В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
УПОЛНОМОЧЕН ОБСЛУЖИТЬ Назад
УПОЛНОМОЧЕН ОБСЛУЖИТЬ
В России борьба за обслуживание бюджетных денег корнями уходит в противостояние региональных властей и борющихся с их независимостью федералами. Банкам и местным чиновникам удалось одержать первую победу, но прирост бюджетных средств на банковских счетах в начале нынешнего года в большей степени был обусловлен делом ЮКОСа.
Бюджетные средства на балансах российских банков пошли в рост. Банкиры радуются дополнительным ресурсам, особо не заботясь о том, что садятся на "иглу" дармовых пассивов. При этом, несмотря на открытые тендеры, право обслуживать бюджетные счета получают в основном "особо доверенные" банки, что в эпоху кадровых перемен во власти - весьма ненадежный источник ликвидности. Начало года ознаменовалось почти что революционным изменением в обслуживании бюджетных средств. Принятые в декабре 2004 года и вступившие в силу с 1 января нынешнего поправки в статью 236 Бюджетного кодекса позволяют администрациям профицитных регионов самостоятельно выбирать банки, где они будут размещать депозиты. Это первая официальная победа банковского сообщества в борьбе за бюджетные счета за последние 12 лет. Отлучить коммерческие банки от бюджета государство пытается с 1992 года, когда увидел свет указ президента РФ "О федеральном казначействе". И если до выхода этого документа за допуск к бюджетным ресурсам банки боролись между собой, то затем уже с государством. Отчаянный банковский лоббизм поддерживался местными органами власти и чиновниками различных ведомств, "сидевшими" на собственных бюджетах и не желавшими выпускать их из-под контроля. Неудивительно, что реальный процесс перевода бюджетных денег в казначейство начался только через 8 лет - с 2000 года, когда кремлевские политики всерьез озаботились задачей ослабления региональных властей. Попытки вернуть бюджетные деньги назад в коммерческие банки случались неоднократно, однако до недавних пор федеральные чиновники отбивали эти атаки. Желание самих бюджетных организаций держать деньги в коммерческих банках никогда не иссякало. Цена вопроса - технологичность и быстрота обслуживания, которыми казначейство похвастаться не может, а также вполне приемлемые проценты по депозитам. Понятно, почему, презрев все запреты и используя любую лазейку в законодательстве, бюджетники стремились в коммерческое русло. Соблазна не избежал даже МИД, чьи счета в конце прошлого года Счетная палата обнаружила в банке Первое О.В.К. Аудиторы сразу же затребовали у министерства перевода этих денег в казначейство. И действительно, по информации "Профиля", из Первого О.В.К. министерские деньги ушли. Впрочем, эксперты отмечают, что консульские сборы вряд ли являются "средствами от предпринимательской деятельности или от использования госсобственности", которые должны поступать прямо в казначейство, поэтому не исключено, что МИД просто нашел себе другой банк. Тень ЮКОСаПо мнению руководителя консалтинговой группы "Банки. Финансы. Инвестиции" Александра Хандруева, изменения в Бюджетный кодекс назрели давно. "В большинстве развитых стран работает именно смешанная - казначейско-банковская - система обслуживания бюджетных средств. От этого выигрывают и банки, и клиенты. Так что неудивительно, если бюджетные средства на счетах коммерческих банков после этого послабления значительно вырастут", - говорит Хандруев. Действительно, банки, попавшие в топ-20 "Профиля" как самые бюджетные, продемонстрировали к 1 февраля 2005 года серьезный рост обязательств перед бюджетными организациями и государством. Но пока самый значительный приток бюджетных средств банкирам обеспечивают не послабления в Бюджетном кодексе, а ужесточение налоговых правил игры. В частности, весьма заметное, хотя и краткосрочное, пополнение пассивов лидерам топ-20 обеспечила перекачка средств, взысканных с ЮКОСа. По мнению экспертов, именно этим фактором объясняется неожиданно большой объем бюджетных средств на балансе МДМ-Банка, занявшего 2-е место по этому показателю (см. таблицу). На 1 января 2005 года обязательства перед бюджетными организациями и государством у МДМ-Банка составляли 63,4 млрд. рублей, на 1 февраля - 65,6 млрд. А год назад этот показатель находился на уровне всего 3,3 млрд. рублей (на 1 февраля 2004 года). По информации "Профиля", бюджетный приток банку обеспечила обслуживающаяся в банке служба судебных приставов. Это косвенно подтверждается тем фактом, что в строке баланса "Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетных учреждений" на 1 января и 1 февраля нынешнего года у банка