В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бой с тенью Назад
Бой с тенью
Владимир Грязневич, заместитель главного редактора журнала "Эксперт Северо-Запад"
Виктор Цукер, обозреватель журнала "Эксперт Северо-Запад"

Каков характер и реальные возможности нынешней петербургской промышленности в целом, сейчас не знает никто. Как и ее перспективы

Прошло 15 лет с момента, когда промышленность Санкт-Петербурга начала радикально изменяться. Ориентированная почти исключительно (на 90%, по разным оценкам) на военный заказ, а в гражданской части - на советский Госплан, после перехода страны к рынку она не могла сохраниться в прежнем виде. Тем не менее и общество, и власти рассчитывали, что, пройдя период рыночной адаптации, промышленность воспрянет и сможет более или менее быстро вписаться в мировую экономику. Однако эти расчеты не оправдались.

Когда несколько лет назад глобализация пришла в Петербург в лице мировых промышленных концернов (Ford, Bosch-Siemens, Electrolux, Toyota, General Motors, Nissan), оказалось, что городская промышленность не в состоянии с ними сотрудничать. Это было неожиданно, потому что в других сферах экономики такого фиаско не было: торговля, сфера телекоммуникаций, транспортная логистика успешно вписались в процессы глобализации. А промышленность - нет.

Этот факт свидетельствует о том, что предоставленная в постсоветские времена самой себе (власти ею фактически не занимались) промышленность трансформировалась по собственным законам, зачастую загадочным для непосвященных. Поскольку никто за этим процессом внимательно не следил (ни власти, ни ученые, ни пресса), то сейчас оказалось, что ни у кого нет более или менее внятного представления о том, во что же она превратилась. Известно только, что она жива и даже растет в последнее время, принося ощутимые доходы бюджетам и внося приличный вклад в ВРП. Но фиаско с размещением заказов для локализации продемонстрировало, что представления властей о современном состоянии и возможностях современной петербургской индустрии реальности не соответствуют.

Восполнить этот пробел пока не представляется возможным - нам, журналистам, это не под силу, тут нужно проводить масштабное и детальное исследование. По результатам бесед с некоторыми участниками процесса мы можем лишь примерно показать, какие факторы влияли на трансформацию питерской промышленности в течение прошедших 15 лет и нарисовать ее перспективы, да и то весьма и весьма приблизительно.
Механизмы трансформации

Первые "рыночные" годы сверхмилитаризованная питерская промышленность, лишившаяся госзаказов, фактически потратила на преодоление психологического шока. Как утверждает генеральный директор УК "СевЗапПром" Александр Утевский (бывший руководитель Межрегионального территориального органа Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству в СЗФО), директора предприятий ВПК жили "святой уверенностью", что гайдаровские "перегибы" скоро закончатся и военный заказ возобновится. И потому они видели свою задачу в том, чтобы некоторое время (короткое, по их убеждению) просто продержаться на плаву. Для этого они продолжили понемногу выпускать гражданскую продукцию. Но, не умея работать в рынке, а главное, не относясь к этому серьезно, они не выдерживали конкуренции с хлынувшим через открывшиеся границы импортом и скоро оказались на грани разорения. Особенно досталось таким предприятиям, как "Химволокно", которое делало комплектующие для ракет и бронежилеты, "Большевик", Северный завод, "Северный пресс", "Светлана" и многие другие.

Впрочем, не владея современным маркетингом и не умея управлять издержками, сгорели и многие известные производители гражданской продукции. И не только те, кто ориентировался на внутренний рынок (яркий пример - Завод имени Карла Маркса), но даже предприятия, которые в советские времена ухитрялись продавать свою продукцию на внешних рынках, например Завод имени Свердлова. Более или менее удачно выживали только те, кто сумел продвинуть на внешний рынок свои инновационные технологии (правда, таких компаний в Петербурге не больше 5%). "Порядка 70% моего бюджета составлял экспорт, шедший в Америку, Китай и т.д.", - свидетельствует генеральный директор - научный руководитель НПК "Механобр-техника" Леонид Вайсберг.

Из-за отсутствия четких и понятных правил игры потерпели крах и многие совместные проекты. В этом смысле показательна судьба одного из первых российско-германских СП "Ленвест" (партнерами выступили "Пролетарская победа", некогда флагман ленинградской обувной промышленности, и немецкая Salamander). По версии наблюдателей, из-за банального жульничества российского партнера немцы в 1994 году вышли из СП, а в 2006-м сама "Пролетарская победа" была признана банкротом.

