В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Е.Егоров: Правовое образование в неюридическом вузе Назад
В.Е.Егоров: Правовое образование в неюридическом вузе
ББК 74.58 Е 302
Егоров Вячеслав Елизарович, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат педагогических наук, юрист, профессор Российской академии естествознания, Заслуженный работник науки и образования РАЕ.
Рецензенты:
Е.В. Воскресенская, доктор юридических наук (Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики); Е.А. Ермак, доктор педагогических наук (Псковский государственный педагогический университет)
Егоров В.Е.
Правовое образование в неюридическом вузе: Монография. - Псков: Изд-во АНО "Логос". 2009 - 260 с.
В монографии рассматриваются современные проблемы и систематизируются основы формирования содержания правового образования в подготовке специалистов неюридического вуза. Приводятся теоретические основы правового образования и предлагаются активные методы обучения в правовой подготовке студентов неюридического вуза. Обосновываются особенности использования активных методов в преподавании правовых дисциплин.
В монографии приводятся итоги опытно-экспериментальной работы автора и предлагаются методические рекомендации преподавателям правовых дисциплин.
Книга рассчитана на аспирантов, преподавателей, научных работников, а также студентов высших учебных заведений неюридического профиля.
ISBN 978-5-93066-056-8
© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2009 © В.Е. Егоров, 2009 © АНО "Логос", 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Основы формирования содержания правового образования в подготовке специалистов неюридического вуза
? 1.1. Педагогика и роль высшего образования в современном обществе
? 1.2. Потребности специалистов неюридической сферы в правовых знаниях с учётом современных условий в их профессиональной деятельности
? 1.3. Учёт правового аспекта в профессиональной подготовке специалистов за рубежом
Глава 2. Состояние правовых знаний студентов и специалистов в сфере экономики, педагогики и туризма
? 2.1. Правовая осведомленность как один из факторов эффективной работы специалистов
? 2.2. Выявление и оценка состояния правовой подготовки студентов и специалистов
Глава 3. Теоретические основы правового образования в неюридическом вузе
? 3.1. Интенсификация обучения в высшей школе
? 3.2. Методы активизации учебной деятельности
студентов вуза
? 3.3. Личностно-ориентированный подход в правовой подготовке современного студента
Глава 4. Активные методы обучения в правовой подготовке студентов неюридического вуза
? 4.1. Игровые технологии и их содержание, применяемые в подготовке специалистов
? 4.2. Особенности использования активных методов в преподавании правовых дисциплин
Глава 5. Практика использования активных форм и методов правового образования
? 5.1. Итоги опытно-экспериментальной работ
? 5.2. Методические рекомендации преподавателям правовых дисциплин
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2


Введение

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. В России уровень образованности населения является одним из главных условий формирования общества и экономики государства, ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Однако ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов, разработке содержания образования и технологий обучения. Вот почему, улучшение качества обучения в профессиональном образовании является одним из актуальнейших проблем вузовской методики.
Современные этапы развития экономики и высшего профессионального образования в отдельных сферах характеризуются увеличением квалификационных требований к будущим специалистам. Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста в неюридической сфере включают в свой состав знание права российской правовой системы, правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности.
Со времени своего появления человеческое общество непрерывно развивается, социальные отношения усложняются. Требуется все более и более тщательное регулирование правил поведения людей и правильное их применение. Следовательно, возрастает значимость правового образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Правовое образование в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляет система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием образования в обществе.
В преподавании правовых дисциплин, педагог-правовед встречается с определенными трудностями, ведь "далеко не всякий наделен юридическим мышлением" [99]. Традиционные методы обучения не всегда достигают определенной цели. В силу дефицита времени, а иногда и неумения самостоятельно работать, ряд студентов не знают права и свободы человека и гражданина, не умеют их реализовать в различных сферах жизнедеятельности; не умеют использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
Следует отметить противоречивость научных представлений о праве. Наиболее распространенным является мнение: право представляет норму свободы. "Право есть совокупность норм, с одной стороны предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях", - писал известный правовед Е.Н. Трубецкой в начале XX века [132, С. 214].
По определению Канта право есть совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы [61, С. 233].
