В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ильяс Самигулин: Абсент - олимпийский чемпион Назад
Ильяс Самигулин: Абсент - олимпийский чемпион
В разных странах можно встретить памятники различным животным, снискавшим особое уважение и почитание со стороны людей за их верную службу, а порой и подвиги ради спасения человека, за своевременное предупреждение о стихийных бедствиях, за пользу и жертву во имя науки, за выдающиеся спортивные достижения...
В Санкт-Петербурге в саду Института экспериментальной медицины по инициативе выдающегося ученого-физиолога И.П.Павлова в 1935 году сооружен памятник обыкновенной собаке. На постаменте высечены высказывания Ивана Петровича о заслугах собаки перед человечеством, наукой. Одно из них звучит так: "Собака, благодаря ее давнему расположению к человеку, ее догадливости, терпению, служит, даже с заметной радостью, многие годы, а иногда всю жизнь, экспериментатору". А в Польше, в деревне Пыево, установлен памятник собаке, ценою жизни спасшей своего хозяина - путевого обходчика.
Одна из достопримечательностей греческого острова Родос в Эгейском море - монумент оленям, которые своими копытами истребили ядовитых змей, заполнивших остров и угрожавших безопасности его жителей. Есть памятники лягушкам, внесшим вклад в развитие науки. Один из них находится в Сорбонне - Парижском университете. Идея таким образом отблагодарить лягушку принадлежит французскому физиологу XIX века Клоду Бернару. Другой памятник "квакушке" находится на другом конце земного шара - в Японии, в Токио. Может быть, как предостережение от истребления живой природы в Англии сооружен памятник последнему убитому волку.
А в США (Бостон, штат Массачусетс) увековечен обыкновенный воробей, после того как эта птица спасла сады и огороды от нашествия неведомых гусениц.
Но особое место в этом перечне занимают памятники лошадям. В селе Успенское Одинцовского района России находится знаменитый Московский конный завод. У входа в главное здание возвышается скульптура коня по кличке Квадрат, выдающегося представителя орловской породы лошадей, питомца этого конезавода. Второй бронзовый памятник Квадрату сооружен в Москве на территории ВДНХ СССР. Этот конь участвовал в 20 важных конно-спортивных состязаниях и всегда выходил победителем. О нем говорили: он сердцем чувствовал задачу - обогнать других лошадей. Там же, рядом с Квадратом, находится памятник коню буденовской породы Символу. В Краснодарском крае, на территории конезавода "Восход", увековечен Анилин - конь чистокровной верховой породы, победивший в 21 скачке.
И у нас в Казахстане есть свой памятник животному - пока единственный - коню. Он находится в с. Когершин, что в Кулановском (бывшем Луговском) районе Жамбылской области, на территории конного завода N 97, перед входом в конно-спортивный манеж. Это скульптурный памятник жеребцу Абсенту, коню-спортсмену, участнику крупных престижных состязаний по выездке - высшей школе верховой езды.
Скульптура выполнена из кованой меди московским скульптором-анималистом Э.Н.Гиляровым. Она привлекает внимание четким силуэтом общего рисунка, тонко смоделирована, экспрессивна. Абсент энергично и четко вышагивает аллюр. Мышцы головы жеребца напряжены, уши навострены, будто он прислушивается к ритму шага, чтобы не сбиться.
Абсент - вороной жеребец, принадлежит к одной из древнейших пород верховых лошадей - ахалтекинской, он неоднократный чемпион СССР с 1959 по 1963 год, чемпион XVII Олимпийских игр, впервые завоевавший этот титул для конного спорта СССР.
В настоящее время в мире существует примерно 250 пород лошадей, около 50 из них разводятся на обширной территории СНГ. На юге Туркменистана путем длительного отбора сформировалась знаменитая ахалтекинская порода лошадей. Ахалтекинцы - потомки несейских скакунов, которых, по словам Геродота, разводили на Несейской (Нисейской) равнине в Мидии.
"Именно ахалтекинские жеребцы из Средней Азии попали через Персию и Турцию в Европу, где заложили основу английской чистокровной породы. Слава среднеазиатских "сверхъестественных", "божественных", "благородных", "небесных" коней, как называли их древние источники, восходит уже к I тысячелетию до н.э. Их не могли обойти своим вниманием античные и восточные авторы, их пытались захватить и Александр Македонский, и китайские императоры, посылавшие за ними военные экспедиции.
Легкий бег, выносливость и неутомимость делали ахалтекинского коня незаменимым другом туркмена-кочевника на протяжении всех последующих веков. Если у киргизов баи владели табунами во много тысяч голов, то в полупустынях Туркмении достаточно было иметь одного первоклассного скакуна, чтоб прославиться на всю страну. К достоинствам ахалтекинской лошади относится еще и то, что она привязана только к своему хозяину и не подпускает к себе чужих, которых бьет и кусает. Во время походов в Персию в XIX веке хивинские туркмены ежегодно в течение недели проезжали на ахалтекинцах по 120 верст, причем эти кони по двое суток могли обходиться без воды"*. Ахалтекинцы, благодаря многим природным качествам, широко используются в конном спорте, в соревнованиях по выездке, конкуру (преодоление препятствий, в цирковых представлениях).

