В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Светлана Липина: Эксперты и ученые участвуют в дискуссии по заданной теме Президента России Д.А. Медведева `РОССИЯ, ВПЕРЕД!` Назад
Светлана Липина: Эксперты и ученые участвуют в дискуссии по заданной теме Президента России Д.А. Медведева `РОССИЯ, ВПЕРЕД!`
24 сентября 2009 года в ГД ФС РФ прошел семинар по проблеме: "Национальная безопасность. Социальный аспект". Организаторы: Комитет Государственной Думы Российской Федерации по безопасности, Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд (Россия) при содействии Программы Фулбрайта (США).

Предметом дискуссии на семинаре было выявление комплекса проблем социального характера, влияющих на состояние национальной безопасности. В семинаре приняли участие законодатели, политики, российские и зарубежные ученые, представители различных организаций, представляющих гражданское общество. В мероприятии приняли участие свыше 200 специалистов, из 12 стран мира. Прозвучали 25 докладов и выступлений.
Более подробно: www.waaf.ru

Светлана Липина.

Доклад.

Добрый день, глубокоуважаемые коллеги, друзья и единомышленники!

Глобализационные процессы последних десятилетий не только привели к проблемам регионализации, но и подвели мир к новому периоду - ресурсоориентированной экономике. В России живет 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. По расчетам специалистов Института экономики РАН, выполненным на базе данных Всемирного банка, на начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн долл. (надеюсь, не зеленых знаков, а обеспеченных золотовалютно) Больше половины мирового национального богатства составляет человеческий капитал - 365 трлн долл., на воспроизводимый и природный капитал приходилось соответственно 95 и 90 трлн долл. Человеческий капитал практически во всех странах мира превышал половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства. По данным этого исследования в расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства - 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя.

Да, Россия богата человеческим и природно-ресурсным потенциалом. Но не надо переоценивать значение таких расчетов. Ведь увеличение доходов лежит в области использования элементов богатства в производстве ВВП. Необходимо создание адекватной экономической системы по использованию этих богатств.

А что приходится наблюдать в реальной жизни?

Как отмечают ученые Дальнего Востока, потенциал производства Дальнего Востока используется в настоящее время против 90 года на 15 процентов, в т.ч. Приморского края на 18 процентов. Состояние сельского хозяйства ужасно, капитальное строительство сократилось в 100 раз, машиностроение дает не более пяти процентов от 90-го года. В таких условиях невозможно остановить вымирание населения региона.

Сибирь. Забайкальский край - один из старейших горнорудных районов страны. Именно здесь была начата разработка свинцово-цинковых месторождений, из которых было получено первое в России золото и серебро. Последствия вхождения в рынок в 90-е годы значительно снизили экономическую рентабельность добычи руд в области, что привело практически к прекращению функционирования всех крупных горно-обогатительных предприятий. Вместе с тем Забайкальский край обладает уникальными и крупными месторождениями меди (Удоканское, Быстринское, Лугоканское, Култуминское), молибдена (Бугдаинское), золота (Тасеевское), полиметаллов с золотом и серебром (Ново-Широкинское); железа, ванадия, меди, никеля и платины (Чинейское), крупными запасами и прогнозными ресурсами меди, свинца и цинка, молибдена, золота, плавикового шпата. Являясь одним из шести самых высокодотационных субъектов Сибирского ФО, Забайкальский край обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом (ПНБН), наивысшим среди дотационных собратьев, и превосходящим минерально-сырьевой потенциал ряда успешных (низкодотационных) субъектов Сибири. В недрах заключено 90% разведанных запасов урана России, 42% плавикового шпата, 31% циркония, 21% меди, 28% молибдена, 18% титана, 13% серебра, 12% свинца, а также существенные запасы золота, вольфрама, олова, лития, цинка, угля и железных руд. В России титан и цирконий относятся к одним из самых дефицитных видов твердых полезных ископаемых, хотя по сравнению с США их потребление во много раз меньше. Потребности России в титановом и циркониевом сырье удовлетворяются почти полностью за счет импорта. В ближайшие годы ожидается резкое увеличение спроса на титановые сплавы, т.к. доля титана в производстве новых видов самолетов вырастет с 5% до 20%. По разведанным запасам титана Россия занимает первое место в мире (пятая часть). Но в России сегодня не разрабатывается ни одно собственное месторождение титана!