Необходимо установить, что сущность права видится в "обеспечении" или "разграничении" жизненных интересов людей, в выражении их воли, в "установлении" определенного порядка их жизни [150, С. 185]. Задача преподавателя, в первую очередь, состоит в том, чтобы студенты смогли овладеть определенными знаниями в области правоведения.
Приоритетным и универсальным направлением в современной методике является использование активных форм и методов обучения. Это обусловлено различными причинами: и жестким дефицитом учебного времени, и стремлением повысить интерес к изучению той или иной учебной дисциплины, и необходимостью развития инициативы, творческого мышления студентов. Активные методы отличаются от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в основе последнего лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде; в случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.
Следовательно, необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения, вовлекая студентов "в предлагаемые обстоятельства", что усиливает личностную сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивает учебное сотрудничество, прививает умение самостоятельной работы. В таких условиях, по нашему мнению, студенты становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с активной деятельности преподавателя по обучению правовых дисциплин на активную деятельность студента по их изучению.
В сложившейся ситуации актуализируется проблема правовой подготовки специалистов, способных предоставлять различные виды услуг на высоком социально-культурном уровне и со значительным экономическим эффектом. Таким образом, вышеизложенное актуализирует тему монографического исследования.
Анализ практики правовой подготовки в профессиональном образовании студентов неюридических вузов позволил выявить следующие противоречия:
? с одной стороны, динамика освоения правовых знаний, умений и навыков студентами не соответствует современным потребностям развивающейся экономики (бизнеса), а с другой стороны, потенциал традиционных методов обучения в основном исчерпан;
? с другой стороны, возрастает потребность внедрения активных методов обучения в учебный процесс вузов, а с другой стороны, степень овладения ими у значительной части преподавателей недостаточна.
В данной монографии рассматривается проблема - обоснование и выявление дидактических условий применения совокупности активных методов обучения в правовой подготовке студентов неюридических вузов (на примере туристского вуза).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение активных методов обучения в правовой подготовке студентов неюридического вуза повысит эффективность их профессионального образования, если:
? разработанная модель использования активных методов обучения будет включать цели, определяющие содержание деятельности преподавателя и содержание деятельности студента; совокупность активных методов, основывающихся на общении как базовой форме взаимодействия и необходимом условии интериоризации полученных знаний, а также педагогических условий, обеспечивающих применение активных методов в учебном процессе;
? будет учитывать специфику правового аспекта профессиональной деятельности и будет включать совокупность активных методов таких, как семинары, дискуссии, деловые игры, решение конкретных задач-казусов, метод инцидента, метод мозгового штурма;
? будет разработано методическое обеспечение использования активных методов в учебном процессе;
? будут определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования активных методов обучения в правовой подготовке студентов вуза.
Необходимость проверки выдвинутой гипотезы определила следующие задачи:
1. Выявить состояние правовой подготовки студентов неюридического вуза и, с учетом полученных данных, разработать модель использования активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов на примере правовых дисциплин;
2.Разработать и экспериментально проверить примерную структуру реализации активных методов обучения на примере учебно-деловой игры;
3.Разработать методические рекомендации для преподавателей правовых дисциплин неюридических вузов по применению в учебной деятельности активных методов обучения.
4.Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов туристского вуза на примере правовых дисциплин.
Методологическую основу исследования составляют принципы системного анализа теоретико-педагогических и теоретико-правовых основ подготовки специалистов в туристских вузах в их историческом движении и взаимосвязи. В монографии использовались логический, сравнительный, а также исторический методы познания, которые позволили выделить основные особенности и перспективы обучения студентов туристского вуза с учетом правового аспекта профессиональной подготовки будущих специалистов. В соответствии с методологической позицией, занятой автором, вопросы профессиональной подготовки специалистов в туристском вузе анализируются на основе междисциплинарного подхода. Использован эмпирический материал социологических исследований, организованных и проведенных при участии автора.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов:
? теоретический анализ (индукция, дедукция, анализ и синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование, моделирование) для разработки теоретических обобщений и установления закономерностей в решении обозначенных задач в ходе изучения специальной литературы, учебных программ дидактико-педагогического цикла;
? констатирующий и формирующий эксперименты;
? частные эмпирические методы и приемы (анкетирование, собеседование, тестирование), позволяющие проводить анализ и оценку результатов.
