В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В. Павловский, Д. Аврамов. `Олигархик` укрепляет позиции. Парадоксальный статус `Красноярского рабочего` Назад
В. Павловский, Д. Аврамов. `Олигархик` укрепляет позиции. Парадоксальный статус `Красноярского рабочего`
Два с половиной года тому назад журнал "Профессия - журналист" опубликовал статью главного редактора газеты "Красноярский рабочий" Владимира Павловского "Не душите нас, олигархиков". Речь там шла о парадоксальном статусе "Красноярского рабочего". Формально газета оставалась государственной, поскольку у нее в соучредителях помимо журналистского коллектива была еще и администрация края, а финансовое бремя целиком приходилось нести сугубо частной структуре ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий".

- С тех пор ваш статус изменился?

- Нет, ну как он изменился? Просто в борьбе с Александром Ивановичем Лебедем, который хотел подчинить газету администрации, мы многому научились.

Наше основное издание - "Красноярский рабочий" - выходит 5 раз в неделю. Но в соучредителях 4-х номеров до сих пор числится администрация края. А пятничная "толстушка" на 32 полосах целиком наша.

Во вторник "Красноярский рабочий" выходит с нашей вкладкой. То есть полгазеты наши, полгазеты - совместный с администрацией продукт. Вкладка эта - "Красноярский рабочий. XXI век" -независимая газета. Ее мы зарегистрировали на всякий случай. Если вдруг закроют "Красноярский рабочий",- не останемся без ежедневного издания. Более того, во всех газетах я являлся поначалу соучредителем вместе с ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий". На это получил "добро" всего журналистского коллектива. Потом свою фамилию снял. Образовали мы и еще одно юридическое лицо - издательско-полиграфический центр "Сибфаст", под крылом которого сосредоточили большинство дочерних изданий - их уже более десятка. И все они негосударственные, независимые.

- Значит, только четыре номера "Красноярского рабочего" продолжаете выпускать совместно с администрацией?

- Да, только 4 номера в неделю. Хотя термин "совместный выпуск" не совсем верен, поскольку абсолютно все затраты ложатся на редакцию.

Когда-то мы упустили один важный момент, не зарегистрировали своевременно свой товарный знак. А на него в 2001 и 2002 годах дважды покушались в администрации. Пытались его зарегистрировать без нашего ведома. Не мытьем, так катаньем нас достать. Я уже не говорю, что Лебедь пытался запретить распространение газеты в республиках Хакасия и Тыва, через суд изъять свидетельство о регистрации "Красноярского рабочего". Была затяжная война. Сегодня она уже история...

- В 2001 году "Красноярский рабочий" выходил тиражом 60 тысяч, а как сейчас?

- Сейчас тираж поменьше. И это закономерно. Ежедневно печатаем 32 тысячи экземпляров. А пятничную "толстушку" - 37 тысяч. У нас хитрая система: читатель может выписать только 32-страничную "толстушку", и может и отдельно подписаться на вторую ее половину - с телепрограммой. Это рассчитано на тех, для кого обычная подписка дороговата. Таких подписчиков набралось более 7 тысяч человек. Телепрограмму мы вкладываем и в еженедельник "Красноярская неделя".

Есть у нас и еще одна хитрость. Телепрограмму, которая печатается в пятничном номере, мы зарегистрировали как самостоятельное издание - "Красноярская теленеделя". Некоторые выписывают только ее. Общий тираж получается 57 тысяч с лишним экземпляров.

Я считаю, что для ежедневной региональной газеты сегодня оптимально иметь 32-35 тысяч. Уходить за эту цифру неразумно. Вспоминаю, семь лет тому назад, когда я стал главным редактором, тираж у нас был 107 тысяч, но при этом мы получали поддержку из бюджета. Все последние годы не получаем ни копейки от государства, существуем за свой счет. И это нормально. При большом тираже давно бы обанкротились.

- Сколько экземпляров распространяется в городе?

- Традиционно, независимо от того, рынок на дворе или не рынок, одна треть наших читателей живет в Красноярске, и две трети - по всему краю.

- Конкуренты теснят?

- Я не считаю, что у нас есть конкуренты - и это даже минус, потому что остальные издания работают в других нишах. Во первых, мы единственная в крае общественно-политическая ежедневная газета. Во-вторых, мы единственная газета, которая распространяется по всему краю. Такие издания, как "Сегодняшняя газета", "Вечерний Красноярск", ориентированы на город или на крупные города. Им не интересно, что там в Козульском, Тасеевском районах, в Дудинке.

- Но филиалы московских изданий, разве они не ваши конкуренты?

- Я считаю, что нет. Их сегодня развелось неимоверное множество. Каждая уважающая себя столичная газета старается обзавестись филиалом. Ну, отчасти с нами может конкурировать "Комсомолка". По пятницам она печатает тысяч 25-30. А ежедневно, может быть, тысяч 5-7. "Труд" едва-едва перевалил за 10 тысяч экземпляров. К тому же, если говорить о "Комсомолке", у нее все-таки идет плавный переход от качественной газеты к бульварной. У "Известий" мизерный тираж, тысячи подписчиков во всем крае не наберется. "Московский комсомолец" начинал с 40 тысяч, сейчас тираж упал до 20-25. Поэтому как конкуренты московские издания нас не волнуют абсолютно. Помните, года 3-4 назад выходила газета "Сегодня"? Я искренне порадовался, когда у нас возникла ежедневная общественно-политическая газета "Сегодня - Красноярск". Вот это был конкурент! Мы смотрели, где отстаем, где опережаем, - полезно, интересно. Сейчас мы опять остались одни. Есть, конечно, к кому приглядываться, - к муниципальной газете "Городские новости", например. Есть еще неплохие издания, но в целом конкурентами мы их не считаем.