Социально-экономическая ситуация 2009 года в ряде регионов обусловлена еще и спецификой развития промышленности, специализирующейся на производстве продукции промышленного назначения. Снижение объемов производства сопровождается массовыми увольнениями. И самое главное подлежат увольнению высококвалифицированные кадры - рабочие и специалисты, что не только привело к потере массы высококвалифицированных кадров, но и закрытию специализированных учреждений, в том числе и начального профессионально образования.

Так если индекс человеческого развития в Уральском Федеральном округе в 1991 году занимал 13 место, то уже в 2001 - 40 место, а в настоящее время 2007 год - 67.

Особо удручающая ситуация в сельской местности. Здесь вообще невозможно найти работу, численность занятых работников в сельскохозяйственном производстве сократилась в 2-2,5 раза, в детских учреждениях в 11 раз, в строительстве в 7 раз. Традиционным видом деятельности сельских жителей является занятие сельских и лесным хозяйством, рыболовство, охота и неформальный сектор экономики - до 28,2 % всего населения, который играет в настоящее время важную роль в обеспечении хоть какого-то материального благополучия. Для многих сельских жителей основным источником существования являются социальные и пенсионные выплаты. Соотношение размеров пенсий пособий и минимального размера оплаты труда никак не соотносится с прожиточным минимумом. Люди занимаются собирательством (травы, ягоды, грибы, орехи в сезон) и рады, если за сезон семья из 5-7 человек зарабатывает 3- 5 тыс рублей, чтобы хватило детям на школьную одежду.

Я сейчас говорю о территориях, где обеспеченность разнообразными полезными ископаемыми известна всему миру (Дальний Восток, Приморье, Северо-запад, Сибирь), где власти даже не могут решить проблему занятости, не говоря уже о повышении уровня жизни населения. Вспомним хотя бы факты из недалекого прошлого, когда для того, чтобы обеспечить развитие территории Дальнего Востока выплачивались государством перемещенным лицам: подъемные - на каждого члена семьи, зарплата была в 1,5 - 2 раза больше, чем в среднем по стране, плюс каждые полгода, а в северных районах 3 месяца шли процентные надбавки за удаленность и тяжелые условия, кроме того человек был обеспечен квартирой и работой, в соответствии со своей квалификацией. К тому же пенсионный возраст был занижен, так как засчитывался в стаж 1 год за 3.

Напрашивается вопрос, то, что сегодня происходит, в том числе и на Дальнем Востоке, это политика? Когда стремительно растет безработица, снижается уровень средней зарплаты и т.д. Зачем в таких ужасающих условиях продолжать вкапывать миллиарды на мост и инфраструктуру острова "Русский" Почему вдруг надо строить на маленьких островах, если Россия самая большая страна в мире, если под жилье на нашей территории используется только 1% всей территории? Может лучше все-таки развить сам город Владивосток.

Сегодня в сотнях небольших (и крупных) городов кризис остановил работу градообразующих предприятий, большая часть которых относится к минерально-сырьевому сектору. Неужели мы так и не научимся вести хозяйство страны по принципам ведения в таких странах, как: Норвегия, ближневосточные арабские страны (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт), Канада, Великобритания, Америка (отдельно взятый её штат - Аляска), Катар, Бруней и многие другие. Это нефтедобывающие страны. Ведь здесь экономика развивалась на основе Минерально-сырьевых ресурсов.
Я понимаю, что сегодня от меня ждут доклада по Северокавказскому региону. И я не случайно начала с проблем всей страны, особенно с проблем развития природно-ресурсного и человеческого потенциала.

Вопрос о приоритетных направлениях развития республик Северного Кавказа и их специализации в общероссийском рынке по снижению социальной напряженности за счет создания условий для стабильного социально-экономического развития не раз поднимался и ставился во многих документах стратегического планирования и Федеральных Целевых программах развития этих территорий. Но во всех программах учитывались лишь природно-климатические условия этой территории. А ведь накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем в настоящее время приближается к критическому уровню. Дальнейшее их игнорирование (так же, как и попытка "загнать вглубь" силовыми методами) уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту акций протеста и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий, логическим завершением которого станут открытые социально-групповые, межэтнические и конфессиональные конфликты, которые будут сопровождаться острой борьбой за власть между различными финансово-политическими группами интересов.

