В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Есть такая служба Назад
Есть такая служба
О деятельности радиочастотного центра Центрального федерального округа
Кузенков А.Н.

Шестой месяц в отрасли функционируют две новые структуры, появившиеся в результате реорганизации Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, а информация об этом в печати практически отсутствует. Произошедшие структурные преобразования, их причины и следствия читателям журнала объясняет исполняющий обязанности директора федерального государственного унитарного предприятия "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" Алексей Николаевич Кузенков.

Новая служба появилась в апреле. За истекшее время определились ее место и роль. Расскажите об этом подробнее.

Изменения, произошедшие в структуре радиочастотных и надзорных органов, определены Постановлениями правительства от 28 апреля 2000 г. N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации" и от 25 декабря 2000 г. N 1002 "О Государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации", и их можно рассматривать как конкретные меры, соответствующие концепции развития российского рынка телекоммуникационных услуг.
Правительством РФ придается большое значение коренному улучшению использования радиочастотного спектра, как национального ресурса, чем, собственно, и объясняется принятие решения о создании Государственной радиочастотной службы.
Структура Государственной радиочастотной службы утверждена приказом Минсвя:зи России от 10 апреля 2001 г. N 119, она состоит из Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) и семи окружных радиочастотных центров (РЧЦ) в федеральных округах. Все они находятся в административном подчинении Минсвязи России, которое осуществляет координацию и регулирование их деятельности.
Как главный, так и окружные радиочастотные центры являются федеральными государственными унитарными предприятиями, самостоятельными юридическими лицами.
Использование окружного принципа в построении радиочастотной службы, при котором радиочастотные центры созданы в федеральных округах, позволяет обеспечить выполнение государственных задач, поставленных постановлением Правительства н масштабе округа в непосредственном контакте с радиочастотными органами штабов военных округов, что существенно облегчает систему взаимодействия с радиочастотными органами Минобороны и другими заинтересованными ведомствами. Однако следует заметить, что механизм такого взаимодействия еще не отлажен, регламентирующие его документы отсутствуют.

- Какие задачи возложены на радиочастотные центры федеральных округов?

Эти центры призваны обеспечивать электромагнитную совместимость РЭС и регулировать использование радиочастот радиоэлектронными средствами гражданского применения. При этом осуществляются следующие виды деятельности:

* планирование использования, назначение и учет радиочастот и сигналов опознавания для радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения в диапазонах, выделенных Государственной комиссией по радиочастотам Российской Федерации;
* проведение экспертиз радиочастотных заявок юридических и физических лиц и выдача разрешений (лицензий для судовых станций) на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для установки и эксплуатации РЭС (высокочастотных устройств) гражданского применения;
* подготовка для лицензионных органов технических заключений о возможности использовании радиочастот (радиочастотных каналов) при оказании лицензируемых услуг связи, телевидения и радиовещания;
* подготовка заключений для выдачи разрешений на использование радиочастот стационарными радиоэлектронными средствами;
* проведение экспертиз и согласование стандартов, технических заданий на разработку и технических условий на серийное производство РЭС гражданского применения в части параметров электромагнитной совместимости;
* обеспечение постоянной эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного ресурса для его использования РЭС, работы но измерениям их технических параметров;
* выполняются другие виды работ по частотным присвоениям и расчетам ЭМС.
* Можно выделить еще несколько важных направлений деятельности радиочастотного центра, таких как:
* выявление государственных резервов частотного ресурса в пределах округа;
* формирование "рынка частот" за счет получения объективной информации о загрузке и интенсивности использования частот в коммерческих диапазонах по различным регионам;
* существенное повышение оперативности мероприятий через постоянно действующую и технически оснащенную систему радиотехнического контроля;
* совершенствование методов планирования, исключающих "замораживание" радиочастотного ресурса, присвоение, выделение или резервирование полос и номиналов частот для любых категорий пользователей, если не предусмотрена их реальная эксплуатация.

- Как организована работа радиочастотного центра в Центральном федеральном округе?

Предприятие (ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа") образовано в марте текущего года для выполнения задач государственной радиочастотной службы в 17 областях округа. Для оперативного решения задач, стоящих перед нашим предприятием, в каждой области создаются структурные подразделения.
Деятельность предприятия на территории Центрального федерального округа можно проиллюстрировать следующими цифрами.
В эксплуатации находится 2 340 000 зарегистрированных РЭС гражданского применения (из них 305 312 стационарных объектов в 18 840 сетях связи), в том числе 1 869 151 РЭС в 8 852 сетях связи в Москве и Московской обл. (из них 173 339 стационарных объектов).
Для сравнения можно сказать, что в Центральном федеральном округе находится одна греть стационарных радиоэлектронных объектов гражданского назначения, зарегистрированных в России.

- С какими проблемами приходится сталкиваться радиочастотной службе а процессе выполнения задач, стоящих перед ней?