Многие из бывших гигантов советской индустрии подряжались выполнять низкоквалифицированную работу по заказу западных компаний (несложное литье, изготовление болтов, гаек и т.д.). Несмотря на унизительность такой работы, для них это был реальный способ производить хоть что-то, имеющее спрос. Правда, в процессе такого выживания предприятия теряли квалифицированные кадры, что впоследствии, когда после дефолта 1998 года начало развиваться импортозамещение, уже не позволило им подняться. Логичным исходом для таких предприятий стало превращение в подобие девелоперских контор.

На все эти обстоятельства накладывалась начавшаяся в первой половине 1990-х приватизация, сильно отвлекавшая директоров от организации производства. Однако она имела и положительные стороны - помимо усиления мотивации директоров, как правило, ставших хозяевами своих предприятий, началось дробление крупных производств, что позволяло значительно снизить накладные расходы. "По этой причине очень многие участки, цеха выделялись из крупных заводов в самостоятельные предприятия. Часто они жили за счет завода-донора, из валяющихся бесхозных частей и элементов собирали изделия и продавали их, воровали энергоресурсы", - вспоминает Леонид Вайсберг.

При всем этом даже в начале 1990-х годов возможности для развития были, и некоторые менеджеры сумели их использовать. "Когда я пришел на ,,Севкабель", на предприятии не было ничего, что можно было заложить под кредиты. Я предложил банкам стратегию развития завода, построенную на ожидающемся резком росте спроса на кабельную продукцию со стороны электроэнергетики. Да, не все верили, многие сомневались, но кредитование началось", - говорит президент ОАО "Севкабель-Холдинг" Геннадий Макаров.

Примеров, когда те или иные предприятия выживали и развивались вопреки всему, можно привести немало. В тяжелейших условиях, когда не было разумных правил игры для производителей, когда государство не выполняло своих обязательств перед бизнесом, не поддерживало производителя, приносящего в казну налоги, успешными оказывались те предприятия, которым случайно повезло с хорошим топ-менеджментом или собственником. Роль личности в новейшей истории питерской промышленности чрезвычайно велика.

Новые препятствия

Практически все опрошенные нами руководители петербургских предприятий тяжело вспоминали последние 10-15 лет развития городской промышленности и готовы были с энтузиазмом рассуждать о перспективах своих отраслей. Как говорится, что умерло, то умерло.

Сегодня, если верить статистике, питерская промышленность возрождается. Наверное, это так, но вот незадача - большинство промышленников не воспринимают статистические данные всерьез. "Мы сами даем показатели и знаем, что реально стоит за этими цифрами. Реальной картины в промышленности не знает никто", - таков общий приговор. По мнению опрошенных нами экспертов (директоров действующих и нередко весьма успешных предприятий), будущее питерской промышленности во многом зависит от того, насколько успешно она сможет конкурировать с другими отраслями экономики за дефицитные ресурсы развития - людские, инфраструктурные, инвестиционные. И надо признать, что шансы на успех у нынешней промышленности с ее весьма низкой по сравнению с конкурентами рентабельностью, невелики.

Промышленность пока не в состоянии обеспечить работникам столь же высокую оплату труда, как потребительский сектор и сфера услуг. Трудно рассчитывать и на приток в реальный сектор значительных инвестиций. Исключение составляют, пожалуй, лишь пищевая промышленность и производство строительных материалов, которые напрямую связаны с удовлетворением потребительского спроса. Не спасают положение и банковские кредиты. Многих, и прежде всего предприятия, ориентированные на военный заказ, останавливают высокие процентные ставки по кредитам, установленные банками. По словам генерального директора ОАО "ЛОМО" Александра Аронова, Министерство обороны (МО) ограничивает своих подрядчиков прибылью на собственную продукцию на уровне 15%. Для выполнения заказов оборонщики вынуждены кредитоваться в банках, так как МО авансы не выплачивает. Только предприятия с хорошей кредитной историей могут рассчитывать на ссуды под 8-9% годовых, большинству же кредитование обходится дороже - до 14%. Естественно, получая однопроцентную прибыль, остается выживать только за счет гражданской продукции.