Например: Хочется подчеркнуть, что социально-экономический и политический климат в республике Ингушетия остается практически неизменным, на протяжении последних 10 лет:

Острые социально-экономические проблемы Ингушетии:

-    жизнь за счет дотаций из федерального бюджета и межсемейных трансфертов ингушской диаспоры других регионов России без устойчивого развития собственных источников дохода;

-    ускоренное разрастание органов госуправления и занятости в них; Легальный рынок труда республики живет на деньги из распределения федерального бюджета, и почти каждый пятый легально занятый руководит.

-    тотальная безработица молодежи, Республика Ингушетия имеет самую молодую возрастную структуру среди регионов России, средний возраст населения, по данным переписи, едва превышает 22 года (в России - 37 лет, в соседних республиках - от 25 до 34 лет). Доля детей моложе 16 лет составляет почти 37% населения (в среднем по стране - 18%), по численности этой возрастной группы (171 тыс. человек) республика опережает Томскую, Ивановскую, Смоленскую, Курганскую области, хотя все население каждой из этих областей в 2 с лишним раза больше. По данным обследований рынка труда в Ингушетии уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет составляет 93% экономически активного населения этого возраста, в то время как в России в целом - 17%. Фактически молодое поколение жителей республики не социализируется в сфере трудовой деятельности.

Работу по специальности через службы занятости подавляющее большинство безработных найти не может, в том числе и выпускники вузов, для которых в республике практически нет новых мест приложения труда - на одну вакансию приходится 200-300 безработных.

Все это чревато социальным взрывом и формированием негативных моделей адаптации; а криминализация экономики; неэффективность и непрозрачность социальных расходов бюджета требуют кардинального изменения политики и федерального центра, и властей республики.

Ингушские силовики утверждают, что радикальный исламизм и вооружённое подполье в Ингушетии - из Чечни. Боевики как бы перебазировались с места разгромленных баз, чтобы терроризировать соседнюю республику. Это, как говорят и сами местные жители, красивая сказка для тех, кто не знает Кавказ. Незаметно перебазироваться целому подполью из одной республики в другую невозможно. Эти территории не тайга и не тундра, здесь плотность населения, в особенности в Сунженском районе, составляет до 500-600 человек на квадратный километр. Это не районы Якутии, где на один километр плотность 0,03 человека.

Данные социального атласа регионов: Из общего числа безработных в Республике Ингушетия более 60% составляет сельская молодежь от 16 до 29 лет. Разрыв в заработной плате между городом и сельской местностью, явно видимая неэффективность, убыточность агропроизводства, тяжелый, нерентабельный труд, необеспеченность объектами социальной инфраструктуры ведут к неравенству сельского и городского быта, разрушению сельского уклада жизни, потере земельного фонда и утечке трудовых ресурсов. Без достаточной социальной и экономической мотивации молодежь игнорирует рабочие места в сельском хозяйстве в силу непрестижности и низкой оплаты труда.

По данным портала "социальный атлас российских регионов", на начало 2007 г. численность экономически активного населения в Ингушетии составила 193 тыс. человек, или 70% от числа лиц в трудоспособном возрасте, что существенно ниже среднего по стране. При этом в экономике республики занято лишь 36 тыс. человек, или 17% населения в трудоспособном возрасте (в России - 74,0%!). При этом 100 тыс. человек (52%) являются безработными по методологии МОТ, а еще почти 60 тыс. человек "потерялись", что вновь подтверждает проблемы учета населения. Очевидно, что 80% населения в трудоспособном возрасте не может быть незанятым или занятым в домашнем хозяйстве.

Изменения занятости свидетельствуют о нарастающем кризисе: при общем сокращении официальной занятости на 50%, численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась в 5,5 раз, в промышленности - в 2 раза, тогда как в госуправлении выросла в 5 раз. В Ингушетии же работа в силовых структурах (милиция, охранные ведомства) относится к наиболее распространенным видам занятости, по оценочным данным, только в милиции занято около 6 тыс. человек, и эта работа позволяет получать немалые теневые доходы.

