В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аркадий Соснов: Нужно разграничивать рекламные публикации и несущие информационную нагрузку Назад
Аркадий Соснов: Нужно разграничивать рекламные публикации и несущие информационную нагрузку
Государственный Эрмитаж и альманах социального партнерства "Русский меценат" ввели в Северной столице новую традицию: 13 апреля - в день рождения древнеримского аристократа Гая Цильнии Мецената, покровителя искусств - отмечать День мецената и благотворителя. Накануне этого праздника Лениздат.Ру встретился с Аркадием Сосновым, главным редактором альманаха, и узнал у него, почему сегодня СМИ не любят писать о благотворительности и как изменилось меценатство в условиях финансового кризиса.

Lenizdat.ru: Как родилась идея празднования Дня мецената?
- В этом году День мецената и благотворителя мы будем отмечать уже в четвертый раз. Впервые к нашей инициативе присоединился Комитет по культуре правительства Петербурга, что придало событию общегородской характер. В основе праздника "факт биографии" реального человека - Гая Цильния Мецената, знатного римлянина из сословия всадников, жившего примерно за 70 лет до Рождества Христова. Год его рождения не установлен, но день (13 апреля) мы вычислили по оде Горация, которому покровительствовал аристократ.
Когда мы обратились в Государственный Эрмитаж с предложением отмечать день рождения Мецената, музей сразу проникся этой идеей, оказал нам лестное внимание. В Эрмитаже есть картина Джованни Тьеполо "Меценат представляет императору Августу свободные искусства", вот и решили провести возле нее первый праздник. Цель той и последующих церемоний - сказать добрые слова о людях, компаниях, которые помогают учреждениям культуры и - шире - социальной сферы. К сожалению, государство у нас так устроено, что на ее финансирование постоянно не хватает средств. Если бы не благотворители, то социальные учреждения пребывали бы в еще более жалком состоянии, чем сейчас. В День мецената мы стараемся не просто сказать "спасибо", но и приурочить к этому дню добрые дела.

Lenizdat.ru: Какие проекты в этом году будут отмечены в ходе праздника?
- Один из них - помощь Северо-Западного банка Сбербанка России в реставрации павильона "Вечерний зал" в одной из живописнейших частей Екатерининского парка в Царском Селе. Еще на церемонии его открытия мы постарались убедить руководство Сбербанка, чтобы они помогли реставрировать соседний павильон "Скрипучая, или Китайская беседка", экзотической красоты памятник XVIII века. По моим сведениям, переговоры на этот счет банка с дирекцией ГМЗ "Царское Село" уже ведутся.

Другой проект, презентация которого состоится 13 апреля, - подарок банка "ВТБ" и одного из его руководителей Вадима Левина Детскому ортопедическому институту имени Г. И. Турнера. Это пока единственный в России тренажер для выработки стереотипа правильной походки у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательной системы. Предполагается, что директор института вручит благотворителям дипломы почетных докторов этого медицинского учреждения. Хотелось бы, чтобы это стало стимулом для продолжения сотрудничества, потому что институту явно нужен второй такой аппарат.

Прекрасный пример корпоративного меценатства - реставрация Стеклярусного кабинета в Китайском дворце в Ораниенбауме. Эта реликвия, по мнению искусствоведов, имеет даже большую ценность, чем царскосельская Янтарная комната. Интерьер кабинета - подлинный! Сейчас эта "редкая драгоценная игрушка" Екатерины Второй находится не в лучшем виде. Реставраторы Эрмитажа в рамках межмузейного сотрудничества пробуют расчистить одно панно, вдобавок пострадавшее при протечке, от векового слоя пыли
и грязи. Но это лишь начало. Проект реставрации кабинета будет поддерживать Газпром через свою дочернюю структуру "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".

Пример меценатства частного лица - создание в нашем городе памятника Багратиону. По историческому капризу в Петербурге только два героя Отечественной войны 1812 года отмечены памятниками - Кутузов и Барклай де Толли. Поскольку Александр I недолюбливал Багратиона, то этот великий полководец такой чести не удостоился. И вот в наши дни нашелся человек, который любит и знает историю, - Александр Иосифович Ебралидзе, учредитель премии Александра Невского в области исторической литературы. По его инициативе и на его средства реализуется проект создания памятника Багратиону. Создана специальная комиссия, которую возглавляет сенатор от Петербурга Сергей Тарасов, объявлен конкурс, состоялся первый тур - идет нормальный творческий процесс.

В чествовании людей и компаний, занимающихся меценатством, примут участие представители органов власти, благотворительных организаций, журналисты. Надеюсь, будет дан старт новым партнерским проектам.

Lenizdat.ru: Традиции меценатства в России насчитывают сотни лет. На ваш взгляд, почему сейчас к этому явлению относятся с подозрением? Изменились меценаты или люди стали более недоверчивыми?
- Так случилось, что историческая преемственность в нашей стране была разрублена более чем на 70 лет. При советской власти никакого меценатства не было и быть не могло. Традиции были утрачены. Их возрождение совпало с периодом бурного, часто дикого накопления капиталов. Обычные люди, мягко говоря, без симпатии относились к толстосумам, любые их щедроты воспринимались как стремление отмыть деньги или заработать политический капитал. Сейчас, когда ситуация в стране стабилизировалась, эти фантомные боли 90-х остались вместе с предубеждением к людям и организациям, которые "кому-то на что-то дают". Всех мажем одной краской, как будто стараемся отомстить богатым людям за их успешность. При этом упускаем из виду, что в обществе много остро нуждающихся, которым совершенно безразлично, откуда придет помощь. Особенно если речь идет о жизни и смерти.

