В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Донских: Игра по новым правилам Назад
Андрей Донских: Игра по новым правилам
Ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке труда, стала одним из наиболее обсуждаемых вопросов. Какие тенденции наблюдаются в сфере подбора персонала? Как найти работу в сложных экономических условиях?

Свои ответы на эти вопросы дает директор компании "Консалтинговая группа Донских" Андрей Донских. Став новым гостем рубрики "VIP-зал", Андрей Геннадьевич рассказал о своем видении проблем и перспектив рынка труда, а также поделился секретами успеха.

ВСЯ РАБОТА: Андрей Геннадьевич, какую роль в Вашем профессиональном становлении сыграло образование?

А.Донских: Я окончил командный факультет военного училища, где готовили именно управленцев, которым в будущем предстояло руководить коллективом. Считаю, что получил очень качественное образование, благодаря которому мне хорошо знакомы как технические вопросы, так и принципы взаимодействия с людьми, причем и то, и другое - в рамках системного подхода.

ВР: Как Вы пришли к мысли основать собственное рекрутинговое агентство?

А.Донских: Все произошло случайно. Вообще, успешная компания начинается с идеи, которая реализуется своевременно, в благоприятных обстоятельствах. Я был соучредителем аудиторской компании и по делам ездил в Москву. Во время одной из командировок купил в метро деловой журнал, прочел в нем материалы о подборе персонала, заинтересовался и позвонил в одно из кадровых агентств. Оказалось, что у них есть заказы на поиск сотрудников в Ижевске, которые пока некому выполнять. Чтобы получить представление о работе кадрового агентства, я прошел там стажировку, увидел всю "внутреннюю кухню", узнал многие профессиональные приемы и технологии. В частности, откровением для меня стала узкая специализация менеджеров по подбору персонала.

Надо сказать, что до этого я уже сталкивался с кадровыми вопросами. Когда мы оказывали аудиторские услуги, заказчики периодически просили рекомендовать им квалифицированных специалистов. Я начал профессионально заниматься подбором персонала, закрывал вакансии региональных представителей от известных фирм, предлагавших сотрудникам очень хорошие условия работы.

В 1998 году в названии компании появилась моя фамилия. Сначала было страшно: в то время такая практика не была распространена в Ижевске. Кроме того, фамилия означала высокую степень ответственности за свою работу. С тех пор стараемся держать марку.

ВР: В чем, на Ваш взгляд, заключается секрет успеха в сфере рекрутинга?

А.Донских: Самые важные качества, которым нельзя научиться, - ответственность за свои слова, уважение к чужому времени, умение учитывать мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен. В нынешней ситуации на рынке труда они становятся ключевыми: невыполнение одной крупной компанией своих обязательств влечет за собой срыв сделок и у партнеров и посредников.

Другой мой принцип - цель должна быть труднодостижимой, но реалистичной. Не нужно брать обязательства, которые потом не сможешь выполнить.

Еще важно научиться ставить перед собой задачи и мотивировать себя на их решение. Когда я, например, приехал в Ижевск, никого в этом городе не знал. За плечами - служба в армии, где все было регламентировано, существовали правила, стандарты, четкие ориентиры. И вдруг я оказался в ситуации, когда ничего не понятно и никто не ставит передо мной целей. Пришлось самому организовывать свою работу и заставлять себя активно действовать.

И, наконец, одна из слагаемых успеха - умение просчитывать тенденции развития рынка и предлагать продукт на перспективу. Он должен учитывать потребности, которые еще не полностью сформированы у клиентов.

ВР: Какие дополнительные знания и навыки Вам пришлось получить?

А.Донских: Я принимал участие в нескольких десятках семинаров и тренингов в Екатеринбурге и Москве. Полученные знания пропускал через себя, создавая новые продукты и учебные программы. По большому счету, бизнес-консультант - это человек, который имеет опыт работы в определенной сфере деятельности и может им поделиться в понятной и доступной форме.

ВР: Андрей Геннадьевич, Вам приходится не только организовывать различные обучающие программы, но и самому выступать в роли бизнес-тренера. Что самое важное в работе с аудиторией?

А.Донских: Во-первых, ты должен быть интересен в ходе всего тренинга. Во-вторых, тебя должны хорошо понимать. В-третьих, бизнес-тренеру необходимо такое качество как харизма. У людей после тренинга должно оставаться ощущение, что время пролетело незаметно, они должны получить большой объем информации, отработать практические навыки и посмотреть на себя со стороны. Тогда программа эффективна.