Еще одним подтверждением преобладающей занятости населения Ингушетии в неформальной экономике служит удивительно низкая легальная занятость в сфере торговли (менее 1%), хотя только Центральный рынок в Назрани ежедневно дает работу нескольким тысячам человек. В Назрани и других городах и крупных селах практически вся торговля представлена небольшими магазинами при частных домах, а такого рода самозанятость, судя по всему, вообще не учитывается. Источником доходов является и занятость в криминальной экономике (торговле наркотиками, оружием, нелегальном производстве нефтепродуктов). Существующая система внутрикланового перераспределения доходов позволяет части населения вообще не работать. Особенно это распространено среди молодежи, и безделье, при достаточных дохода,х представляет большую проблему в официально бедном и слаборазвитом регионе.

В Дагестане, как отмечают местные ученые, стабильности нет. Там каждый день происходят нападения и убийства. Там, как говорят сами местные жители, месть сотрудникам правоохранительных органов возведена в некую стратегическую линию разрозненной, но оппозиции. Некому остановить междоусобицу. Но в Дагестане нет никакого сепаратизма. - Какие бы проблемы не выясняли дагестанцы между собой, это внутренние проблемы. ХОЧУ ОТМЕТИТЬ: ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ, А НЕ Я. Существует некое чувство самосохранения: никому не придет в голову говорить о независимом Дагестане.

КБР. Ранее в одном из своих интервью президент Кабардино-Балкарии отмечал, что "реализация масштабного проекта по превращению Приэльбрусья во всероссийский центр горного туризма и альпинизма уже началась". Это было заявлено в связи с открытием в Приэльбрусье первой очереди канатной дороги.

Чрезмерная антропогенная нагрузка на Приэльбрусье может оказаться губительной для уникальной природы этих мест, - считают экологи. Ранее уже возникали проблемы по факту строительства автомобильной дороги "Долина Нарзанов - Джылы-Су (через урочище Харбаз)" летом 2006 на участке заповедной зоны национального парка "Приэльбрусье". Дорожными строителями было допущено незаконное отклонение от согласованной трассы дороги и участок дороги длиной 1,5 км был проложен через заповедное урочище. Причем при строительстве применялись взрывные работы и тяжелые бульдозеры, т.к. дорогу прокладывали по крутому скалистому склону ущелья, густо поросшему березняком. Дорожные работы велись без проекта, не была проведена государственная экологическая экспертиза, отсутствовали даже согласования с Росприроднадзором.

В КБР БЫЛ Тырныаузский горно-металлургический комбинат ведущий в вольфрамо-молибденовой промышленности РФ. В середине 90-х гг. КБР производила 50% вольфрамового и 25% молибденового сырья страны. Закрытие этого предприятия объяснялось низкой базой 1997 г., когда практически остановилось вольфрамо-молибденовое производство.

Общий потенциал безработицы, включая лиц, работающих в режиме неполной занятости и активно ищущих работу, в 2005 году оценивался учеными-экспертами в 89,4 тыс. чел. (29,5% экономически активного населения), Наиболее острой остается проблема женской безработицы. Женщины составляют 79% от зарегистрированных безработных начиная с 1995 г. Безработица - это еще и проблема молодежи. Каждый второй безработный находится в возрасте 16-29 лет. По степени напряженности на рынке труда особо выделяются Черекский и Эльбрусский районы (места традиционного проживания балкарского населения). Здесь безработными, не де-юре, а фактически является до 90% трудоспособного населения. Мы понимаем, что далеко не все безработные зарегистрированы, что в первую очередь характерно для сельской местности. Ведь по правилам регистрации ВАС НЕ ПРИЗНАЮТ БЕЗРАБОТНЫМ, ЕСЛИ ВЫ:

-    Квалифицированный рабочий, инженер, учитель, КТО в течение многих месяцев не может найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за сильной нужды, которую испытывают семьи, работаете от случая к случаю, когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п.

-     То есть имеете работу и заработок. Поэтому, исходя из вышеприведенной фразы, не будете зарегистрированы органом службы занятости в качестве безработных, хотя работа носит случайный характер, а заработки мизерны.

-     Владелец садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка, этот гражданин также не может быть признан безработным.

-     И Т.Д. (1)


А В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЕЛЬСКИМИ ЖИТЕЛЯМИ.

Размеры официальной безработицы все меньше отражают реальную картину, сложившуюся на республиканском рынке труда. Службы занятости не только не в состоянии учесть всех нуждающихся, но и трудоустроить зарегистрированных безработных граждан и выплатить им пособия по безработице.