фигурировали сопоставимые со всем объемом бюджетных денег цифры - 58,8 млрд. рублей и 62 млрд. рублей соответственно. Куда как стабильнее в МДМ-Банке себя ведут, например, средства Пенсионного фонда: на 1 декабря минувшего года они составили 2,6 млрд. рублей, на 1 января нынешнего - 4,6 млрд. рублей, на 1 марта - 3,8 млрд. рублей. Бюджетный приток лидера рейтинга - Ханты-Мансийского банка (ХМБ) - опять-таки обеспечил ЮКОС, чьи налоговые недоимки, как сообщили "Профилю" в банке, в начале года поступили на счета правительства Ханты-Мансийского АО, обслуживаемые в этом банке. Если на 1 января текущего года бюджетные средства в ХМБ составляли 18,5 млрд. рублей, то на 1 февраля - уже 76,8 млрд. при общем объеме чистых активов в 100,4 млрд. рублей. Как заявили "Профилю" в банке, в настоящее время большая часть этих средств уже перечислена с его счетов в федеральный бюджет. Большим риском является ситуация, когда бюджетные средства составляют в активах банка хотя бы треть, но пока такие размышления, похоже, никого не смущают. Тем более что недавние изменения в Бюджетном кодексе, по мнению экспертов, приведут к дальнейшему усилению региональных банков, аффилированных с местными властями. "Придворные" банкиНаличие солидной бюджетной составляющей наблюдается на балансах практически всех банков, аффилированных с региональными властями и традиционно живущих на обслуживании местных бюджетов, хотя годы борьбы с казначейством не прошли даром. Например, в топ-20 "Профиля" на 11-е место попал Запсибкомбанк, среди основных акционеров которого - департамент имущественных отношений Тюменской области и департамент по управлению госсобственностью Ямало-Ненецкого АО. На 12-м месте утвердился обслуживающий бюджет Татарстана банк "АК Барс", чьи бюджетные средства выросли с 1,1 млрд. рублей на 1 января до 3 млрд. рублей на 1 февраля нынешнего года. На 14-м месте - Енисейский объединенный банк, связанный с администрацией Красноярского края. Вместе с тем новшества в Бюджетном кодексе обеспечили рост бюджетных денег и на балансах общенациональных банков. Так, если у Внешторгбанка (8-е место) на начало года объем бюджетных средств составил 3 млрд. рублей, то на 1 февраля - уже 6,9 млрд. Причем на сопоставимую сумму на балансе банка выросли именно средства бюджетов субъектов РФ - с 1,79 млрд. рублей до 5,1 млрд. Еще один лидер, Альфа-банк, удерживает свое 5-е место с 14,8 млрд. бюджетных средств: 11,6 млрд. рублей средств местных бюджетов и 3,2 млрд. рублей депозитов государственных внебюджетных фондов. Изменения в Бюджетном кодексе не убедили антимонопольщиков в справедливости существования "придворных" банков. В начале года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предъявила претензии президенту Якутии Вячеславу Штырову, требуя отменить указ "О мерах по укреплению банковской системы Республики Саха (Якутия)", изданный главой республики в сентябре 2002 года. Согласно этому документу Алмазэргиэнбанк имел право монопольно обслуживать счета республиканского бюджета, а республиканскому Минфину предписывалось осуществлять бюджетное финансирование на счета предприятий, открытые именно в этом банке. И хотя сам Штыров уверял, что указ давно не действует, отменил он документ только после составления протокола об административном правонарушении. Тем не менее тесные связи с региональной властью продолжают играть решающую роль в пополнении банком своих пассивов - на 1 февраля Алмазэргиэнбанк мог похвастаться 11,4 млрд. бюджетных средств (6-е место). Как пояснил "Профилю" председатель правления Алмазэргиэнбанка Александр Миронов, основная часть этих средств пришла в банк в результате тендера по продаже 25% акций АО "Холдинговая компания "Якутуголь", в котором участвовали лидеры российской металлургии, - средства участников тендера аккумулировались на счете Минимущества Республики Саха (владеет более 58% банка). И хотя подобный конкурс - явление разовое, по оценке Миронова, в результате обслуживания банком республиканских программ и счетов бюджетных предприятий государственные деньги обычно составляют до 70% его пассивов. Как оказалось, не все спокойно с обслуживанием бюджетных счетов и в Северной столице. Несмотря на то, что питерский бюджет вроде бы давно поделен между несколькими крупными игроками - в топ-20, например, вошли ПСБ и "МДМ-Банк Санкт-Петербург", - есть еще резервы для конфликтов. На этот раз в ФАС обратился неожиданный жалобщик - Северо-Западный банк Сбербанка РФ. Причина - победа банка "Санкт-Петербург" в конкурсе на обслуживание детских пособий (в бюджете на них зарезервировано 1,4 млрд. рублей). Сбербанк уверяет, что