В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Здравствуй, театр! Назад
Здравствуй, театр!
В Государственном академическом русском театре драмы имени Лермонтова - праздник. Одному из старейших театральных коллективов страны, которым уже двадцать лет руководит народный артист республики, лауреат Государственной премии РК Рубен Андриасян, исполняется (14 ноября) 70 лет. В 1933 году приглашенный казахстанским Правительством из города Фрунзе режиссер Юрий Людвигович Рутковский собрал первую профессиональную труппу, ставшую основой театра, во многом определяющего уровень сценического мастерства в нашей стране. Вестник Союза театральных деятелей России в статье "В ожидании новых встреч" пишет о юбиляре: "Трудно себе представить, что в наше непростое время, когда разорваны все связи, а город Алматы совсем не близко, в нем сохранился очаг настоящей русской культуры...". Фурором стало участие коллектива со спектаклем "Эзоп" в Санкт-Петербургском театральном фестивале, с аншлагами прошли нынешние летние гастроли в Новосибирске... Есть много возможностей поздравить любимый коллектив с юбилеем. Мы решили сделать это с помощью зрителей, предложив им ответить на анкету "Казахстанской правды":

1. Как и когда вы впервые пришли в театр?

2. Расскажите о самом ярком впечатлении от встречи с ним.

3. С какими именами связан для вас этот театр?

4. Если бы ваши возможности были безграничны, что бы вы подарили юбиляру?

Нам ответили:

Владислав ВЛАДИМИРОВ, писатель, заслуженный работник культуры:

- Впервые в зрительном зале нашего театра оказался на спектакле по пьесе Константина Симонова "Русские люди" в 1952 году. Учился тогда в алма-атинской средней школе N 25, которая очень дружила с театром, а сам он в ту пору размещался неподалеку - сразу же за Сосновым парком. Многие из его актеров жили рядом - в трехэтажном доме на углу улиц Виноградова и Иссык-Кульской (ныне Желтоксан). Он так и назывался - Дом артистов. Мы жили по соседству.

Никто из театральных знаменитостей не страдал манией величия - ни великолепный Серафим Павлович Ассуиров, игравший Егора Булычева, Ленина и Наполеона, ни режиссер от бога Моисей Исакович Гольдблат, ни прославленные певцы братья Ришат и Муслим Абдуллины, ни Гарифулла Курмангалиев... При театре тогда была прекрасная библиотека. Она помогла мне, когда защищал журналистский диплом в КазГУ, в основе которого были мои же театральные рецензии в газете "Алма-Атинская правда", ставшей потом "Огнями Алатау".

Большинство спектаклей у нашего театра - особые. И это не юбилейный комплимент, а сущая правда. Потому на одной из своих книг, подаренных Рубену Суреновичу Андриасяну, так и написал: "С большой признательностью за Большой Театр в Казахстане"... В 70-80-е годы, работая рядом с Димашем Ахмедовичем Кунаевым, при любом удобном (а иной раз и не очень удобном) случае старался помочь театру.

Отношение самого Д. А. к театру всегда было исключительно благожелательным. Крепкое пожизненное дружество смолоду связывало его со многими корифеями сцены и экрана. Когда же возникали напряженные ситуации внутри театрального коллектива (а как без них?), Д. А. умел охлаждать пыл не в меру ретивых доглядчиков из партноменклатуры. Не все это знают.

Из лучших мастеров сцены назвал бы, конечно же, Евгения Яковлевича Диордиева. Помню, как он под финал какого-нибудь ему особо не понравившегося спектакля заезжих гастролеров (пусть даже самых именитых) вставал с кресла во весь свой громадный рост и сокрушенно молвил, вроде бы ни к кому не обращаясь: "И-эх! После стерляжьей ухи да вот такие пустые щи!".

А Юрий Борисович Померанцев! Это же самый настоящий чудодей драматического искусства. Киноискусства - тоже. Бесподобен его генерал Власов в киноэпопее "Освобождение". Трагический лик - шекспировской силы. Вот теперь я окончил повествование "Петля или нимб? - все о дважды генерале Власове", а перед глазами: Померанцев в этой роли...

А Лева Темкин! 35 лет назад свою статью о нем так и назвал: "Лева Темкин, Актер". Он действительно был (и есть!) Актер с большой буквы. Он мог быть достоверным в любой сценической ипостаси - от Бабы Яги до эсера Блюмкина. Высоцкого изображал лучше самого Высоцкого.

По Гоголю, театр - "это такая кафедра, с которой много можно сказать миру добра". По Герцену, "театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов". Поэтому никогда не было и нет лучшего подарка для настоящего театра, чем новый и всегда преданный ему зритель.

