В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сенаторы защищают права радиостанций и радиослушателей. Назад
Сенаторы защищают права радиостанций и радиослушателей.
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, 13 июня 2002 года состоялось заседание Комиссии Совета Федерации по информационной политике, на котором был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах развития радиовещания в РФ. Доклады по теме обсуждения сделали заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Андрей Романченко и заместитель министра РФ по связи и информатизации Валерий Тимофеев. Свое мнение о приоритетных задачах в сфере развития радиовещания высказали руководители радиостанций "Русское радио", "Маяк", "Радио России", "Радио Максимум", "Европа Плюс".
Члены СФ, представляющие Комиссию по информационной политике, специалисты-правоведы и руководители ряда региональных СМИ приняли активное участие в обсуждении. Вел заседание председатель Комиссии СФ Дмитрий Мезенцев.


На две части разделена история российского радио, отмечали в своих выступленияхучастники заседания, до и после появления коммерческих радиостанций в начале 1990-х. У традиционных государственных и вновь появляющихся частных радиокомпаний есть как общие, так и свои специфичные проблемы. Проводное радио стремительно теряет аудиторию в городах из-за конкурентов радиостанций, успешно работающих на коротких волнах, в отдаленных территориях по причине обветшания сетевого и передающего оборудования. Многочисленные коротковолновые радиостанции не имеютфинансовых возможностей для качественного профессионального роста из-за недостаточного объема средств на рынке радийной рекламы. Какое радио нужно России? В чем состоят государственные приоритеты, и как это должно выглядеть законодательно?Об этом шла речь на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике.
История коротковолновых радиостанций ведет свой отсчет с февраля 1991 года, когда в Санкт-Петербурге начал работу первый частный радиоканал, в СССР использовались длинные и средние волны. Процедура лицензирования была введена лишь год спустя, и все это время регулярно претерпевала изменения, сделал "краткий экскурс" висторию, заместитель Министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Андрей Романченко. На сегодня в России зарегистрировано 2033 радио программ, из которых 1601 в частной собственности.
Количество регистрирующихся радиопрограмм, сообщил А.Романченко, ежегодно уменьшается в 2001 году 690 радиопрограмм зарегистрировались, в 2002 году 147. На 1 июня2002 года радиовещателям выданы 1203 лицензии, в том числе частным радиостанциям 908, что составляет 75% от общего числа выданных лицензий.
Процесс оформления документов для выхода в радиоэфир на сегодня крайне сложен и занимает от полугода до двух лет, по оценке замминистра. Претендент проходит согласования с силовыми ведомствами и готовит с НИИ Радио техническое заключение, качество которого, как и вещательной концепции, оценивает конкурсная комиссия.
Наиболее активно, по информации А.Романченко, на сегодня подают заявки на использование радиочастот Центральный, Приволжский, Уральский федеральные округа. Только за последний период проведено 28 конкурсов по распределению радиочастот, разработано 247 радиочастот.
Замминистра особо отметил активную работурадиовещателей из Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, которые успешно выстраивают региональную сеть. В пример был приведен опыт главы екатеринбургской радиокомпании Николая Грахова, организующего в различных регионах России радиостанции с единой вещательной концепцией, и уже претендует на московские частоты.
Ситуацию на рекламном рынке радио, от которой зависят частные радиостанции, А.Романченко оценил как "негативную". Радиовещатели плохо организованы и не лоббируют свои интересы, в результате чего удельный вес рекламы на радио в общем объемерекламного рынка ежегодно падает с 5% в 2000 году до 4,3% в 2001, а по прогнозам на 2002 год составит около 3,4%.
Заместитель министра по связи и информатизации Валерий Тимофеев, говоря о проблемах радиовещателей, подчеркнул необходимость надведомственного решенияэтих проблем. По его словам приоритетным направлением должна стать идеологическая и финансовая помощь государства в модернизации существующих проводных сетей. Так, для перехода к "радио будущего" в цифровом формате требуется нормативная база. Есть идеи внедрения новых функций для проводных сетей, например, возможность через них подключиться к интернету.
Вторая проблема, на которой подробно остановился В.Тимофеев необходимость сохранения (а иногда реанимации) доставшейся нам в наследство от СССР проводной радиосети. В настоящее время проводится ревизия в отрасли и к концу года будут завершены расчеты стоимости поддержанияналичного состояния и ремонта проводных радиосетей.
Третья актуальная проблема, на которой В.Тимофеев сакцентировал внимание, иновещание, выход русскоязычных радиопрограмм в дальнем и ближнем зарубежье.
