В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Всего дороже были люди для него...` Назад
`Всего дороже были люди для него...`
Это все-таки знаковый город республики - Караганда. Жестковатый, конкретный. Привыкший работать и жить на едином дыхании. Доверяющий делу - не слову, каким бы красивым и звучным оно ни казалось. Красоту его, внутренний мир постороннему сложно понять. А "свои" красоту эту чувствуют, носят в себе не расплесканной, сохраняют и помнят сквозь годы в далеких, других городах. И, я думаю, очень немного у нас земляков-казахстанцев, в чьей жизни она, "центровая", сейчас юбилейная Караганда, не занимает абсолютно никакого места.

Михаил Полторанин
Таков и я сам (в Караганде родился сын, в Караганде, точнее в Темиртау, впервые руку будущему Президенту пожимал).

Таков же и мой собеседник: в далеком уж прошлом - коллега, матерый казахстанский журналист, настоящее "золотое перо" "Казправды" семидесятых, где служил Михаил Полторанин ответственным секретарем.

Были после у Михаила Никифоровича и подъемы к вершинам заоблачным, и редкостной крутизны виражи. Вице-премьер РФ и первый министр информации новой России. Депутат того съезда народных избранников в 1989-м, чьи прямые трансляции держали народ у экранов так прочно и долго, как никакая "Санта-Барбара" не сможет удержать. Ближайший когда-то Ельцину человек....

А первый могучий карьерный виток ему выдала...

Ну, конечно же, Караганда, где в пик благостного "застоя" наш Миша мощно представлял газету "Правда".

- Я и Кунаеву не врал, и Ельцину не врал, и Горбачеву. И только потому, что никогда не врал себе. Ведь знаешь, как оно бывает часто: человек сперва врет самому себе, утверждается в этом вранье, а потом честно врет окружающим. В моем предвоенном поколении вообще было много идейных людей. Не в том смысле идейных, что, Ленина не вспомнив, не ложились спать. Просто твердые принципы были. И если на пути мне попадался человек таких же прочных принципов, он в ней, в моей душе, и оставался навсегда... И один из таких для меня - Нурсултан Абишевич. Назарбаев. Ну как забыть: одна его газетная статья решила "неподъемную проблему", резко изменила всю судьбу промышленного региона?

Ведь что получилось? Карметкомбинат в Темиртау построили, а рудную базу, подпитку ему, неправильно оценили. И вместо руды лисаковской теперь надо было везти в Темиртау сырье из украинского Кривого Рога. Потери - на многие миллиарды рублей. Предстояло мартены конверторами заменять. Откровенная глупость начальников нескольких министерств Союза! А для Казахстана - большие проблемы на десятилетия вперед.

Как журналист, я все факты и цифры, конечно, собрал, документами хорошенько запасся. Но такую статью в "Правде" должен подписывать не журналист, а умный и принципиальный хозяйственник, настоящий специалист. Или очень ответственный, храбрый руководитель. В обком я пошел к Акулинцеву, первому секретарю. Тот аж побледнел: не просто снимут с должности - из партии исключат! На Карметкомбинат, там директором Тищенко, крупный мужик, Герой Труда, Олег Иванович. Тоже машет руками - уволь меня, дескать. Потом вдруг говорит: "Есть у меня хороший секретарь парткома - молодой, храбрый, думающий. Такой правдолюб!". И Назарбаева в кабинет пригласил. Тот очень внимательно выслушал - подпишу, говорит, давайте над такой статьей работать. Поехали с ним на водохранилище, островок поспокойнее подобрали. Обсудили. Вообще, хорошо познакомились, плотно и по-мужски. Нурсултан Абишевич тогда предложил дополнительно вставить в статью проблемы снабжения Темиртау, вопросы зарплаты, еще целый ряд социальных проблем региона. Его люди, я понял тогда, волновали сильнее любой рудной базы. Всего дороже люди были для него.

Бомба мощная вышла. Тихонов, председатель Совета министров Союза, на статью Назарбаева резолюцию дал специальную - срочно Совмин созывать. А Брежнев только прочитал статью - сразу собрал секретариат ЦК.

Назарбаев мне в Караганде звонит. Говорит: вызывают на Политбюро! Обсудили с ним тезисы выступления. Он там здорово выступил, мне потом рассказали участники. Брежнев сразу спросил Кунаева: "Что он там у тебя, в далеких рядах, такой человек перспективный?". И вскоре Нурсултан Абишевич получил крупное назначение.

Были встречи потом. Всегда памятные и хорошие. Я смотрел и старался понять: меру риска он знал, понимал, готовя такую статью? И всегда для себя лишь один ответ тут получал: понимал и на риск шел осознанно. Не ради комбината, стали и железа. Ради людей. И, знаешь, настоящей правды ради...

Михаил Полторанин в последние годы руководил телеканалом "ТВ-3", возглавлял крупное совместное предприятие России и Тайваня. Лишь недавно ушел он на пенсию. Почти 30 лет этот крепкий алтайский кержак из деревни близ Лениногорска живет в Москве. Что он думает, бывший карагандинец, о долгосрочной, самой главной интонации в отношениях Казахстана с Россией?

- Она будет лишь искренней, добрососедской. Нам просто не дано иного. Какой я есть - таким я вырос в Казахстане. Он в мою молодость давал счастливые возможности и шансы каждому. Уверен, так и будет впредь.

Не помню я, чтоб Полторанин хоть когда-нибудь ошибся в собственных прогнозах. Пусть даже на чуть-чуть...

Олег КВЯТКОВСКИЙ

www.kazpravda.kz

Док. 595027
Перв. публик.: 26.08.06
Последн. ред.: 29.09.09
Число обращений: 0

  • Полторанин Михаил Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``