Теоретическая база исследования широко представлена как в трудах по общей педагогике, так и в научных трудах по профессиональному, правовому образованию, юриспруденции в целом и других дидактических теориях. В исследовании анализируется также зарубежный опыт учета правового аспекта в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Труды таких ученых как Н.В. Бордовская, А.Н. Джуринский, Г.И. Саранцев, А.А. Реан, С.И. Розум и других заметно дополняют имеющийся богатый опыт по общей педагогике и структуре мирового образовательного пространства, предлагают разнообразные формы и методы обучения и существенно определяют направления современной педагогической деятельности в России.
Современное состояние профессионального образования в стране, цели, принципы, основные направления и методы его модернизации сейчас активно изучаются такими отечественными учеными-педагогами, как: Б.Л. Вульфсон, Р.М. Грановская, А.В. Духавнева, Б.К. Коломиец, А.М. Матюшкин, В.А. Сластенин, С.Е. Шишов и другими. Предлагаемые авторами обобщения, выводы и рекомендации представляют определенный теоретико-методологический интерес для совершенствования высшего профессионального образования в России в целом.
Исследования в области профессионального образования в сфере туризма широко представлены в трудах таких ученых как: Н.И. Волошин, И.В. Зорин, В.А. Кальней, А.В. Квартальнов, В.А. Квартальнов, А.И. Сеселкин, С.Е. Шишов и другими. Исследуются проблемы профессиональной подготовки кадров туристской направленности, предлагаются пути их решения с учетом современных требований, с опорой на системный личностно-деятельностный и культурологический подходы в сфере высшего профессионального образования.
Проблемы совершенствования правового образования в системе профессиональной подготовки специалистов рассмотрены в трудах ученых-юристов (А.О. Запорожец, Т.В. Кашанина, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Е.А. Певцова, Б.Н. Топорнин и др.), которые в своих исследованиях пришли к выводу, что без правовых знаний не будет профессиональной должной компетентности специалиста.
Дидактические приемы по применению активных методов обучения при преподавании правовых дисциплин широко дискутируются в трудах А.А. Вологдина, С.А. Бондаренко, О.Л. Васильева, Р.Ф. Васильева, Н.В. Постового, Е.А. Скрипилева, Ю.М. Ткачевского, З.М. Черниловского и других. Предлагаемые исследователями эффективные методические приемы являются заметным вкладом в концепцию активной методики обучения.
Зарубежный опыт организации и использования правовой подготовки при обучении специалистов за рубежом раскрыт в трудах таких авторов, как Р. Бланпен, Э. Бульман, Д. Вейллант, Н. Лемменс, О. Лукашина, Р. Штумпф, А. Шуйский и других.
Данные исследования составляют основательные методологические и общетеоретические предпосылки для разработки темы монографии, направленного на восполнение существующих пробелов в отечественной педагогической литературе по вопросам правовой подготовки специалистов в неюридической сфере, формирования их правовой компетентности с учетом отечественного и зарубежного опыта организации профессионального образования и научно-исследовательской, научно-педагогической деятельности вузов.
В предлагаемой монографии предпринята попытка рассмотреть актуальные вопросы теории и методики правового образования в неюридических вузах (факультетах) в рамках теории высшего профессионального образования на современном этапе его развития.
Фактологическую базу исследования составили статистические данные Министерства образования и науки Российской Федерации; аналитические материалы, опубликованные в Официальных документах в образовании. В работе использовались материалы из практики Псковского городского суда; результаты социологических исследований и опросов, проведенных автором за последние пять лет; материалы научно-практических конференций, посвященных проблемам совершенствования профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма, а также результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в Псковском филиале Российской международной академии туризма.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступили Псковский филиал Российской международной академии туризма (ПФ РМАТ), сотрудники туристских агентств, предприятий и организаций, проходящих переподготовку в стенах ПФ РМАТ. Исследованием были охвачены 155 специалистов сферы туризма и 445 студентов Псковского филиала РМАТ.