Какими бы не были перспективы привычного россиянам проводного радиовещания в РФ при стопроцентном износебольшей части передатчиков, "отрезать" граждан от информационного пространства страны нельзя, резюмировал председатель комиссии Дмитрий Мезенцев последокладов специалистов о состоянии дел в отрасли. Радио для россиян это мощнейший фактор социализации, включения в общественно-политическую и культурную жизньстраны, считает Д.Мезенцев.
Государственный заказ на социально-значимую и оперативную информацию должен быть сошлись во мнении участники обсуждения. Ведь "первая кнопка" государственного радио и создавалась, как подчеркивали выступавшие, для сугубо государственной цели оповещение гражданского населения в экстренных случаях. Так что узковедомственными вопросы судьбы российского радиовещания считать нельзя.
Проблем, о которых преимущественно шла речь на заседании, оказалось несколько: модернизация существующих радиосетей и ликвидации "белых пятен" на радийной российской карте, подготовка законодательной базы для введения цифрового радиовещания, организация русскоязычного вещания за рубежом, а такженахождение оптимального соотношения участия в радиоэфире традиционных государственных и частных коротковолновых радиостанций. Учитывая масштабность вышеперечисленных проблем, решать их надо на самом высоком государственном уровне, подчеркивали законодатели.
В ходе заседания выяснилось, что госзаказ для государственных радиокомпаний "Маяк", "Радио России", "Юность" существует в виде российских новостей, умных и добрых программ для "не рекламоемкой аудитории". Для распространителей этой информации АО "Электросвязь" госзаказ не предусмотрен. Так что "нерентабельные радиоточки" закрывают во многих отдаленных территориях, и очень часто в приграничных районах. В итоге в Приморье и Хабаровском крае вещают китайские и корейские радиокомпании на русском языке. Да и в центральных регионах государственные радиокомпании испытывают трудности из больших городов, богатыхна рекламные ресурсы, общегосударственные программы вытесняются коммерческими радиостанциями.
Времена, когда 98% граждан страны регулярно слушали проводные радиоприемники, прошли. "Теперь нас слушают 60, 40 , 22 процента " с грустьюсообщил гендиректор "Радио России" Алексей Абакумов. "Нужны ли мы государству? продолжила тему Ирина Герасимова, возглавляющая "Маяк", если использование длинных волн признается бесперспективным, а частота на короткойволне такой радиостанции как "Маяк" лицензией не гарантирована. Складывается уникальная ситуация, когда государственной компании предлагают доказывать государству свою необходимость для этого же государства.
Коммерческие компании теряют рекламодателей из-за жесткой конкуренции и в итоге остаются только самые мощные как "Европа-плюс" и "Радио Максимум", руководители которых приняли участие в дискуссии. Изначально частоты делят по маленьким кусочкам и раздают почти всем желающим, не формулируя "тематических" условий, создается множество почти одинаковых радиостанций о чем, с сожалением, говорил Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России. Вот и крутят, пока не обанкротятся, множество станций одну"музыкальную макулатуру", звучат как под копирку голоса ди-джеев, как например,в Челябинске на 16 частотах, посетовал Юрий Вишня, гендиректор местнойтелерадиокомпании. Есть и другая сторона у данной проблемы, о которой говорил президент ЗАО "Русская Медиагруппа" Сергей Архипов: "Переизбыток станцийведет к недополучению налогов". Сегодняшнюю практику, по его мнению, когда в огромном количестве выбрасываются на рынок радиочастоты, без учета условий регионаи предварительного маркетинга, надо менять.
Опыт проведения тематических конкурсов у Минпечати есть, но он оказался неудачным. "По всем трем конкурсам, когда государство диктовало какой направленности должно быть вещание данного радио теперь продолжаются судебные разбирательства по факту нарушения закона о СМИ", сообщил замминистра по делам печати А.Романченко участникам заседания.
И еще один вопрос оказался в центре внимания организация вещания зарубеж на русском языке. Потребность есть, об этом говорят даже вещатели из Германии, Италии и других стран. Для этого необходимо предусмотреть бюджетное финансирование для размещения наших радиопрограмм в зарубежном эфире. Тем более актуален этот вопрос на территории бывшего СССР, где сохраняются российские права на ряд программ они наши юридически, но пока остались бесхозными, заострил внимание замминистра по связи и информатизации В.Тимофеев.
Все перспективные предложения, которые высказывали участники заседания, будут учтены в плане законодательных работ Комиссии, а также при обсуждении бюджета на 2003 год, заявил председатель комиссии по информационной политике Дмитрий Мезенцев, закрывая заседание.

14.06.2002
www.regions.ru

Док. 592077
Перв. публик.: 14.06.02
Последн. ред.: 21.09.09
Число обращений: 0

  • Романченко Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``