В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Где пройдет скоростная автодорога Москва -- Петербург? Назад
Где пройдет скоростная автодорога Москва -- Петербург?
12 мая на совещании в администрации Тверской области обсуждались перспективы строительства новой -- скоростной и платной -- автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. В совещании участвовали первый замгубернатора Михаил Бершадский и заместитель губернатора Владимир Грабарник, представители ФГУ "Дороги России", а также проектного института "ГипродорНИИ" и компании Ernst&Young, выигравших конкурс Минтранса на предпроектные работы и обоснование инвестиций на строительство дороги. По словам Грабарника, необходимость совещания вызвана сменой генерального проектировщика дороги.
Гендиректор ФГУ "Дороги России" Сергей Быстров отметил, что трасса протяженностью примерно 650 км пройдет по территории шести субъектов РФ с общей численностью населения в 25 миллионов человек -- Москвы, Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей и Петербурга. Причем на долю нашей области приходится примерно 270 км трассы, то есть свыше 40% общей длины. По предварительным прикидкам, магистраль будет иметь восемь -- десять полос движения и только на некоторых участках шесть полос. Скоростная трасса станет частью общеевропейского транспортного коридора N 9, который связывает страны Северной Европы с Черноморскими странами. Финансовую модель экономической эффективности новой автомагистрали разработала международная компания "Эрнст энд Янг", основанная в США в начале прошлого века.
Ясно, что новая автодорога оживит экономику в прилегающей к ней местности. В этом несомненная ее выгода. Но столь масштабное строительство неизбежно вызовет массовое переселение людей, усложнит экологическую обстановку, породит проблемы сохранения памятников историко-культурного наследия, уменьшит значение старой автодороги "Россия" (М-10, Е-105). Для того чтобы максимально нейтрализовать негативные последствия, нужно учесть мнения специалистов множества различных отраслей. Кстати, "зеленые" Европы в схожей ситуации отдают предпочтение железнодорожному транспорту -- меньше копоти и полоса отчуждения уже. Но идея скоростной езды через тверские болота на колесном железнодорожном транспорте не была поддержана администрацией Тверской области; мне довелось слышать возражения бывшего вице-губернатора Юрия Краснова против строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которые он выдвигал на парламентских слушаниях в Госдуме.
По признанию г-на Быстрова, российские участники проекта не имели опыта строительства платных дорог такой протяженности: "Многое будет происходить впервые, но специалисты ФГУ "Дороги России" ездили в Италию и на месте изучали опыт государственно-частного партнерства. Планируем отправить группу в Испанию, затем во Францию. В этих странах построено немало платных дорог". Быстров подчеркнул, что уже составлен план предпроектных работ, а в ближайшее время в Петербурге, Новгороде и Твери появятся филиалы ФГУ "Дороги России". Окончательный срок сдачи обоснования инвестиций -- декабрь этого года.
Первое, что решили участники совещания, -- создать межведомственную и межрегиональную рабочую группу, которая бы всесторонне оценила проект дороги. Группе под началом г-на Бершадского предстоит в месячный срок подготовить план участия региона в реализации проекта скоростной дороги. В состав группы губернатор Д.В. Зеленин предложил включить не только своих заместителей, но и председателя областного комитета по охране историко-культурного наследия Татьяну Туманову, а также начальника отдела учета и разграничения земель областного комитета по управлению имуществом Ольгу Курову. Несомненно, на решения рабочей группы будет влиять позиция Росприроднадзора, областным управлением которого руководит Виктор Поздняков.
Заместитель Быстрова Михаил Константинов известил, что для формирования конкурсного предложения необходимо предложить подрядчикам несколько альтернативных вариантов. Поэтому главы муниципальных образований должны проявить активность: органы местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом имеют возможность влиять на выбор трассы и инфраструктуры, обслуживающей ее.