Новизна исследований представлена следующими результатами теоретических обобщений и их экспериментальных внедрений:
? выявлено состояние правовой подготовки студентов туристского вуза, которое характеризуется несформированностью у студентов знаний гражданских прав и обязанностей, а также недооценкой значимости и потребности правовых знаний в профессиональной деятельности будущего специалиста;
? разработана модель использования активных методов обучения в профессиональной подготовке студентов туристского вуза (на примере правовых дисциплин), которая представлена следующими компонентами: цель использования активных методов обучения; содержание деятельности преподавателя; содержание деятельности студента; совокупность правовых дисциплины и активных методов обучения; педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения активных методов обучения;
? разработана примерная структура реализации активных методов правовой подготовки студентов туристского вуза на примере учебно-деловой игры "Рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовому спору (КТС) предприятия", включающая в себя два блока: профессиональный, представленный компонентами: цели профессионального взаимодействия; вариантность и динамическое развитие индивидуального трудового спора; способы разрешения трудового спора и дидактический, включающий следующие компоненты: учебные цели игры; специфика; задачи; содержание; дидактические средства; формы и методы проведения игры;
? разработаны методические рекомендации преподавателям-правоведам туристских вузов по использованию в учебной деятельности активных методов обучения, где определены: характерные особенности при изучении правовых дисциплин в туристском вузе; даны дидактические приемы по их применению; приведена примерная модель деловой игры, которая состоит из таких компонентов, как: "Общие понятия деловой игры", "Деловая игра как метод обучения", "Особенности деловой игры", "Функции деловой игры", "Этапы деловой игры", "Основные характеризующие признаки деловой игры", "Алгоритм проведения деловой игры", разработано методическое обеспечение учебно-деловой игры и предлагается схема анализа при решении конкретных ситуаций (казусов);
? выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения активных методов обучения в правовой подготовке студентов туристского вуза, которые состоят из следующих составляющих: специальное содержание учебного материала, подготовка студента к самостоятельной работе, овладение методами групповой и индивидуальной учебной деятельности, обеспеченность учебного процесса основной и дополнительной литературой, подготовка преподавателя к введению активных методов в процесс обучения, планирование учебного процесса с учетом дополнительных временных затрат на использование активных методов обучения, разработка системы оценки и самооценки деятельности студента при использовании активных методов обучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что теория и методика профессионального туристского образования дополнена разделом, раскрывающим совокупность активных методов правовой подготовки и педагогические условия их использования в учебном процессе туристского вуза.
Основные идеи и положения, содержащиеся в монографии, отражены в научных публикациях автора: "Туристско-рекреацион-ные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов" // Федеральный научно-практический журнал "Туризм: право и экономика". - 2006. - N 6. - С. 32-36., "К вопросу о задачах гражданско-правового образования в построении правового государства" // Общероссийский научно-практический правовой журнал "Юридический мир" - 2007. - N 4 (124). - С. 54-57., "К вопросу о задачах правового образования в туристском вузе" // Федеральный научно-практический журнал "Туризм: право и экономика". - 2007. - N 4. С. 37-41., в выступлениях на научно-практических конференциях по проблемам качества подготовки специалистов в вузе: межвузовской научно-методической конференции "Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием" (г. Псков, 24 февраля 2004 года); научно-практической конференции "Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность" (г. Псков, 19 апреля 2004 года); Всероссийской научно-практической конференции Российской международной академии туризма "Краеведение и туризм в XXI веке" (г. Пушкино, Московской области, 2-3 апреля 2004 года); межвузовской научно-методической конференции "Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием" (г. Псков, 21 февраля 2005 года); межвузовской научно-практической конференции "Теоретико-методические проблемы качества подготовки специалиста в вузе" (г. Москва, 20 апреля 2005 года); научно-практической конференции "Приоритетные инновационные и инвестиционные проекты развития туризма на Северо-западе России" (г. Санкт-Петербург, 30 марта 2006 года); Международной научно-практической конференции "Индустрия гостеприимства: от теории к практике" (г. Псков, 11-12 апреля 2007
года).
Результаты работы использовались при проведении занятий со студентами Псковского филиала Российской международной академии туризма, Псковского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, Псковского филиала Московского открытого социального университета, Псковского института государственного управления и права, апробированы в ходе реализации программ опытно-экспериментальной работы.

...

См. приложение



ПСКОВ 2009

Док. 594708
Опублик.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``