* Ковалевская В.Б. Конь и всадник (пути и судьбы). М., 1977. С. 135-136.

Один из выдающихся современных представителей этой породы, вороной жеребец Абсент родился в 1952 г. на Джамбулском конезаводе N 49, воспитывался на Луговском конезаводе, куда в 1955 г. было передано все поголовье ахалтекинцев с Джамбулского конезавода. Интересна родословная Абсента, которая берет начало с конца XIX века. Отец Абсента - знаменитый серой масти ахалтекинец Араб (1930 г.р.), мать - буланая кобыла по кличке Баккара (1944 г.р.). Араб (военная кличка Казбек) - светло-серой масти жеребец, родоначальник племенной линии Араб, от Аг-Ишана, сына знаменитого Байноу (р. 1885 г.). Начиная с двухлетнего возраста проявил хорошие способности на гладких скачках. На весь Советский Союз распространилась о нем слава участника легендарного конного пробега Ашхабад - Москва, состоявшегося в мае-августе 1935 года. 34 туркменских всадника преодолели за 84 дня путь протяженностью в 4300 км - через суровые каракумские пески и плато Устюрт, в тяжелых климатических условиях, причем 360 км безводных песков Каракумов прошли за 3 дня. "Природа испытывала стойкость людей и выносливость коней, - писал тогда журнал "Коневодство"*. - Но всадники безостановочно шли вперед. Укладывали на целые километры дорогу саксаулом, который собирали в степи. Сбрасывали с собственных плеч халаты и укрывали ими лошадей. Отдавали последнюю воду из походных баклаг своим четвероногим друзьям. В Устюрте таскали по скалистому крутому скату пятипудовые бочки с водой из родников, которые удавалось обнаружить под пятой плоскогорья. Рыли колодцы, искали и находили, когда иссякал фураж, дикорастущую люцерну, рвали ее руками, собирая ежедневно столько, чтобы конь был сыт. Так шли 84 дня на своих ахалтекинцах и номудах, на сухих тонкошеих конях через Каракумы, Устюрт, поволжские степи - к сердцу Союза, в столицу социалистической родины". В августе 1935 года 30 участников пробега за этот беспрецедентный в те годы подвиг были награждены орденами Красной Звезды. 17 человек, сопровождавших и обслуживающих конный переход, награждены Грамотами ЦИК Союза ССР. Этот пробег доказал выносливость ахалтекинцев в трудных климатических условиях при длительном пути и их способность быстро восстанавливать силы после короткого отдыха.