Детям с онкологическими заболеваниями нужны дорогостоящие, по большей части импортные препараты, без преувеличения, каждый день. А в обществе муссируются настроения, что все благотворители думают лишь о самопиаре. А налоговых льгот для жертвователей в нашей стране до сих пор нет, как нет закона о меценатстве. А на дворе финансовый кризис: курс рубля по отношению к иностранным валютам упал, стоимость лечения резко возросла. В итоге жертвователь задается вопросом: "Зачем мне это нужно?". А что же тогда делать больным детям, о которых не смогло позаботиться родное государство? Я вижу цель нашей кампании в том, чтобы все-таки изменить отношение людей к меценатам и благотворителям.

Что касается прессы, то кроме предубеждения бытует и некое лукавство: хотят богатенькие увидеть упоминание о своих благотворительных акциях - пускай платят как за рекламу. На мой взгляд, нужно четко уметь разграничивать, какая публикация является рекламной, а какая несет сугубо информационную нагрузку. Если журналист рассказывает, что в Царском Селе отреставрирован павильон, то он обязан указать, на чьи деньги это сделано. Если же в материале написано, что "средства выделил один из банков", то заметка не отвечает элементарным требованиям информационного жанра.

Lenizdat.ru: Как вы считаете, принятие закона о меценатстве изменит ситуацию?
- Закон, безусловно, нужен. Одной лишь констатации, что меценатство в России поддерживается государством, уже будет достаточно, чтобы люди изменили свое отношение к благотворительности.
В подготовленном еще в конце 1990-х законопроекте есть и другие важные пункты. Например, говорится о запрете на ограничение выбора объектов и способов меценатской деятельности, об исключении механизма двойного налогообложения, об облегчении процедуры перевоза через границу товаров, предназначенных для добровольных пожертвований. В законе также должно быть четко сформулированы отличия меценатства от спонсорства.

Lenizdat.ru: Как происходило превращение журнала "Покровитель искусств и наук Меценат", который вы редактировали, в альманах "Русский меценат"?
- Идея издавать подобный журнал родилась в 2005 году, меня пригласили в проект в качестве шеф-редактора, вскоре назначили главным редактором. Когда журнал остался без инвестора (увы, типичная история), коллектив не распался, был зарегистрирован "Новый меценат", выпускавшийся группой журналистов, объединившихся в ООО. Мы с коллегами исходили из необходимости издания с подобной тематикой. Но с точки зрения управляемости, а значит и выживаемости, такая форма оказалась неэффективной. Пришлось многое менять, мобилизовать весь мой 30-летний профессиональный опыт. В июне 2008 года увидел свет первый номер "Русского мецената" - альманаха в альбомном формате. Изменился не только формат, но и концепция: социальное партнерство, на мой взгляд, более актуальный термин, чем социальная ответственность бизнеса. Партнерство предполагает, что государственные структуры и деловые круги, общественные организации и сами граждане в равной степени отвечают за развитие социальной сферы. Издателем стала общественная организация "Журналистский центр международного сотрудничества". Нам по-прежнему трудно сводить концы с концами, но, к счастью, в новой команде - настоящие волонтеры, верные люди, благодаря которым проект жив.

Lenizdat.ru: То есть смена учредителя вновь повлекла за собой смену названия?
- Естественно. С одной стороны, это вынужденные изменения, но с другой стороны - логичные, связанные с развитием проекта. В данном случае альманах явно предпочтительнее журнала.
У альманаха нет такой ритмичной заданности выхода, это "непериодическое продолжающееся издание". (Кстати, прочел в Интернете ехидный коммент, мол, хорошую форму придумал Аркадий Соснов: выпускать альманах раз в три года. Для справки: года не прошло, а мы выпустили три номера). Выходить раз в квартал, на мой взгляд, вполне достаточно, при таком способе распространения, как VIP-рассылка. Кроме того, наш альманах удобнее для изложения проектов социального партнерства, в нем нет информационной окрошки, мелочевки. Все наглядно, красочно, а главное технологично. Я считаю, что и по концепции, и по формату мы пришли к долгожданному оптимуму.

Lenizdat.ru: В журнале "Покровитель наук и искусств" был некий "Меценат-Клуб", который совершил экспедицию, повторившую путь Суворова через Альпы. Существует ли этот клуб сейчас?
- Экспедиция была, но журналистская, а "Меценат-клуб" не состоялся. Это были пробы, наивные представления о том, что если собрать несколько богатых людей и как-то развлекать, вывозить в экспедиции, то они будут давать деньги на журнал.
Конечно, нужно уметь заниматься фандрайзингом, но не путем организации всевозможных клубов по интересам, а через составление комплексных партнерских проектов. Недавно президент Европейского университета Борис Максимович Фирсов поведал мне главный принцип фандрайзинга: "Никогда не стесняйся просить деньги на добрые дела, потому что если человек пожадничает и потом узнает, что средства дал кто-то другой, а не он, то он пожалеет о своем поступке". Этот принцип стоит взять на вооружение.

Lenizdat.ru: В условиях кризиса компании стали меньше уделять внимания благотворительности?
- Конечно, кризис негативно отразился на меценатском движении. Хотя социально ответственные предприятия стараются не урезать свои социальные сметы, подчас у них нет иного выхода. А хуже всего, когда люди обещают что-то, но не делают. На словах стремятся показать, что даже в условиях кризиса они белые и пушистые, но на деле подводят тех, кто ждет их помощи.

Подпись: Мария Соколова

13.04.2009

pl.lenizdat.ru

Док. 591749
Перв. публик.: 13.04.09
Последн. ред.: 18.09.09
Число обращений: 0

  • Соснов Аркадий Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``