер проходил курс лечения, будучи под арестом). Суд приговорил Лугового к 1 году и и 2 месяцам лишения свободы. Однако этот срок он отбыл, сидя в СИЗО в ходе следствия, а потому в колонию не попал.

Что же касается Бориса Березовского, то интрига заключается в том, что его дело слушается судьей Савеловского суда Игорем Шереметьевым. Именно он в первый раз судил Глушкова и других и отказался признать подсудимых виновными в мошенничестве. Интересы Березовского представляет назначенный ему судом адвокат Александр Дудкин, поскольку своим защитникам бизнесмен запретил участвовать в процессе, который он назвал "фарсом". Справедливости ради стоит отметить, что, если каждый из судебных процессов по "делу Аэрофлота" длился около двух лет, то в случае с Березовским судебное следствие уложилось сейчас всего в полтора месяца. Как признался корреспонденту "Росбалта" Александр Дудкин, за это время его знаменитый подзащитный ни разу так и не связался с ним. "Впрочем, в этом не было никакой необходимости, - полагает адвокат. - Ведь его и мое мнение совпадают - в деле нет доказательств вины Березовского".

Вчерашнее заседание, на котором в прениях сторон выступал прокурор, заняло полтора часа. По словам Дудкина, гособвинитель заявил, что "считает доказанной вину подсудимого в инкриминируемых ему преступления". Он потребовал приговорить Березовского за мошенничество к 7-ми годам лишения свободы, за отмывание денег - к 8-ми, а по совокупности совершенных преступлений назначить наказание в виде 9-ти лет лишения свободы в колонии общего режима. Выступая в суде, прокурор апеллировал к данным различных экспертиз, имеющимся в деле документам и показаниям свидетелей.

Всего, по данным адвоката, в качестве свидетелей в деле Березовского фигурировало 14 человек (четверо из них - иностранцы). Большинство из них - девять - были допрошены в суде, в том числе бывший гендиректор "Аэрофлота" Евгений Шапошников и экс-глава ЦБ Сергей Дубинин. Последний в суде подтвердил тот факт, что Березовский трижды связывался с ним и пытался выяснить, почему вопрос с выдачей "Аэрогфлоту" лицензии на осуществление валютных операций за рубежом затянулся.

"Я не знаю, почему прокурор счел их показания обвинительными, поскольку с моей точки зрения они не являются таковыми, - заявил корреспонденту "Росбалта" защитник. - Так, Шапошников в суде сообщил, что после того как средства из зарубежных представительств "Аэрофлота" стали перечислять в "Андаву" (следствие утверждает, что Березовский и его соучастники использовали ее для хищения денег) финансовое положение авиакомпании улучшилось. "Аэрофлот" стал прозрачен для западных инвесторов, и у него появилась возможность получить кредиты на покупку нового оборудования и самолетов. Раньше же зарубежные представительства иногда умышленно задерживали средства, и невозможно было понять, каким средствами "Аэрофлот располагает". Говорить же о том, что Березовский с помощью Глушкова и Крыжевской склонил Шапошникова к решению о сотрудничестве с "Андавой" и о перечислении денег на ее счет в швейцарском банке UBS нельзя, - отметил Дудкин. - Ведь вопрос создания у авиакомпании единого казначейского центра за рубежом обсуждался задолго до прихода в "Аэрофлот" Глушкова, которого прокуратура считает ставленником Березовского".

В ходе следующего заседания Дудкин намерен попросить суд вынести его клиенту оправдательный приговор. В то, что суд на это пойдет, поверить довольно сложно. В настоящее время в России в отношении Березовского возбуждено несколько уголовных дел, в рамках которых олигарху заочно предъявлено более десятка обвинений. В их числе обвинение в действиях, направленных на насильственный захват власти (речь идет о нескольких интервью Березовского), о мошенничестве с автомобилями "АвтоВАЗа", незаконном приобретении дома и земельного участка в оздоровительном комплексе "Жуковка" в Подмосковье, а также о хищении $13 млн у банка "СБС-Агро".


Росбалт, 22/10/2007

Док. 596231
Перв. публик.: 22.10.07
Последн. ред.: 01.10.09
Число обращений: 0

  • Шапошников Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``