Немного проще ситуация с землей, особенно для старых предприятий, занимающих со времен СССР огромные городские территории. По словам заместителя руководителя отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Виталия Бирюкова, продажа стремительно дорожающей петербургской земли в центральных районах предоставляет промышленникам хороший шанс поправить свое финансовое положение и получить дополнительные средства на собственное развитие. А переезд на окраины позволит сократить издержки на содержание недвижимости (за счет более низких ставок земельного налога на окраинах города) и в конечном итоге понизит себестоимость продукции.

Между тем, даже испытывая необходимость в реструктуризации, предприятия не двигаются с места. Задача вывода промышленности из центра города, объявленная три года назад Смольным как стратегическая, к решению так и не приблизилась. Ее предполагалось воплотить в жизнь за счет гибкой системы земельных платежей и создания достаточного количества инженерно подготовленных территорий в промзонах. Но ни того ни другого пока нет (см. "Провальная зона", "Эксперт С-З" N28 от 24-30 июля 2006 года).

Сегодня из 700 крупных и 12 тыс. средних и мелких промышленных предприятий города лишь единицы решились на переезд. В основном это компании средней руки - Первая мебельная фабрика, "ФОС-П" (швейная промышленность), "Светоч" (бумажная промышленность), "Вилаш" (производство вин). В сегменте крупных предприятий известно лишь о двух проектах. Заявлено о закрытии к 2010 году Балтийского завода и переносе части его мощностей на "Северную верфь". Объявила о намерении перенести на окраину часть производственных мощностей своих заводов (ЛМЗ, "Электросилы" и Завода турбинных лопаток) энергомашиностроительная корпорация "Силовые машины". Правда, перенос таких крупных предприятий - дело очень хлопотное и дорогостоящее, а значит, займет много времени.

В то же время расширять производство на существующих площадях становится все сложнее. Основную проблему представляет дефицит энергетических мощностей, прежде всего электрических, в большинстве районов города. Для среднего завода нужно как минимум 2-3 тыс. кВт, для крупного - 10 тыс. кВт. "Кто же отдаст столько электроэнергии предприятиям, - говорит генеральный директор завода ,,Таурас-Пласт" Ефим Гришпун (во второй половине 1990-х годов - заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли), - когда ежегодно город уходит в зиму с сотнями новостроек, включая жилые дома, подключенные к электромощностям по временным строительным схемам?"
Из огня да в полымя

Усилия городской администрации по вовлечению Петербурга в мировые глобализационные процессы (в том числе посредством привлечения "стратегических" инвесторов из числа крупнейших мировых компаний), в принципе, открывает для петербургской промышленности новые возможности. Так, по словам генерального директора Фонда поддержки предпринимательства Петербурга Владимира Стряпина, финские производители бумагоделательных машин, грузоподъемного и горнодобывающего оборудования готовы разместить у нас заказы по субконтрактингу на 8 млрд евро. "У финнов развивается тенденция к усложнению конечной продукции, поэтому они ищут в Петербурге литейные, механообрабатывающие предприятия, которые могли бы делать узлы, детали, части механизмов", - говорит Стряпин. Помимо этого потребность в локализации побуждает мировые компании, размещающие в России свои сборочные производства, также искать партнеров среди российских промышленников. Однако воспользоваться всеми этими возможностями петербургские предприятия пока не могут.

"Форд Мотор Компани" за три года работы своего сборочного завода под Петербургом, как известно, так и не смогла выполнить условия по локализации. Такое же фиаско потерпел и производитель бытовой техники Electrolux. Компания хотела отдать на субконтрактинг все детали, из которых состоит стиральная машина. "Мы обследовали 600 питерских предприятий, - рассказывает Владимир Стряпин, - и выбрали только 48 компаний, на которых было подходящее оборудование". В итоге на городских предприятиях удалось разместить только 5% от всего объема возможных заказов.

Крупные питерские предприятия не способны обеспечивать низкие цены (главным образом из-за высоких накладных расходов). "Этими заказами нужно заинтересовать малый бизнес, - уверен Александр Утевский. - У малых предприятий накладные расходы на порядок ниже, чем у больших заводов. Поэтому там, где крупное предприятие и близко не подойдет к таким заказам, потому что их рентабельность не превысит 2%, малое предприятие получит прибыль 20-25% и будет прекрасно жить".

