В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
18-20 мая в Москве впервые прошли Дни Иоанна Павла II Назад
18-20 мая в Москве впервые прошли Дни Иоанна Павла II
В Москве вспомнили Папу Войтылу.

18-20 мая в Москве впервые прошли Дни Иоанна Павла II, приуроченные ко дню его рождения (18 мая 1920 г). Организаторы памятной программы - Общество Иоанна Павла II - решили открыть серию мероприятий конференцией на тему "Иоанн Павел II и христианская мысль его эпохи", которая состоялась 18 мая в культурном центре "Духовная библиотека" ("Покровские ворота").

Открывая конференцию, глава архиепархии Божьей Матери в Москве митрополит Тадеуш Кондрусевич отметил, что значение наследия Иоанна Павла II, его призывы к единству христиан стоит рассматривать сегодня в свете исторического события, происшедшего накануне - воссоединения Русской Православной Церкви. Он поделился своими воспоминаниями о личных встречах с понтификом, который каждый раз неизменно расспрашивал его о России. "Когда я посетил его в больнице, за месяц до смерти, он был весь в трубках, ему было трудно говорить, и первые его слова были: "Что слышно в Москве?" - - вспоминал митрополит Кондрусевич. Он говорил также об особой открытости Папы по отношению к людям другой веры и убеждений, о его многостороннем вкладе в развитие католической богословской мысли. Как бы отвечая на наиболее часто задаваемый вопрос СМИ - о несостоявшемся визите Иоанна Павла II в Россию, Кондрусевич отметил: "Не время задавать этот вопрос - почему Папа не приехал. Может быть, мы, католики в России, не были достойны этого. Это дело надо оставить Богу".

Директор культурного центра "Духовная библиотека" Жан-Франсуа Тири согласен с такой постановкой вопроса: "Возможно, мы, католики в России, недостаточно поняли Иоанна Павла II и не смогли донести масштаб его личности до людей здесь. Так грустно иногда бывает, когда своего лучшего друга не удается представить другим друзьям, чтобы они его тоже полюбили". По мнению Ж.-Ф.Тири, наследие Иоанна Павла II - это не только книги, которые должны быть доступны российскому читателю, но и "живое наследие" - - сама Церковь, "которая должна свидетельствовать о нем".

Не мог пройти мимо данной темы и доктор философских наук, академик РАЕН, сотрудник Синодального отдела по катехизации и религиозному образованию Русской Православной Церкви Валентин Никитин. Он отметил: "Возможно, католики и были недостойны визита Папы. Но и православные в России не смогли проявить подлинного смирения. В этом смысле они тоже не были достойны этого визита. Я об этом сожалею и буду сожалеть всю мою жизнь". В своем докладе "Учение Иоанна Павла II и социальный опыт Востока и Запада" В.Никитин подчеркнул: "Сегодня стремление христиан к единству должно только возрастать... Апостолом такого единства был Иоанн Павел II". По мнению докладчика, "лучшие черты восточного и западного мира" сегодня лучше всего может "примирить" родина покойного понтифика - Польша, "несмотря на свой польский гонор". Анализируя основные темы богословия Иаонна Павла II, В.Никитин резюмировал: "Для современной России важно извлечь полезные уроки из идей понтифика".

Историк Иван Лупандин посвятил свой доклад анализу энциклики Иоанна Павла II "Вера и разум" и тому резонансу, который она вызвала в научной среде. В частности, академик РАН Виталий Гинзбург опубликовал полемическую рецензию на данную энциклику "в дружественном ключе". Автор доклада подчеркнул, что попытка российского ученого заменить в заданной Папой паре понятие "вера" на понятие "воля", как оказалось, не противоречит христианскому пониманию проблемы, т.к. свободная воля человека является Божьим даром. В современной ситуации, когда так растет спрос на псевдо-науку, очень важно помнить мысль Иоанна Павла II о балансе веры и разума: "Когда крыло разума подбито, вера приводит к экстравагантным решениям", напомнил И.Лупандин.

"Иоанн Павел II и христианский взгляд на иудаизм: смена парадигмы" - -так назвал свой доклад публицист, писатель Юрий Табак. По его словам, "радикальный поворот Католической Церкви в сторону иудеев" начался после II Мировой войны; "прорыв" в христианско-иудейских отношениях - заслуга Папы Иоанна XXIII, II Ватиканского собора. Однако именно Иоанн Павел II внес "беспрецедентный вклад" в решение этой проблемы: это и первый в истории визит римского понтифика в синагогу, и впервые определенно выраженный призыв к покаянию католического сообщества за "церковный антисемитизм", и опять-таки первый в истории визит главы Ватикана в Израиль. Предпосылки такого поворота Ю.Табак находит в юности Кароля Войтылы, множество друзей-одноклассников которого были евреями. Большинство из них погибли во время войны. По мнению докладчика, шаги Иоанна Павла II навстречу диалогу с иудаизмом "еще не дали окончательных плодов", однако толчок, данный им этой тенденции, привел к "необратимому" движению.

Взаимоотношения католичества и ислама сделал предметом своего выступления писатель Чингиз Гусейнов. Откликаясь на предыдущую тему, он сказал об Иоанне Павле II: "Верх мужества для человека такого ранга сказать, что христиане - младшие братья иудеев. Невозможно представить, чтобы кто-то из мусульман, даже и невысокого ранга, сказал, что мусульмане - младшие братья христиан, и тем самым, продолжая мысль Иоанна Павла II, младшие братья иудеев". Свой доклад он посвятил поиску параллелей между Библией и Кораном.

На конференции выступили также переводчик книг Иоанна Павла II на русский язык Елена Твердислова ("Феноменология слова Иоанна Павла"), игумен Иннокентий (Павлов) ("Иоанн Павел и богословские вызовы его эпохи"), директор издательства францисканцев Игорь Баранов ("Богословие любви: от Иоанна ПавлаII к Бенедикту XVI"). Конференция завершилась презентацией издания русского перевода книги Иоанна Павла II "Память и идентичность".

По материалам: Благовест-инфо

21 мая 2007
www.religare.ru

Док. 596199
Перв. публик.: 21.05.07
Последн. ред.: 01.10.09
Число обращений: 0

  • Никитин Валентин Арсентьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``