В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АвтоВАЗ начинает массовые увольнения Назад
АвтоВАЗ начинает массовые увольнения
В понедельник новый президент АвтоВАЗа Игорь Комаров подписал приказ о сокращении 5 тысяч сотрудников автогиганта.
Судя по всему, на очереди еще 30 тысяч работников предприятия. Несмотря на все уверения, руководство автогиганта запускает процедуру массовых увольнений, а перспективы волнений в Тольятти становятся угрожающе очевидными.
"Приказом пересмотрено штатное расписание руководителей, специалистов и служащих: сокращается численность руководителей всех уровней, обслуживающего персонала, специалистов и служащих, прежде всего за счет увольнения на заслуженный отдых работников, достигших пенсионного возраста, с выплатой им всех предусмотренных коллективным договором компенсаций. Общее снижение составит около 5000 человек", говорится в сообщении пресс- службы компании. В рамках "оптимизации численности руководителей, специалистов и служащих" планируется с 12 до 7 уменьшить количество уровней управления, число дирекций сократить с 37 до 27. Эти меры являются частью антикризисного плана Игоря Комарова, утвержденного 9-го сентября и, по- видимому, согласованного с правительством.
Параллельно Комаров подписал приказ об отмене режима неполной рабочей недели, который был введен на автогиганте с начала осени и, как предполагалось, должен был продлиться до конца февраля. Дело в том, что юридически сокращение персонала при таком режиме работы было невозможно.
Начатые сокращения, похоже, положат начало целой череде сокращений. По словам источника на предприятии, под увольняемыми "управленцами" главным образом подразумеваются итээровские работники, и теперь на очереди еще порядка 30 тыс. рабочего персонала. "Списки составлены, - говорит источник "СГ" в менеджменте автогиганта, - в целом получается 35600 человек. Первыми будут увольнять пенсионеров, далее - сотрудников предпенсионного возраста, потом дело дойдет до более молодых. Приказы уже на выходе, вероятно, до конца сентября людей начнут уведомлять. Но процесс, конечно, может затянуться, многие наверняка начнут обращаться в суд", - подчеркнул собеседник "СГ". В Минздравсоцразвития подтвердили, что в начале месяца получили от АвтоВАЗа уведомление, в котором значилась цифра 36 тысяч человек.
Слухи о сокращениях на автогиганте появлялись еще в июле, тогда звучала цифра 27 тысяч человек. По информации "СГ", указания составить списки сотрудников, подлежащих увольнению, были спущены в заводские подразделения еще в середине лета, тогда же вопрос о сокращении 30 процентов персонала обсуждался на совете директоров. Но дать отмашку прежний глава АвтоВАЗа Борис Алешин не решался, по-видимому, предпочтя оставить эту возможность своему преемнику.
В последнее время руководство АвтоВАЗа и местные власти неоднократно декларировали намерение любыми средствами удержать рабочие места, пока спрос на продукцию не вырастет и завод не заработает в докризисном режиме. Но ситуация на рынке не улучшилась, и сменившему Алешина Комарову, похоже, было делегировано право не так пристально оглядываться на социальный аспект дела. Первоочередной задачей новый глава компании провозгласил "обеспечение операционной безубыточности". "Наша задача - сохранить как можно больше людей. Настолько, насколько позволит рынок", - заметил недавно Комаров.
В августе продажи бренда LADA вновь упали на 13,5 процента. В сентябре и октябре АвтоВАЗ планирует выпускать примерно по 30 тысяч автомобилей с упором на самую продаваемую "Приору". Рентабельность производства при этом остается отрицательной, и вопрос о сокращениях персонала встал с драматической неотвратимостью: держать 100 тысяч сотрудников при таком спросе на продукцию - роскошь.
Впрочем, увольнять всех фигурирующих в списках 35,6 тысячи человек вопреки их воле Комарову, очевидно, не придется. С понедельника в управлении кадров АвтоВАЗа образовала настоящая давка - сотрудники в массовом порядке пишут заявления об уходе по собственному желанию. Среди штурмующих управление главным образом пенсионеры, коих на предприятии порядка 13 тысяч человек. Официальный профсоюз еще два месяца назад намекнул, что сотрудникам, достигшим пенсионного возраста, лучше бы уйти добровольно, дабы не портить себе выходное пособие, которое с ноября сократится вдвое. Трудовой коллектив мэссидж принял: с июля завод покинули больше 2,5 тысячи человек, и в ближайшее время эта цифра существенно возрастет.
Председатель официального профсоюза на АвтоВАЗе, член совета директоров компании Николай Карагин заявил "СГ", что профсоюз принимает все меры для недопущения массовых увольнений: "Я настаиваю, что речь идет не об увольнениях, а об оптимизации численности штата. Из 5 тысяч сотрудников, которые могут лишиться рабочих мест, - 3 тысячи пенсионеров и еще 1, 5 тысячи - людей предпенсионного возраста. Оставшиеся 500 человек мы попробуем пристроить на рабочие специальности. Еще раз повторю: надеюсь, что прямых массовых сокращений не будет", - заявил Карагин. Заметим, что еще две недели назад г-н Карагин отрицал возможность сокращений более решительно.
Кстати, помимо Карагина в последнее время вероятность массовых увольнений последовательно отрицали губернатор Владимир Артяков, бывший президент автогиганта Борис Алешин и глава Ростехнологий Сергей Чемезов. Последний в конце мая на вопрос журналиста одного из федеральных СМИ "а рабочих не тронете?" уверенно ответил: "Конечно же, нет. Более того, мы надеемся, что будем расширять производство".
Глава независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев заявил, что "профсоюз категорически против увольнений". "Мы обсудим на профкоме наши дальнейшие действия, и я не исключаю новых акций протеста", - добавил Золотарев. Окончательное решение "Единства" о датах и формах акций протеста ожидается на днях.
Ситуация в Тольятти накаляется все стремительнее. Напомним, в октябре почти 25 тысяч сотрудников автогиганта получат зарплату ниже прожиточного минимума по Самарской области (6064 руб.). Власти уже заявили, что пакет помощи лишившимся работы сотрудникам будет расширен, в частности, речь идет о переобучении бывших сотрудников автогиганта, предоставлении пособий на открытие своего бизнеса и помощи в переезде в другие регионы. Насколько эффективными будут эти меры - большой вопрос.
Необходимость сокращений на АвтоВАЗе была очевидной и в докризисные времена, но постепенным уменьшением штата руководство автогиганта почему-то предпочитало не заниматься. Теперь, когда предприятие оказалось в тупике, почти единовременное увольнение трети трудового коллектива может спровоцировать мощнейший социальный взрыв, а ответственность, разумеется, будет возложена на глобальный финансово-экономический кризис.

18.09.2009
sgpress.ru

Док. 596177
Перв. публик.: 18.09.09
Последн. ред.: 01.10.09
Число обращений: 0

  • Комаров Игорь Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``