В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сущность и организация государственных и муниципальных финансов Назад
Сущность и организация государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы Российской Федерации. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами страны.

Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством финансовых средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать важные отрасли хозяйства, проводить научные исследования и обеспечивать обороноспособность страны.

Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные нормы. Что касается исполнения бюджета, особенно, контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только началась после принятия Федерального закона "О Сетной палате Российской Федерации".

В современной России еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый ее рост, что привело к финансово-экономическому кризису в стране.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинство муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.
Определенные изменения произошли в бюджетной системе, в системе межбюджетных отношений, а также в сфере контроля за использованием бюджетных средств. Несколько иной стала и политика российского государства в области внутренних и внешних заимствований.

Эти изменения столь существенны, что мы не могли этого отметить.
И не только потому, что большинство произошедших изменений уже получили свое закрепление в принятых поправках к Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации, но и потому, что знание этих изменений в бюджетном процессе существенно расширяют представления о системе государственных и муниципальных финансов России, максимально приближая их к реальной практике.

Финансовая и кредитная подсистемы ФКС тесно связаны друг с другом. Так, учреждения Центрального банка и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Банковская система является держателем практически всех денежных средств федерального бюджета. Коммерческие банки и учреждения Центрального банка осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Центральный банк является центром информации при формировании федерального бюджета. Основываясь также на информации Центрального банка об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств федерального бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

28 сентября 2009 года
Г.Н.Карандаев
www.viperson.ru

Док. 594639
Опублик.: 28.09.09
Число обращений: 0

  • Карандаев Геннадий Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``