В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Лисс Один кризис мы уже пережили Назад
Дмитрий Лисс Один кризис мы уже пережили
В канун московского концерта Уральского академического филармонического оркестра (УАФО) Дмитрий ЛИСС, возглавляющий коллектив с 1995 года, рассказал о наиболее интересных выступлениях в России и за рубежом, а также о жизни УАФО в период экономического кризиса.

- Дмитрий Ильич, как складывается для вас нынешний сезон ?

- Крайне напряженно: до Нового года практически ни одной свободной недели. С Уральским оркестром у нас было две поездки по России - на фестиваль "Крещендо" в Калининграде, Петербурге и Москве. Сейчас опять приехали в Москву, а вот выступления в Казани и Самаре, увы, отменились. Потом едем в Австрию, в сентябре собираемся в Иркутск на фестиваль Дениса Мацуева "Звезды на Байкале" - нам очень интересно, на Байкале мы прежде не были. Начиная со следующего января график особенно насыщенный: фестиваль "Сумасшедшие дни" в Нанте и Токио, гастроли по Европе и тур в Азии. Надеюсь, какие-то из программ будут повторяться: скажем, на "Сумасшедших днях" несколько раз играем одно и то же, хотя это порядка десяти разных произведений.

- Как делится ваше время между УАФО и другими оркестрами ?

- Примерно пополам; может быть, чуть больше половины времени я провожу дома. В Москву приехал из Парижа, где у меня был концерт с Национальным оркестром Франции и Аркадием Володосем в Театре Шатле, перед этим - восемь концертов с Оркестром долины Луары... До того - концерты в Японии с Филармоническим оркестром Осаки и в Норрчёпинге, где я прежде не был и где открыл для себя удивительно хороший оркестр. Поразительно, что в шведском городе, с населением примерно сто тысяч человек около ста лет существует симфонический оркестр достойного качества, с очень мотивированными музыкантами. Они по-настоящему работают, хотят работать и получают от работы удовольствие.

- Какая из этих поездок была интереснее всего ?

- Каждая по-своему: в Швеции мы играли "Петрушку", Первую сюиту для малого оркестра Стравинского и Второй виолончельный концерт Шостаковича, солировала Соль Габетта. В Париже - Третий концерт Рахманинова и сюиту из "Щелкунчика" в редакции Темирканова: она включает целиком второй акт и два номера из первого. В Нанте - программу из сочинений Гершвина и Бернстайна с солистами афроамериканского происхождения: замечательное попадание в стиль, фрагменты "Порги и Бесс" они пели очень хорошо. Новый год я встретил там и последний концерт серии дал 1 января. В апреле - концерт в Токио с одним из крупнейших японских оркестров Metropolitan Symphony - играем Франка и Лало. А с нашим оркестром мы повторяем дома московскую программу и едем в Грац. Там нас ждут два концерта: "Ромео и Джульетта" и Первый концерт Чайковского с Андреем Коробейниковым плюс "Шехеразада" Римского-Корсакова.

- Коснулся ли УАФО экономический кризис ?

- Он касается всех, но нас, может быть, в меньшей степени. Боюсь сглазить, но пока зарплаты музыкантов не изменились. Труднее стало приглашать дирижеров и солистов: ведущие исполнители считают свои гонорары в валюте, а их рублевый эквивалент из-за инфляции резко возрастает. Я не Джордж Сорос, чтобы предсказать будущее рубля и евро на целый сезон, а абонементы надо продавать уже сейчас. Но платить гонорары в валюте мы не можем и ломаем голову над планированием антикризисного сезона. Варианты есть: заключать договоры исключительно на условиях рублевых гонораров, играть чисто симфонические программы без солистов... Но мы должны думать и о слушателях, которые приходят к нам и тоже попадают под удар кризиса. Впрочем, благодаря поддержке наших властей мы уверены в своем будущем, тем более что один кризис уже пережили. Будет ли новый серьезнее, никто не знает; остается жить и работать.

- В свое время УАФО исполнял немало сочинений Сильвестрова, Канчели, Губайдулиной; играет ли сейчас оркестр подобный репертуар ?

- Редко. Это зависит и от финансов, и от отношения публики. В прошлом сезоне я включил в каждую программу своего абонемента по современной премьере, и публика восприняла это с некоторым недоумением, даже если новое для нее сочинение звучало наряду с известной музыкой. Может быть, не совсем верный выбор репертуара или его подача - надо думать дальше, искать, советоваться. Но в рамках абонементных концертов это пока не слишком получается.

- Что было самым важным в жизни оркестра последних месяцев ?

- Сезон мы открыли концертным исполнением оперы "Тоска", пригласили певцов из Италии. Но опера - дорогое удовольствие, без помощи спонсора мы бы не справились. В прошлом году у нас появился симфонический хор, и мы стали активно исполнять кантатно-ораториальные сочинения: "Ивана Грозного" с Алексеем Петренко и "Александра Невского", Реквием Верди и много других крупных полотен. Недавно исполнили с Владимиром Огневым Тринадцатую симфонию Шостаковича, не звучавшую в Екатеринбурге лет двадцать. В следующем сезоне планируем "Бюрократиаду" Щедрина и "Кантату к ХХ-летию Октября" Прокофьева. С оркестром за несколько лет сыграли все симфонии Прокофьева - недавно этот цикл удачно завершила Вторая, редко звучащая, замечательная симфония. К юбилею Шнитке исполним его Реквием. А в мае предложим публике неожиданное сочетание - Фортепианный концерт Клементи и Вариации на тему Клементи Бориса Блахера.

- Имя Блахера, композитора ХХ века, не отпугнет публику ?

- Публика придет, иначе мы не делали бы такую программу. С Блахером у нас опыт уже был - играли его Вариации на тему Паганини; в том числе на фестивале Радио Франс в Монпелье, одном из самых престижных во Франции. Это была очень интересная и сложная программа, с прямой радиотрансляцией: там были также пять Этюдов-картин Рахманинова в обработке Респиги, которые оркестр прежде не играл. Это оказалась одна из самых сложных и неудобных партитур в моей жизни. Мы знаем Респиги как мастера оркестра, но когда получили из-за рубежа ноты, то нашли там около семидесяти ошибок - притом что по этим нотам неоднократно играли.

- Воплотился ли ваш план создания коллекции уникальных инструментов для оркестра?

- Да, коллекция постоянно пополняется - недавно мы получили несколько инструментов Вильома, ряд итальянских инструментов... Сейчас этот процесс немного приостановился, но нам удалось убедить многих состоятельных людей в том, что покупка дорогих струнных инструментов относится к категории надежных инвестиций. Они не находятся в нашей собственности: люди покупают их, страхуют и отдают нам в пользование, как это происходит в мире.

- Есть ли у вас планы работы с каким-либо московским оркестром?

- Нам удалось договориться о концерте с Национальным филармоническим оркестром России в мае следующего года. А затем в ноябре планируется мой концерт с Большим симфоническим оркестром. К нам в Екатеринбург приезжал Владимир Иванович Федосеев - ему очень понравился наш оркестр, которым он дирижировал впервые, и родилась идея фестиваля, запланированного на 2010 год. Карт пока раскрывать не могу, но, если это состоится, публике будет представлен весьма неожиданный пасьянс.

Илья Овчинников, газета "Культура"

www.classicalmusicnews.ru

08.03.2009

Док. 595115
Перв. публик.: 08.03.09
Последн. ред.: 29.09.09
Число обращений: 0

  • Лисс Дмитрий Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``