Валерий Воробьев: Диагностика болезни системы государственного управления и праваНазад
Валерий Воробьев: Диагностика болезни системы государственного управления и права
"Попытки постичь "природу государей", в широком смысле - природу государства, делались с давних времен. Однако до сих пор даже в современном, казалось бы, всесторонне изученном мире, постоянно происходят неожиданные события, вызывающие огромные материальные потери и массовую гибель людей. Это ли не свидетельство, что до сих пор не удалось понять природу государства, чтобы предвидеть его развитие. Немало современных философов и политических авторов убеждают, что так было во все исторические времена, но будет хуже, поскольку мир приближается к "концу идеологии", "концу истории", "концу цивилизации" и т.д.
Однако заклинания не могут убедить науку, которая не принимает высказывания авторитетов в качестве доказательств истины. Наука не может признать обоснованным объяснение, даже сопровождаемое обилием достоверных фактов: "Государство, - писал Гегель в 1820 году, - нуждается ... в глубоком образовании и понимании и требует удовлетворения этой потребности от науки". Сегодня ответственные за судьбы своих народов "государи", не получая от науки надежных инструментов прогноза будущего, обречены на закладку резервов ("на всякий случай"), а при их нехватке - на выполнение быстрых и тривиальных, а порой неосмысленных действий по устранению последствий случившихся кризисов и катастроф. Но и эти действия не избавляют от повторения в будущем с еще большими потерями и человеческими жертвами и к тому же еще больше осложняют настоящее". Эта длинная цитата из новой книги "Болезни государства", краткое изложение которой представлено в настоящей статье.
Книга посвящена выявлению глубинных (субстанциональных) причин возникающих в государстве проблем, кризисов и конфликтов, которые носят постоянный характер и представляют хронические болезни государства. Понимание причин может позволить получить достоверный прогноз будущего развития государства, чтобы своевременно принять меры для предотвращения нежелательных последствий.
Известно, что проблемы (социальные противоречия) перерастают в кризисы (нестабильность власти), а последние - в конфликты, завершающиеся подавлением или уничтожение противной стороны. Существующие объяснения непредсказуемости их возникновения не имеют научного обоснования, так как меры, принимаемые апостериори, всегда свидетельствуют о реальных, а не трансцендентных причинах, их породивших. Т.е. болезни государства (впервые термин предложен французским юристом Морисом Ориу) можно и должно предвидеть, чтобы своевременно принять предупредительные меры, поскольку на устранение последствий болезней (лечение и реабилитацию) требуется значительно больше ресурсов, чем для осознания причин болезней и их своевременного излечения.
6000-летняя история государства и государственного права не создала надежных средств, чтобы не только предупреждать проблемы, кризисы и конфликты в государствах, между ними и с окружающей средой, но даже своевременно устранять уже возникшие, хотя значительно увеличились расходы на содержание аппарата государственного управления и обслуживающих его отраслей науки; только в ХХ веке в развитых странах финансирование последних увеличилось почти в 4 раза. Каков выход из этой ситуации?