Однако на практике и малый петербургский бизнес сейчас не способен включиться в выполнение локализационного заказа. Этому мешают две главные проблемы. Первая - отсутствие репутации, которая крайне важна для иностранных заказчиков, заботящихся об обеспечении стабильности поставок (для массового производства этот фактор - ключевой). Вторая проблема связана с трудностями в обеспечении своего производства необходимыми площадями, энергоресурсами и серьезным техническим оснащением. Поддержка малого бизнеса властями Петербурга осуществляется только на словах. Поэтому пока в Северной столице лишь отдельные отечественные компании смогли стать поставщиками иностранных заводов (например, "Интеркос-IV"; разработка и производство технологической оснастки, изготовление крупных серий деталей для автозаводов). "Очень сомневаюсь в том, что крупные производители приобретут в Петербурге достойную комплектацию. Хотя отдельные попытки будут иметь успех, массового развития это направление не получит", - уверен Леонид Вайсберг.

Лишь небольшую часть предприятий может спасти от деградации государство, которое в последнее время взялось за решение ряда перезревших гражданских и оборонных задач. В сферах энергомашиностроения, судостроения и авиапрома без петербургских предприятий ему не обойтись. На них будут размещаться государственные заказы, что откроет новые возможности развития для них, а также для их субподрядчиков.
Делай, как я

Опыт западных концернов, которые выносят массовое и экологически вредное производство в третьи страны (в расчете на дешевые энергоресурсы и рабочую силу), подходит и многим их петербургским коллегам. В городе целесообразно оставлять только те подразделения, которые в общей технологической цепочке заняты производством продукта с высокой добавленной стоимостью. Это могут быть конструкторские, внедренческие, опытные структуры, максимально приближенные к интеллектуальному и финансовому ресурсу, который может обеспечить только мегаполис. Все серийное производство разумно вынести за пределы города. Такие примеры есть, но единичные. Например, ХК "Мэлон Фэшн Груп" (реорганизованная "Первомайская Заря") сосредоточила швейное производство в Псковской области, оставив в Северной столице только управленческое и дизайнерское ядро.

В этой связи наиболее благоприятные условия для развития в нашем городе, как, впрочем, и в любом мировом мегаполисе, имеет high-tech. Однако в России, и в Петербурге в частности, эта сфера развита слабо. Для ее стимулирования необходима грамотная, тонкая и системная поддержка государства. Однако нынешние власти - как федеральные, так и петербургские - с их низким уровнем административной культуры пока на это не способны. Впрочем, администрация Петербурга, понимая, что другой перспективы у городской экономики нет, уже пытается идти по этому пути.

В конце 2005 года город выиграл федеральный конкурс на организацию на своей территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ). Однако, хотя режим ОЭЗ предоставляет серьезные льготы резидентам, КЭРППиТ пока удалось договориться лишь с одной компанией - и без того успешной фирмой "Транзас", производящей электронное оборудование и программное обеспечение для морского и авиационного транспорта. "По тому, какие предприятия осядут в технико-внедренческих зонах через полтора-два года, можно будет судить о будущем лице петербургской промышленности. Эти зоны - своеобразная лакмусовая бумага", - уверен Леонид Вайсберг.
О будущем

Нынешнее раздражение петербургских властей из-за неспособности городской промышленности вписаться в процессы глобализации основано на недоразумении - этого от нее и нельзя было ожидать. Во-первых, пятнадцатилетний срок для перестройки такой сложной, наукоемкой сферы, к тому же не имевшей опыта работы в рынке с его четкой ориентацией на потребителя и жесткой конкуренцией, слишком мал. Во-вторых, совершенно не очевидно, что промышленность вообще имеет перспективы в условиях развивающегося мегаполиса с присущей ему жесткой конкуренцией за кадровые, инфраструктурные (особенно землю и энергию) и финансовые ресурсы.

Впрочем, некоторые директора предприятий, с которыми мы беседовали, фактически согласились с точкой зрения (в явном виде, впрочем, не сформулированной) руководителей экономического блока правительства Петербурга, что через несколько лет нынешняя городская промышленность будет в значительной степени замещена совершенно новой, возникшей с нуля и построенной в соответствии с потребностями мировых глобализационных процессов и той ролью, которую будет реально играть в них Россия, и в частности Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

www.expert.ru

2006 г.

Док. 592622
Перв. публик.: 22.09.06
Последн. ред.: 22.09.09
Число обращений: 0

  • Стряпин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``