* Коневодство. 1935, N 10. С. 2

В Москве Араб был подарен маршалу Советского Союза С.М.Буденному, до 1947 г. продолжал участвовать в конно-спортивных соревнованиях, показав при этом высокие качества спортивной лошади. Рекорд Араба на скачках на 1600 м - 1 минута 50 секунд - продержался четверть века. Он также использовался в соревнованиях по преодолению препятствий. Этому коню принадлежит всесоюзный рекорд по прыжкам в высоту - 2 м 12 см. Ему тогда было 11 лет!
9 мая 1945 г. маршал Советского Союза Г.К.Жуков верхом на Арабе на Красной площади принимал парад в честь Победы над фашистской Германией.
После завершения спортивной карьеры в 1949 г. Араб в возрасте 19 лет был передан производителем Джамбулскому конезаводу N 49. Все его немногочисленное потомство было отнесено специалистами к 1 классу и элите и показало выдающиеся способности в конном спорте.
Спортивная карьера Абсента была долгой - с 1955 по 1968 год. Предварительную выездку он прошел на Алматинском ипподроме. Одним из первых его достоинства заметил Карим Шолабасович Асенов (1905-1978), стал первым тренером Абсента. Асенов большой энтузиаст и профессионал в области конного спорта, участник Великой Отечественной войны, ветеран-кавалерист, в конце 50-х начале 60-х годов он работал тренером в Республиканской конно-спортивной школе.
Первые серьезные соревнования на скачках во время I Спартакиады народов СССР в Москве в 1956 году прошли для Абсента неудачно - он занял всего лишь 11 место.
В 1958 году дирекция Луговского зерносовхоза, кому принадлежал ахалтекинец, отправила коня в Москву на очередную Всесоюзную сельскохозяйственную выставку как лучший экземпляр лошади этой породы от Казахстана. На ВСХВ Абсент получил звание рекордиста породы и аттестат I степени. Выставка проходила на территории ВДНХ СССР, и Абсент был "замечен" чемпионом СССР по выездке, представителем команды ЦСКА, Сергеем Ивановичем Филатовым. Конь с первого взгляда заинтересовал и взволновал его. По рекомендации председателя Федерации конного спорта СССР П.П.Парышева Филатов обращается с письменной просьбой передать ему коня к директору зерносовхоза "Луговской" В.В.Иванову. Вскоре Сергей Иванович побывал в Казахстане и забрал Абсента, с которым не расставался долгие годы.
Еще в 1952 году Луговской конезавод был реорганизован в зерносовхоз в связи с уменьшением спроса на лошадей со стороны Министерства обороны и упразднения кавалерийских частей. А в 1961-м Совет Министров Казахской ССР вернул "Луговскому" прежний профиль, превратив это хозяйство в племенной конный завод.
Филатову Абсент поддался не сразу, слишком упрям был. Конь всегда отличался крутым нравом, о чем упоминал в своих мемуарах, хранящихся в Центральном государственном архиве РК, К.Ш.Асенов. Сергей Иванович Филатов был опытным спортсменом-конником, на коня сел еще в детстве, окончил Высшую кавалерийскую школу. Понемногу, ценой своего терпения и настойчивости, лаской и убеждением, регулярными тренировками, все же приручил упрямца. В короткий срок сумел подготовить Абсента к соревнованиям. Выездка - высшая школа верховой езды - один из самых красивых и "артистичных" видов конного спорта. С.И.Филатов не сразу пришел к этому виду спорта, вначале занимался троеборьем, конкуром, затем по совету неоднократного чемпиона СССР по выездке, большого мастера своего дела Николая Ситько перешел на высшую школу верховой езды. В 1958 году на первенстве Европы по выездке в Аахене (ФРГ) Филатов на Абсенте занял второе место, через год на Спартакиаде народов СССР завоевал золотую медаль и звание чемпиона СССР. В тот же год в Санкт-Галлене (Швейцария) состоялись предолимпийские конно-спортивные соревнования, где он занял второе место.