Гендиректор ОАО "ГипродорНИИ" Олег Скворцов сообщил, что первый этап работ -- оценка и выбор какого-то одного варианта из нескольких. Эту работу предполагается завершить в июле. Наброски трассы, по крайней мере до границы с Новгородчиной, уже существуют. Трасса может пройти севернее или южнее Твери -- проектировщикам, в принципе, все равно, в какую сторону склонятся тверичи. В любом случае трасса не должна отстоять далеко от Твери и Вышнего Волочка. Вопросы, скорее всего, появятся и при выборе мест пересечения местных дорог со скоростной трассой.
Владимир Грабарник отметил, что в регионе уже действует собственная рабочая группа по подготовке к строительству магистрали. Тверичи предложили провести дорогу севернее Твери со строительством моста через Волгу в районе Завидова. Это подтолкнуло бы развитие северо-восточных районов Верхневолжья. Область заинтересована и в том, чтобы при строительстве дороги были созданы транспортные развязки на Завидово, Тургиново, Большие Борки, Лихославль и так далее -- с выходом трассы на Выползово. Областная власть учла критику проекта ВСМ Санкт-Петербург -- Москва. Для того чтобы не появилась "мертвая зона" между ВСМ, которую ограждал бы забор 4-метровой высоты, и скоростной автодорогой с забором в 2,5 -- 3 метра, их надо строить рядом либо развести друг от друга на значительное расстояние. Кроме того, администрация рассчитывает на содействие Минтранса и ФГУ "Дороги России" в реконструкции действующих федеральных автодорог Москва -- Санкт-Петербург и Москва -- Рига. Вместе с тем начальник ГУ "Управление автомобильной магистрали "Москва -- Санкт-Петербург" Олег Маликов резонно заметил, что строительная техника будет тяготеть к существующим магистралям. Дорога М-10 под ее воздействием будет разрушаться, а ее уже сегодня надо приводить в порядок и увеличивать полосность: для этого, по самым скромным посчетам, потребуется 10 миллиардов рублей. Магистральная автодорога М-9 "Балтия" (Москва -- Рига) тоже входит в 9-й транспортный коридор, на ее ремонт требуется около полутора миллиарда рублей.
Проект строительства автомагистрали Москва -- Петербург оценивается минимум в $ 6 миллиардов. Обузданию желания жуликов спекулировать землей по месту будущей трассы станет способствовать закон о платных дорогах. Законопроект уже прорабатывается в Минэкономразвития и 19 мая будет обсужден на заседании правительства. Предполагается, что государство будет приобретать земли только по кадастровой стоимости, то есть по минимальной цене. Кроме того, будут уточнены базовый Закон "О дорогах и дорожной деятельности" и Закон "О финансировании дорожной деятельности", внесены поправки и изменения в Законы по безопасности дорожного движения и рекламе, в бюджетный и налоговый кодексы, в десятки постановлений правительства, касающихся дорожной отрасли.
В середине 90-х говорилось, что ВСМ -- это тупик и что дальше Петербурга -- только хладные скалы и болота. Охотников мчаться туда с огромной скоростью найдется мало -- строительство не окупится. Но оказывается, что потребность Ленинградской области в инвестициях в транспортную инфраструктуру в ближайшие десять лет оценивается примерно в $20 миллиардов. Об этом месяц назад сообщил глава Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Валерий Ким на региональном экономическом форуме "Инвестиции в Ленинградскую область" в Москве. Ким отметил, что одним из основных проектов здесь является создание высокоскоростного пассажирского сообщения Санкт-Петербург -- Хельсинки, инвестиции в который оцениваются в объеме $1,5 -- 2,5 миллиарда, а также проект создания скоростного железнодорожного сообщения Санкт-Петербург -- Москва с дублером -- автобаном.
Губернатор Московской области Борис Громов недавно сообщил на своей пресс-конференции, что первая платная автодорога в Подмосковье появится через 2 -- 2,5 года. По его словам, к этому времени откроется одна из трех проектируемых платных автомагистралей. Громов уточнил, что первая дорога будет проложена в обход Одинцова с выходом на Голицино, вторая проектируется вдоль Горьковского шоссе до Ногинска. Возможно, к этому времени будет построена часть трассы параллельно Ленинградскому шоссе -- до аэропорта Шереметьево-1. В дальнейшем эту трассу планируется провести до Петербурга. Громов отметил, что "объем вкладываемых средств в строительство Центральной автодороги будет очень большим".
Напомним, что в конце прошлого года министр транспорта РФ Игорь Левитин сформулировал приоритетные задачи на 2005год для своего ведомства и заявил, что в 2005году Минтранс приступит к практической реализации пилотных проектов создания платных автомобильных дорог с привлечением внебюджетных источников финансирования.
Как сообщало ранее Министерство транспорта, стоимость проезда по платным автодорогам в России составит предположительно рубль за километр. Платные дороги строятся на тех участках, где загруженность трассы составляет 25 -- 30 тысяч автомобилей в сутки. На первом этапе эксплуатации дороги деньги за проезд взиматься не будут, это будет сделано позднее. Платные дороги будут альтернативными, то есть в случае если человек не хочет платить за проезд, он может воспользоваться старой, бесплатной дорогой.

18.05.2005
www.etver.ru

Док. 595342
Перв. публик.: 18.05.05
Последн. ред.: 29.09.09
Число обращений: 0

  • Быстров Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``