Создание государственной радиочастотной службы, организация радиочастотных центров в семи федеральных округах должны способствовать предоставлению более качественных услуг пользователям радиочастотного спектра и операторам связи. Тем не менее, даже короткий промежуток деятельности предприятия показал, что происходит некоторое дублирование функций главного и окружных радиочастотных центров. По моему убеждению, создание радиочастотных центров в округах должно обеспечить ускорение прохождения и согласования заявительных документов с радиочастотными органами Министерства обороны, штабами военных округов. Исходя из этого, необходимо решением ГКРЧ менять старый порядок, наделить определенными полномочиями радиочастотные центры, уточнить участки диапазонов частот, которые могут согласовываться на уровне этих центров и военных округов.
Поскольку выявление государственных резервов частотного ресурса и формирование "рынка частот" происходит в результате получения объективной информации о реальной загрузке и интенсивности использования частот в областях в коммерческих диапазонах и осуществляется техническими средствами, то вторая проблема состоит в завершении создании автоматизированной системы радиотехнического контроля.
В Москве практически создана система, способная предоставлять операторам связи более широкий спектр услуг по измерению технических параметров радиоэлектронных средств, проведению расчетов зон уверенного приема и т. д. Система включает в себя сеть городских постов радиотехнических измерений и пеленгации, приемный центр радиосвязи и радиовещания (ПЦРР) в ВЧ - диапазоне, а также парк мобильных средств, способных по своим техническим параметрам обеспечить проведение измерений и пеленгацию в любом регионе округа. В перспективе планируется усилить стационарные посты средствами измерений в более высоких диапазонах частот, обеспечить взаимозаменяемость и высокую мобильность, придать комплексный характер работе системы наблюдения и использованием радиочастот. Кроме того, между стационарными городскими постами и системами радиотехнического контроля других ведомств будет обеспечено автоматизированное взаимодействие.
Важным вопросом, от решения которого зависит перспектива укрепления позиции радиочастотной службы, я считаю создание комплексной автоматизированной системы частотных назначений и радиоконтроля. Проблема заключается в том, что в настоящее время в базах данных имеются неодинаковые форматы учета РЭС и частотных назначении, а также различное программное обеспечение. Не определены формы и протоколы обмена данными радиочастотных центров округов и Главного радиочастотного центра. Необходима концепция автоматизации процессов управления радиочастотным спектром в масштабах округа. Для расчетов ЭМС РЭС разработчиками программного продукта в регионах используются разные методики. Способы преодоления названных препятствий на пути развития автоматизации радиочастотного центра обсуждаются и могут стать предметом рассмотрения международной конференции "Спектр - 2001".

- Откуда операторы связи и другие пользователи радиочастотного спектра могут получать информацию о деятельности Вашей организации и в целом о радиочастотной службе?

Деятельность радиочастотных центров открыта для общественности, руководство центров заинтересовано в активном диалоге с операторами связи и пользователями спектра. В июле Главным радиочастотным центром была проведена встреча с операторами связи. В ее работе принимали участие представители ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа". В Главном радиочастотном центре организована работа информационной службы по телефону горячей линии.
Кроме того зарегистрировано доменное имя ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" в Интернете. Сейчас ведется разработка сайта, где будет размещена полная информация о предприятии и предоставляемых услугах. Мы планируем создать интерактивную страницу обмена информацией с возможностью дискретного получения данных о стадиях прохождения и согласовании документов. Информационно-справочный блок будет содержать дополнительные сведения, необходимые для заполнения заявительных документов, и многое другое. Несомненно, это поможет нам укрепить связи с операторами и потребителями спектра, а также упрочить взаимное доверие.

Несколько слов о документах, регламентирующих тарифную политику

В ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" действуют утвержденные тарифы. При этом в соответствии с Постановлением Правительства России от 02.08.98 N 895 "Об утверждении Положения об оплате использования радиочастотного спектра а Российской Федерации" тарифы на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра, упомянутые в правительственном Постановлении от 02.06.98 N 552 "О введении платы за использование радиочастотного спектра", регулируются МАП России.
Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) от 11.05.2001 N 513 "Об утверждении решения правления МАП России" закреплены действующие с 01.02.2000 г. тарифы на услуги по управлению использованием радиочастотного спектра для радиочастотных центров всех округов, в том числе и для ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа". Тарифы утверждены на уровне ранее согласованных и действовавших в каждой области Центрального федерального округа
Правительство Российской Федерации Постановлением от 28.12.98 N 559 отменило государственное регулирование тарифов за исключением оплаты услуг, названных в Постановлении Правительства N 552. В связи с этим приказом ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" от 17.05.2001 г. N3 утверждены тарифы на все остальные предоставляемые услуги, не включенные в перечень, утвержденный этим постановлением. Тарифы на услуги по обеспечению постоянной готовности выделенного ресурса для его применения РЭС потребителей (по управлению использованием радиочастотного спектра, проведению экспертизы заявок на регистрацию РЭС и ВЧУ утверждены для каждой области на уровне ранее действовавших. Временно, до конца текущего года, утверждены тарифы и для бюджетных организаций, как для отдельной категории потребителей. С 2002 г уровень тарифов для данной категории будет пересчитан с учетом фактической себестоимости выполняемых работ.
Средства, взимаемые за использование радиочастотного спектра, направляются на обеспечение деятельности радиочастотных органов, в том числе на совершенствование системы радиоконтроля и компенсацию других затрат.

www.rfc-cfa.ru

Журнал "Connect! Мир связи", N 8-2001

Док. 594378
Перв. публик.: 25.08.01
Последн. ред.: 25.09.09
Число обращений: 0

  • Кузенков Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``