1960 год. С 25 августа по 11 сентября в столице Италии Риме проходили XVII Олимпийские игры. В соревнованиях по конному спорту оспаривали 15 медалей более 150 конников из 29 стран. 10 советских спортсменов приняли участие во всех пяти номерах программы. В соревнованиях по выездке принимали участие 17 спортсменов-конников. 5 сентября в манеже на Пьяцца ди Сиена начался розыгрыш Большого приза по высшей школе верховой езды. Основными соперниками С.И.Филатова были дважды олимпийский чемпион шведский офицер Х. Сен-Сир, швейцарцы Г.Шаммартен и Г.Фишер, немецкие конники Й.Неккерман и Р.Шпрингенгер, американка П.Голвин. Все они были "звездами" конного спорта мирового уровня. Из команды СССР в соревнованиях принимал участие И.А.Калита.
По результатам первого дня соревнований Сергей Иванович на Абсенте вошел в пятерку лучших. "Очередь Сергея Филатова, - писала газета "Советский спорт" 7 сентября 1960 г. - И уже первые движения советского всадника, уже самый въезд его в манеж, приветствия судьям вызывают единодушное восхищение. Во фраке и цилиндре Сергей элегантен, уверен, словом, по-настоящему эффектен. Затаив дыхание, наблюдают зрители за тем, как его Абсент четко и грациозно выполняет каждое из 33 упражнений - пиаффе, пассажи, менку ног...
Да, Филатов порадовал. Вместе с Сен-Сиром, Фишером и Йозефом Неккерманом (объединенная германская команда) он вошел в пятерку лучших, так же как и его молодой товарищ по команде И.Калита". В первый день соревнований Филатов выиграл 1074 очка. 6 сентября состоялись повторные выступления спортсменов, получивших лучшие результаты для окончательного выявления претендента на высшую награду. Повторные выступления конников были с трех точек зафиксированы на цветную кинопленку. 8 сентября специальное жюри, просмотрев киноматериалы второго дня состязаний, вынесло решение присудить первое место и золотую медаль чемпиона XVII Олимпийских игр советскому спортсмену-коннику Сергею Ивановичу Филатову и лошади родом из Казахстана. В общей сложности по итогам двух дней соревнований С.И.Филатов с Абсентом получили 2144 балла.
В своей книге "Рим рукоплещет" (М., 1962) об этих напряженных для него и его коня соревнованиях не без волнения он вспоминал: "...Я выступал третьим номером. Каждый из соревнующихся вкладывал в езду все свое мастерство, каждый стремился быть первым. Абсент словно чувствовал ответственность езды. Мой верный друг и партнер ходил безукоризненно, полностью подчиняясь моей воле и ни разу не позволил себе сделать неточного рисунка фигуры или самовольничать. Все было настолько четко, красиво, изящно и грациозно, что и самым придирчивым судьям мы не дали повода снизить баллы".
На очередных XVIII Олимпийских играх (10-24 октября 1964 г.) в Токио С.И.Филатов с Абсентом заработали 1486 баллов и завоевали бронзовую медаль. Команда СССР в общем зачете заняла третье место.
Через четыре года Абсент участвует на последнем своем международном состязании - на XIX Олимпийских играх в Мехико (12-17 октября 1968 г.), впервые проходивших в Латинской Америке. На этот раз на Абсенте выступал заслуженный мастер спорта СССР Иван Александрович Калита, который занял почетное четвертое место (1519 очков). А команда СССР в итоге заняла второе место.
С.И.Филатов и Абсент были неразлучны около десяти лет. В 1969 году в возрасте 17 лет Абсент вернулся в Луговской конезавод N 97 и до 1974 года использовался основным производителем ахалтекинской породы лошадей. От Абсента получено, по одним сведениям, 68 голов приплода, большинство из них попали в конный спорт, стали "артистами" цирка. В конном спорте с лучшей стороны показали себя "дети" Абсента - Абакан, Эльба, Домбай, Алар, Акын, Алаколь, Акдам и другие.
В декабре 1974 г. Абсент пал. По традиции его голову похоронили около конюшни, где он доживал последние дни. На месте захоронения установили памятную плиту из черного габбро, а в 1977 г. на центральной усадьбе конезавода - вышеупомянутый скульптурный памятник.
Хочется сказать, что такого почета не заслужила ни одна лошадь мира...

prstr.narod.ru

1997 г.

Док. 594263
Перв. публик.: 25.09.97
Последн. ред.: 25.09.09
Число обращений: 0

  • Филатов Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``