В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Крепостная дама Назад
Крепостная дама
Министром культуры России назначена директор Музея истории Санкт-Петербурга Наталья ДЕМЕНТЬЕВА

Отныне что хорошо для Петропавловской крепости, то хорошо и для российской культуры. В годы директорства Дементьевой (а она самую малость недотянула на этом посту до 10 лет) крепость помолодела: позолочены шпиль с ангелом, реставрируются башни, равелины. Бережно относясь к старине, она не боялась проводить в казематах выставки европейских художников, перформансы авангардистов, театрализованные шоу на берегах Кронверкской протоки... В дерзости ей явно не откажешь. Показывая высокому гостю исторический застенок, невзначай бросала: смотри, мол, не дашь денег на реставрацию - вместе сядем, от тюрьмы и от сумы... Очевидно, угроза подействовала.

Надо было видеть, как Дементьеву провожали в Москву: на полночном перроне стихийно встретились посторонние друг другу, но отлично знающие "госпожу министершу" бизнесмены, ученые-оборонщики, политики. Обнималась, заклинала напропалую: "Будет трудно - не бросайте!" Решительная, энергичная, острая на язык - ни следа от чопорной музейной дамы. "Огоньку" - разумеется, эксклюзивное интервью: наш журнал Наталья Леонидовна любит и регулярно читает.

Прежде всего развеяла слухи, что ее назначение инсценировал Чубайс: "С Чубайсом меня в Москве повели знакомить. Если уж я лобби - то не питерское, а самарское. В разговоре с вице-премьером Олегом Сысуевым выяснилось, что мы земляки". Между прочим, подготовила преемника - косвенное подтверждение, что министерский "жезл" носила в сумочке и думала о том, чтобы начатое ею в Питере продолжалось и без нее: "Тогда мне в Москве спокойнее будет".

Впервые "начальником" отечественной культуры стал человек не из столичного бомонда или номенклатурной обоймы. Дементьева - человек со стороны, и в этом смысле фигура знаковая, призванная уделить внимание духовным залежам нашей необъятной провинции, как сама она говорит, "добиться большей справедливости по отношению к музеям и библиотекам, составляющим мощный пласт нашей культуры". Но главное - она практик, имевший дело с сохранением культурно-исторического наследия (как многолетний начальник областной инспекции ГИОП) и с функционированием одного из крупнейших музеев страны (Петропавловка плюс восемь филиалов, включая, например, Мемориал героических защитников Ленинграда).

Будучи музейщиком, она не скрывала претензий к родному министерству: денег мало и нет четкой регламентации, что музею можно и чего нельзя. Только начали сами зарабатывать деньги (за взлет и посадку вертолета на территории крепости, за съемки фильмов, от продажи сувениров и за счет маркетинга), приходят налоговые службы: вам не положено. А что положено: 29 млрд. в год из бюджета, и те без гарантии, средняя зарплата 600 сотрудников - 343 тысячи? Дементьева добилась, что из заработанных средств раз в квартал им выплачивалась спасительная премия. Но главным достижением на прежнем посту считает, что Петропавловская крепость обрела статус заповедника - к этому чуть не полвека готовилась.

Профессиональный историк-археолог, она прошла закалку в знаменитой Саяно-Тувинской экспедиции, где уже на исходе 60-х были автомобили, катера и вертолеты, а круг общения простирался от академиков до грузчиков. Но не считает, что далека от мира театра, кино, изобразительного искусства: "У меня множество знакомых среди творческих людей. Мне их проблемы понятны. И театры находятся в зданиях-памятниках, и актеры так же ранимы, как музейщики".

- Но, скажем, проблема реституции для вас как министра будет внове.

- Мне близка позиция Государственного Эрмитажа (суть ее в том, что дело музейщиков - сохранять и показывать ценности, вводить их в культурный оборот, а политики и юристы должны утрясти отношения собственности. - А.С.). Вообще, принимая решения, я не привыкла рубить сплеча...

- Новый министр будет бороться за то, чтобы денег на культуру выделялось больше, или же российская культура обречена получать то, что получает?

- Правительство должно, наконец, осознать, что культурные богатства России - тоже капитал. Гастроли наших коллективов, зарубежные выставки способны быстро приносить отдачу. Да, надо поднимать промышленность, но некоторые ее отрасли весьма инерционны, а в культуре не столь крупные затраты, иногда просто моральная поддержка может обернуться реальной прибылью. Но, разумеется, заповедь номер один для власти в этой сфере: не мешать творческому коллективу развиваться.

Артиллеристы преподнесли ей сувенир на прощание: огромную гильзу от снаряда после полуденного выстрела пушки с бастиона Петропавловки, а в гильзе - чайные розы. Дементьеву уважают серьезные мужики. Поэтому верится, что деньги для культуры она добудет и с появлением этой прекрасной дамы в Китайгородском проезде Минкульт станет менее риторическим и более практичным.


Аркадий СОСНОВ

"ОГОНЕК", N 36, 08.09.1997

pressa.rus.net

Док. 591763
Перв. публик.: 08.09.97
Последн. ред.: 18.09.09
Число обращений: 0

  • Соснов Аркадий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``