его условия были лучше. Случай, когда в числе обиженных "естественный монополист", - редкость. Обычно претензии по нарушению антимонопольного законодательства предъявлялись самому Сбербанку - и не единожды. В частности, "Сбер" обвиняют в том, что местные администрации зачастую вообще не проводят конкурсы, а сразу назначают его своим уполномоченным банком. Представители госбанка, в свою очередь, уверяют, что иногда не так-то и просто найти желающих обслуживать нищие региональные бюджетные учреждения. По словам представителей "Сбера", им даже приходится специально договариваться с местными банками, чтобы те поучаствовали в конкурсе ради соблюдения всех формальностей антимонопольного законодательства. Глава Сбербанка Андрей Казьмин любит порассуждать о том, что такие услуги банк часто предоставляет по себестоимости, выполняя "социальную функцию" и теряя миллиарды рублей. Как бы то ни было, в свое время Сбербанк оказался фактически единственной кредитной организацией, которая наименее болезненно пережила наступление федерального казначейства, поскольку довольно часто выступает его агентом по кассовому исполнению бюджета. Перед переделомПодобные якутским претензии недавно были предъявлены ФАСом правительству Москвы. В конце марта антимонопольщики возбудили дело в связи с нарушением закона "О защите конкуренции". Причина - московские власти якобы требуют, чтобы подведомственные организации переводили счета в Банк Москвы и Московский индустриальный банк. По утверждению чиновников ФАСа, дело было возбуждено по заявлению Московского банковского союза. Председатель совета союза Гарегин Тосунян уже успел это публично опровергнуть. А в Банке Москвы вообще отрицают возможность каких-либо претензий со стороны ФАСа, сравнив эту информацию с первоапрельской шуткой, - документ, на который идет ссылка в соответствующем распоряжении премьера правительства Москвы, давно утратил силу. Между тем де-юре распоряжение премьера никто не отменял, и, видимо, формальный повод побороться с Банком Москвы у ФАСа действительно есть. Активность ФАСа может оказаться весьма некстати для занявшего 3-ю позицию в топ-20 "Про- филя" с 37,6 млрд. рублей бюджетных средств Банка Москвы. Ведь московские бюджетные депозиты (на 1 марта их сумма составляет около 27 млрд. рублей) могут находиться в нем еще только 3 месяца - до 1 июля. Сейчас, как заявил "Профилю" начальник московского городского казначейства Серафим Ярных, городские власти активно готовятся к проведению конкурса среди комбанков. Как это повлияет на позиции особо приближенного банка, покажет время. Неоднозначно будущее еще одного лидера среди самых бюджетных банков - "УралСиба" (7-е место, 10,5 млрд. рублей обязательств перед бюджетными организациями и государством). Этот банк всегда числился бюджетным банком Башкирии, а его бывший глава Азат Курманаев - доверенным лицом башкирского президента Муртазы Рахимова. Ныне Курманаев, по сведениям "Профиля", обживает Лондон. Говорить же о доверии между Рахимовым и сегодняшним главой и одним из собственников "УралСиба" - приближенным к Кремлю Николаем Цветковым - было бы слишком смело. По слухам, еще в конце прошлого года Рахимов активно вел переговоры с казахстанским банком "ТуранАлем" о создании Банка Башкирии. На рынке поговаривали, что Рахимова в "Туран Алеме" привлекали его иностранные акционеры - ЕБРР и IFC, которых планировалось привлечь и в капитал республиканского банка. Участие статусных иностранцев должно было оградить республиканский бюджет от посягательств центральной власти. Напомним, что еще Курманаев пытался привлечь ЕБРР и IFC в капитал "Урал-Сиба". Однако после недавней гибели на охоте крупнейшего акционера и председателя правления "ТуранАлема" Ержана Татишева договариваться с Рахимовым, похоже, стало некому. Впрочем, если сегодня для обслуживания республиканских денег Рахимову понадобится банк с иностранным капиталом, он вполне может найти новых посредников: в ближайшее время открыть филиалы в Уфе могут Райффайзенбанк и Международный Московский. Вполне вероятно, что перипетии с обслуживанием башкирского бюджета станут знаковыми в прохождении новой волны передела бюджетных cредств между коммерческими банками. Учитывая развернувшуюся борьбу Кремля с оставшимися "касьяновскими" и "ельцинскими" губернаторами, приближенным к нынешним региональным властям коммерческим банкам вряд ли надолго удастся сохранить свои бюджетные привилегии.

www.profile.ru

11.04.2005

Елена Потоцкая

Док. 594851
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Миронов Александр Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``