ВР: На подборе каких категорий сотрудников "Консалтинговая группа Донских" специализируется сегодня? Какие услуги сейчас больше востребованы? Какую позицию занимают работодатели?

А.Донских: Мы занимаемся подбором персонала среднего и высшего звена. В настоящее время есть ярко выраженный спрос на две категории сотрудников: квалифицированных специалистов по продажам и антикризисных управляющих. Компании стараются их удержать и создать для них хорошие условия работы. По остальным позициям наблюдается отсутствие спроса.

В кризис компании выбирают одну из двух стратегий. Первая - заморозить штат: вакансии есть, но до определенного срока на работу никого не принимают. Это более характерно для представителей крупного бизнеса. Если фирма работала на заемные средства, поступление которых прекратилось, перед ней стоит задача выжить, максимально сократив затраты. Однако период ожидания и жесткой экономии не может быть бесконечным, спустя некоторое время компания начнет терять самое ценное - кадровый потенциал. У многих сотрудников есть кредиты и другие обязательства, им необходима ясность и четкое видение будущего.

Другая часть компаний считает, что кризис - это шанс привлечь грамотных специалистов за меньшие деньги. Такой взгляд более свойствен представителям среднего бизнеса. В структуре оборотного капитала они имели и собственные средства, поэтому сейчас проводят мотивационные мероприятия, оценку персонала, принимают новых сотрудников.

В любом случае персонал остается ключевым фактором успехов или неудач компании. Либо фирма выйдет из кризиса более сильной, либо потеряет накопленный потенциал и развалится.

Что касается тренингов, то в конце 2008-начале 2009 года мы наблюдаем нехарактерное для этого периода повышение активности клиентов. Раньше перед Новым годом и после него до марта было снижение спроса на обучающие мероприятия. В этом году их заказывают с начала января. Наиболее востребовано обучение техникам активных продаж и переговоров по возврату дебиторской задолженности.

Кроме того, на рынке меняются правила ведения бизнеса, сложившиеся за последние десять лет. В условиях ухудшения экономической ситуации отговоркой некоторых фирм стало: "Кризис, вот и не платим". Поэтому компании не только внимательно относятся к выбору контрагента, но и оценивают надежность его партнеров.

ВР: Согласны ли Вы с мнением, что под высвобождение попадают самые слабые сотрудники?

А.Донских: Скорее нет, потому что в большинстве компаний нет четкой и понятной системы оценки персонала. Часто под различными предлогами увольняют тех, кто больше всех досаждает лишними вопросами или ухудшает эмоциональный климат коллектива: скандалит, активно выражает свое недовольство.

ВР: Как изменились требования соискателей?

А.Донских: Люди либо трезво оценивают ситуацию, либо проявляют эмоции и не могут адекватно реагировать на меняющиеся условия рынка. Первые уменьшили свои запросы или сменили сферу деятельности, поняв, что пока важнее иметь стабильную работу, а не искать высокооплачиваемое место. Вторые зачастую не используют все предоставляющиеся возможности по трудоустройству.

ВР: Поток соискателей сейчас значительно увеличился. Как среди большого количества кандидатов Вы находите нужных специалистов?

А.Донских: Для каждой должности существует свой набор компетенций. Любое профессиональное качество можно разложить на ряд составляющих, которые легко измерить. Например, одно из самых распространенных требований в объявлениях о вакансиях - "коммуникабельность". Однако оно состоит из многих слагаемых: умение выступать на публике, вступать в контакт с незнакомыми людьми, приводить аргументы, грамотно говорить...

Когда мы получаем заявку на подбор специалиста, проводим несколько встреч с работодателем. Их цель - выяснить, каким компетенциями должен обладать будущий сотрудник. Далее происходит интервью с кандидатами, в ходе которых выясняется, обладают ли они этими навыками. Например, с менеджером по продажам можно разыграть ситуацию сложных переговоров и посмотреть, как он будет реагировать, какие фразы и приемы использовать. Кроме того, отсутствие на собеседовании дополнительных вопросов настораживает и говорит о низкой самооценке кандидата. Таким образом, мы подбираем соискателей не по формальным признакам, а по степени их соответствия требованиям и корпоративной культуре компании.

ВР: Андрей Геннадьевич, какие задачи Вы ставите перед собой на следующие десять лет?

А.Донских: В нашей сфере деятельности профессионалы со временем становятся только более ценными. Наша компания пережила кризис 1998 года, получив свой опыт, и теперь интересно, как будет развиваться рынок в новых условиях.

