В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Экономическая целесообразность открытой Общественной палаты города Москвы Назад
Экономическая целесообразность открытой Общественной палаты города Москвы
Общественные и некоммерческие организации г. Москвы выступили с инициативой создания Общественной палаты - института развития гражданского общества, главными задачами которого являются представлять общественность в диалоге общества и власти, общественная экспертиза, общественный контроль, создание условий для реализации сектором НКО общественно значимых проектов и программ. Общественные палаты созданы во многих регионах нашей страны, но в Москве вопрос создания Общественной палаты пока не рассматривался.
Надо заметить, что большинство Общественных палат регионов фактически формируются исполнительной властью, а не общественностью. И поэтому не играют существенной роли в общественной жизни. Учитывая это, НКО Москвы (более 100 организаций) проявили инициативу и разработали проект Закона о создании открытой Общественной палаты, в котором заложены новые принципы состава и способа формирования. Эти принципы соответствуют развитию гражданского общества, как цели, с которой связано будущее нашей страны. Согласно проекту Закона, Общественная палата Москвы для того, чтобы соответствовать своим задачам, должна:
·    состоять не из физических лиц, а из общественных и некоммерческих организаций (модель напоминает Торгово-промышленную палату);
·    быть открытой для членства НКО;
·    создавать рабочие органы демократическим путем, без использования назначений исполнительной властью;
·    быть прозрачной для общества.
В современном обществе экономическая целесообразность является системообразующим принципом, поэтому в проектах, относящихся к развитию гражданского общества, должен обязательно учитываться экономический фактор. Таким образом, все оценки городской деятельности, так или иначе, сходятся к оценке экономической эффективности или эффективности использования капитала. Следовательно, и оценка общественной деятельности в рамках Общественной палаты Москвы обязана иметь свою экономическую составляющую.
И хотя основная цель Общественной палаты Москвы - это, прежде всего, развитие гражданского общества, тем не менее, создание именно открытой Общественной палаты (состоящей из общественных и некоммерческих организаций г. Москвы) полезно для города и с экономической точки зрения.
Это важно, поскольку экономическая целесообразность - это одна из составляющих пользы для жителей, организаций и города в целом. Есть несколько направлений, где Общественная палата может быть тем фактором, который обеспечит позитивные изменения в жизни города.

Во-первых, в Москве выделяются достаточно большие средства на социальные проекты, однако нельзя сказать, что они расходуются всегда эффективно. Есть единственная форма отчетности организаций, получающих эти средства - отчетность перед государством. Но далеко не всегда можно по отчету в конце года проверить реальность проведённых мероприятий. Поэтому помимо неясной по своим требованиям ежегодной отчетности перед государством, должна быть прозрачность и подотчетность НКО перед обществом. И поскольку в данном случае средства выделяются для общественных целей, общественность вполне в состоянии дать оценку эффективности их использования.
И в данном случае Общественная палата будет обеспечивать соответствие результатов оценки - действительности. Общественная палата сможет повысить участие организаций в конкурсах на финансирование, а также обеспечить общественный контроль над проведением таких конкурсов. Таким образом, будет повышаться эффективность расходования бюджетных средств, что экономически выгодно для города.
Во-вторых, Общественная палата сможет оказать помощь в том, чтобы действительно эффективные и нужные городу проекты могли пробить себе дорогу к реализации. Соответственно, если эффективные проекты вытеснят неэффективные и неполезные, то это тоже обеспечит эффективность вложения средств, что также может иметь экономическую оценку.
В-третьих, если в Европе средняя цифра участия сектора НКО в экономике составляет 5%, то у нас в стране, по оценкам Совета при Президенте по развитию гражданского общества, эта цифра составляет всего лишь 0,5%. Во многих областях, финансирование которых в Европе происходит через НКО, у нас в стране применяется бюджетное финансирование через деятельность государственных учреждений и предприятий, которые не всегда эффективно эти средства расходуют. Тем более что НКО имеют совершенно другую форму и степень отчетности перед государством, и к тому же могут, в отличие от государственных предприятий, быть вполне прозрачными для общества.
В Москве Общественная палата сможет поднять доверие у государства к сектору НКО, обеспечить конкуренцию и возможность реальной оценки деятельности некоммерческих организаций. Это, в свою очередь, позволит увеличить участие НКО в экономике города, увеличит эффективность вложения средств и повышение качества получаемых результатов.
В-четвертых, любая позитивная общественная деятельность экономически выгодна для города, потому что общественные и некоммерческие организации делают какую-то часть работы государственных служб. Кроме того, диалог с обществом позитивен для власти, поскольку помогает совершенствоваться, находить более эффективные методы работы, использовать потенциал общественности, что, в том числе, имеет и экономический эффект.
Таким образом, организуя Общественную палату города Москвы, можно, соответствуя духу времени, смело ориентироваться на экономическую целесообразность этого общественно полезного дела.

Спиров Г.Г., Степанищев И.К.

24 сентября 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 593936
Опублик.: 24.09.09
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``