Анатолий ХОВИН, назвавшийся "средним зрителем":

- Впервые в театр меня, пятилетнего, привел отец. Было это в Брянске, и смотрели мы "Снежную королеву". С тех пор я "заболел" театром. Когда же после института был направлен на работу в Алма-Ату, драматический театр имени М. Ю. Лермонтова сразу стал родным домом для меня и моей семьи, и так уже более полувека.

Но самым ярким остается в моей памяти участие в течение пяти лет в работе художественного совета театра. Каким же ветром меня, в ту пору генерального директора объединения "Кзыл-Ту", туда занесло?

1974 год. По примеру главного режиссера "Современника" Олега Ефремова творческие коллективы страны берут шефство над производственными коллективами. Нашему предприятию крупно повезло: мы попали под крыло театра имени Лермонтова. И пошло-поехало! Один-два раза в квартал зал театра заполняли рабочие и специалисты для просмотра спектаклей-премьер, а в ближайшую субботу исполнители главных ролей вместе с директором театра и главным режиссером восседали на сцене нашего конференц-зала, который заполняли вчерашние зрители.

Шел заинтересованный разговор, впечатлений от которого хватало до следующей встречи. Мною же заседания художественного совета театра воспринимались как редкая возможность увидеть и услышать любимых артистов вблизи, так сказать, "живьем" - что еще надо благодарному зрителю для счастья? А с сентября по май, по понедельникам (в театре - выходной), коллективу для отдыха отдавался с полным, как говорится, пансионом наш пионерский лагерь.

Первый, с кем посчастливилось познакомиться вне зрительного зала, был Юрий Борисович Померанцев. Мне, как члену избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет республики, поручили вручить ему депутатское удостоверение. Договорились о встрече в гримерной. Юрий Борисович - рассказчик изумительный.

Его неповторимый тембр голоса, мимика, жесты, остроумие, юмор, меткость и четкость суждений покорили меня. Храню, как ценную реликвию, датированное первым декабря 1972 года письмо Мара Владимировича Сулимова, в ту пору главного режиссера театра. Он приглашал меня для беседы по современным проблемам в рабочем коллективе (готовился к постановке спектакль "Человек со стороны" по входившей в моду производственной теме). Можно ли забыть о последовавшей через неделю встрече с человеком - театральной легендой.

Я счастлив, что мне довелось видеть на сцене и просто общаться с такими замечательными людьми и актерами, какими были, увы, ушедшие от нас Л. Темкин, В. Диордиев, В. Харламова, Е. Попов, Л. Боксерман, Н. Зеленов, Л. Майзель, Л. Кюн, В. Манихин. Горжусь своим знакомством с главным режиссером театра Рубеном Андриасяном. Не мыслю театра без милых сердцу моему Е. Линкевич, Т. Темкиной, беззаветно преданных своему театру и друзьям. Радуюсь успехам Настеньки Темкиной, с которой знаком всю ее жизнь. Безмерно благодарен Г. Балаеву, Ю. Капустину, Л. Нэльской, М. Токареву, Н. Жмеренецкой, В. Гришко, Е. Задериушко, взрастивших во мне, по выражению одного из них, неплохого "среднего зрителя".

Если бы я имел безграничные возможности, то подарил бы театру театральную школу-студию, Дом актера с великолепнейшим и уютнейшим буфетом, комплексный производственный цех, напичканный современнейшим оборудованием, двух-трех талантливейших драматургов и неиссякаемую возможность Министерству культуры финансировать всю жизнедеятельность любимого театра. С юбилеем, дорогие лермонтовцы! За госпожу удачу!

Саша ЛАТЫНИНА, ученица 3-го класса школы-гимназии N 25:

- Мне было 8 лет, когда бабушка впервые привела меня в этот театр на вечерний спектакль "Собор Парижской Богоматери" про горбуна из Нотр-Дама. Но актриса, игравшая роль Эсмеральды, заболела, и мы смотрели спектакль "Шум за сценой". Некоторые его моменты я не поняла, но очень повеселилась. Особенно смешно исполняли свои роли Оксана Бойченко и Владимир Толоконников.

Больше всего мне нравятся спектакли "Пигмалион", "Хрустальный башмачок" и "Собор Парижской Богоматери".

Моя любимая актриса - Анастасия Темкина. Она прекрасна! Мне нравится, как в спектакле "Пигмалион" она из простой уличной цветочницы, которая так себя неэтикетно ведет, становится настоящей леди, после долгих усилий и мучений мистера Генри Хиггенса (Сергей Уфимцев). Ему не позавидуешь. Но он все-таки после этих мучений как-то ее полюбил! Мне ужасно нравится эта актриса и этот спектакль. Я с нетерпением жду, когда мы снова пойдем смотреть "Пигмалиона".

Если бы мои возможности были безграничны, я бы исполнила мечту каждого актера.


13.11.2003
www.kazpravda.kz

Док. 593868
Перв. публик.: 13.11.03
Последн. ред.: 24.09.09
Число обращений: 0

  • Диордиев Евгений Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``