Кроме того, у меня есть цель диверсификации бизнеса - создания в ближайшие годы нескольких новых бизнесов в других сферах деятельности. К примеру, падение цен на недвижимость и другие товары позволяет спланировать более выгодное время для инвестирования средств.

ВР: Помимо развития собственного бизнеса, Вы активно взаимодействуете с местным бизнес-сообществом, в частности, проводите круглые столы. Что Вам дает опыт организации таких мероприятий?

А.Донских: Благодаря подобным мероприятиям я получаю уникальный опыт. Программу круглого стола необходимо формировать в зависимости от запросов конкретных участников, чтобы каждый из них мог получить ответы на свои вопросы.

Эти мероприятия позволяют достаточно четко улавливать настроения в бизнес-сообществе, получать "живую" информацию о положении дел в определенном сегменте рынка, обмениваться мнениями и быть услышанным.

ВР: Вы давно занимаетесь развитием профессиональных навыков. А приносят они Вам какие-либо дивиденды вне работы?

А.Донских: Считаю, что нельзя делить профессиональное и личное. Допустим, процесс переговоров протекает не только в бизнесе, но и в жизни. Ребенок приходит к тебе и просит купить дорогостоящую вещь, а ты должен отказать ему так, чтобы он не обиделся. Кстати, в быту переговоры еще интереснее, чем на работе. В бизнесе обычно используешь отработанные технологии и приемы, а здесь приходится действовать в нестандартных ситуациях.

ВР: У вас достаточно насыщенная жизнь. Как восстанавливаете силы, например, после различных мероприятий?

А.Донских: Если днем я провел мероприятие, вечером не хочется ни с кем разговаривать. Я отдыхаю, медитирую, могу подтянуться на турнике или покачать пресс, чтобы вернуть хорошее самочувствие.

ВР: Как Вы предпочитаете проводить свободное время?

А.Донских: Много внимания уделяю общению с сыном. Сейчас у него такой возраст, в котором очень важно общение с отцом. Мы вместе ходим в походы, всей семьей организуем активный отдых, допустим, катаемся на лыжах и тюбингах. Но сложность заключается в том, что выходные дни у бизнес-консультанта не совпадают с общепринятыми. Тренинги обычно проводятся по субботам и воскресеньям, и приходится выкраивать время для общения с семьей в будни.

ВР: А какие у Вас хобби?

А.Донских: С удовольствием перечитываю классическую литературу, по-новому осмысливаю многие произведения даже из школьной программы. Родители жены собрали дома обширную библиотеку, и я стараюсь каждый вечер выделить на чтение по тридцать-сорок минут перед сном.

Люблю отдыхать на дачном участке на Каме. Кроме того, планирую построить дом, в котором все будет сделано в соответствии с моими вкусами. До этого увлечения нужно было дозреть. Еще десять лет назад строительство дачи меня бы не заинтересовало, а сейчас просматриваю журналы, стараюсь представить, как будет выглядеть дом моей мечты.

ВР: Сложная экономическая ситуация повлияла, в том числе, и на рынок труда. Какие советы по поиску работы в настоящее время Вы бы дали соискателям?

А.Донских: Прежде всего, человек должен понять, чего он на самом деле хочет. Получение работы - это не цель, а средство. Когда вы поймете, чего хотите на перспективу, то осознаете, как этого добиться.

Резюме обязательно должно быть составлено под конкретную вакансию. Не нужно писать в графе "Цель" общие фразы типа "Получить перспективную должность в динамично развивающейся компании" или перечислять свои сильные стороны по шаблону "коммуникабельный, стрессоустойчивый...". Нужно объяснить, чем вы можете быть полезны именно этой компании, указать свои достижения, привести примеры и цифры. Тогда ваше резюме выделится из общего потока, и, возможно, именно вас в первую очередь пригласят на собеседование. Перед встречей с работодателем нужно собрать максимум информации о компании. Это особенно важно сейчас, когда экономическое положение многих предприятий нестабильно.

И последнее - при поиске работы не нужно на первое место ставить размер зарплаты. Если вы "впишетесь" в компанию и будете показывать ожидаемые результаты, то в любом случае сможете хорошо зарабатывать. Вообще, каждый человек - многогранная личность и обязательно будет эффективен на своем месте.

22.04.2009
business-news.ru

Док. 593810
Перв. публик.: 22.04.09
Последн. ред.: 24.09.09
Число обращений: 0

  • Донских Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``