В то время как Научный потенциал Кабардино-Балкарской Республики представлен 11 научными учреждениями и их структурными подразделениями, 3 государственными вузами. В этих учреждениях научной деятельностью занимаются - 2350 человек, в том числе академиков - 1, докторов наук - 370, кандидатов наук - 1010.

Неоднократно ученые-исследователи проблем Северокавказского региона указывали в своих работах, что "выделение трансфертов из специального фонда федерального бюджета для выравнивания уровней доходов в регионах по существу является главным инструментом региональной политики. Эта система постоянно критикуется и специалистами в области финансов, и территориальными администрациями. Суть претензий к трансфертам заключается в том, что по своему реальному воздействию они скорее привели к росту территориальных диспропорций, чем к бюджетному выравниванию: число дотационных регионов в России выросло, а регионов-доноров уменьшилось.

Да, сегодня состояние экономики и региональных бюджетов у Республик Северного Кавказа сложное и без поступлений финансовых ресурсов из центра они в настоящее время не в состоянии функционировать и поддерживать на минимально необходимом уровне существующую систему жизнеобеспечения. Тем не менее, рассматривать поступления средств Федерального бюджета в качестве основы долговременного развития Северного Кавказа невозможно, особенно в условиях глубокого мирового финансового кризиса и сложной социально-экономической ситуации в стране.

Возможным видится поиск внутренних резервов республик, основанных на природно-ресурсном и человеческом потенциале территорий. Долгосрочное социально-экономическое развитие республик должно учитывать этноэкономические особенности хозяйственного комплекса республик, с ориентацией на развитие малого и среднего бизнеса при доведении производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный продукт.

На настоящий период важно учитывать возможность экономик Северокавказских республик функционировать в режиме расширенного воспроизводства, способность обеспечения устойчивого экономического роста при максимальном обеспечении приемлемых условий. При этом в ходе трансформации и развития объективно необходимо решить следующие основные проблемы:

-    укрепить рыночные отношения и сформировать дееспособную рыночную инфраструктуру;

-    для обеспечения самодостаточности республик следует провести модернизацию и реструктуризацию всего хозяйства, направленную на создание устройчивой экономической базы;

-    реализовать все формы государственной поддержки для выравнивания уровней социально-экономического развития сельских и горных территорий.

То есть реализовать способность экономик республик, с одной стороны, противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, а с другой - не создавать угроз для Российской Федерации в целом и северокавказского региона в частности.

В ходе многочисленных дискуссий о причинах сложного социально-экономического положения в республиках Северного Кавказа возникла необходимость формирования важнейших курсов региональной экономической политики всех республик, направленных на достижение стратегических приоритетов развития республик Северного Кавказа - обеспечение занятости и повышения уровня и качества жизни населения. Именно достижение этих стратегических приоритетов позволит снять социально-экономическую и этно-конфессиональную напряженность в республиках (2).

Для ликвидации проблем, связанных с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, для обеспечения комплексного социально-экономического развития здесь необходимо формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических, топливных, минеральных и природных ресурсах, и, самое главное, человеческом потенциале этого региона. Для проведения в жизнь рыночных преобразований, направленных на приближение к социально ориентированной экономике оптимально сочетающей рыночные и государственные регуляторы необходим тщательный учет специфики каждого республиканского хозяйственного комплекса. Поэтому для глубокого преобразования производственной специализации и отраслевой структуры следует задействовать внутренние возможности каждой республики на основе природно-ресурсного, производственного, этнодемографического, трудового, экономико-географического потенциала.

При выборе направлений развития хозяйственного потенциала республик Северного Кавказа, предлагается исходить из того, что республики должны обладать определенной степенью свободы выбора своей стратегии развития в национальной этноэкономической системе и их интересы могут носить вполне самостоятельный характер.

Благодарю за внимание.


________________________________________________________________________________
1. Собраны факты с сайтов юридических консультаций по проблемам безработных

2. На протяжении ряда лет автор (Липина С.А.) доказывает необходимость достижения именно этих стратегических приоритетов в средне и долгосрочном развитии республик.


28.09.2009,
www.viperson.ru




Viperson

Док. 594487
Перв. публик.: 28.09.09
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 0

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``