- Как конфликт с властью влиял на динамику тиража, вы, наверное, отслеживали это?

- Не скажу, что он рос, потому что по всей стране именно в это время шло падение тиражей. Хотя я думаю, что за счет этого конфликта мы часть тиража просто сохранили. Может быть, замедлили процесс его падения. Сегодня читатели благодарны за то, что мы все-таки сберегли свою газету.

- Я помню, что в противостоянии с Лебедем вас поддерживал председатель Законодательного собрания Усс. Правильно?

- Скорее морально. Поддерживал, когда стал реальным оппонентом Лебедю. Александр Викторович Усс нормально к нам относился и, я думаю, продолжает так относиться. Правда, сейчас мы с ним полгода уже не встречаемся, почти не перезваниваемся. Так же примерно, как и с губернатором Александром Геннадьевичем Хлопониным. Нас это устраивает. Они делают свое дело, мы - свое.

- В губернаторских выборах вы предоставляли одинаковые возможности всем?

- Да, одинаковые.

- Деньги получали и от тех, и от других?

- Конечно. В прежние времена, когда Лебедь только шел на выборы, меня упрекали, будто мы от прежнего губернатора Зубова переметнулись к Лебедю. Я говорю: ребята, мы ни от кого ни к кому не переметнулись. Я предупредил Зубова, что мы действуем по закону - заключайте с нами договор. А он считал, что деятельность губернатора мы будем просто так освещать. Лебедь же с нами заключил нормальный договор. Мы больше, может быть, публиковали его материалов, но по договору. И, кстати, Валерий Михайлович Зубов встретился со мной после выборов, поблагодарил и сказал, что у него нет никаких претензий к "Красноярскому рабочему". Я считаю, что это нормально. Он сейчас депутат Госдумы, недавно мы совместно проводили выставку.

- В свое время вы подписали с администрацией края договор о партнерстве, который пытался изменить Лебедь. Договор действует и сейчас, при Хлопонине?

- Со стороны администрации были попытки его изменить. С Хлопониным я встречался только один раз. Он пообещал прийти в редакцию, журналисты ждали, но так и не пришел. Хотя в других газетах, в оппозиционных, губернатор бывает.

- На думских выборах вы будете занимать ту же позицию?

- Равноудаленную. У нас сегодня нет того, чтобы Хлопонин просил поддерживать такого-то, а Усс другого. Для нас это совершенно исключено. Губернатор, например, возглавил региональный список "единороссов", но это его личное дело, которое ровным счетом никак не отразится на деятельности газеты.

- Я знаю, что вы твердо стоите на ногах. "Олигархик" или не "олигархик" вы в Красноярском масштабе?

- Пока олигархик. Наше экономическое положение становится все прочнее. Мы наращиваем объемы. Я сравниваю наши дела с делами других региональных изданий и думаю, что мы от них не отстаем. При этом мы никогда не получали не только кредитов, но и помощи в виде грантов. Я даже не знаю, как их оформлять. Тем не менее оборот с каждым годом увеличивается. Года два назад он перевалил за миллион долларов. Сегодня у нас уже две фирмы: это ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий" и ООО "Издательско-полиграфический центр Сибфаст", где я в единственном числе учредитель. Фаст - это название полиграфической машины, а "Сиб" прибавили.

- В первом случае вы акционер, во втором случае единственный хозяин?

- Да, в первом случае у меня почти треть всех долей ООО, во втором - я действительно владелец фирмы.

- У вас и прежде в ООО " Редакция газеты "Красноярский рабочий" доля составляла 30%, но еще и 6 других акционеров было. Они остались?

- Все до единого. Это не акционеры, это участники. Сейчас положение немножко изменилось. Кто-то ушел на пенсию, перестал быть членом редколлегии, но в ООО остался. Один из журналистов, Александр Кашкаров, уйдя на пенсию, пытался выйти из ООО, но я его уговорил этого не делать.

- У вас немало рекламы. Вам ее дают как самой тиражной газете?

- Не только, наверное, поэтому. Еще и потому, что сохранился уровень доверия к изданию. На днях у меня состоялся интересный разговор. Пришли молодые парни, из нового рекламного агентства. Они поначалу с большой осторожностью относились к "Красноярскому рабочему": мол бывшая партийная газета, кто в ней читает рекламу? И вот эти самые парни начали размещать у нас рекламу. Мы дали им, как всем, стандартную скидку 10%. А они вскоре снова пришли: "Знаете, рекламодатели почувствовали отдачу, причем по всем позициям: трубы, жилье, прочее..." Предложили даже с их помощью увеличить объем газеты. На первом этапе они стали занимать по 2 - 3 рекламных полосы в "толстушке" и получили скидку уже 30%. А снова от них предложение: дайте нам 50, мы вас вообще забросаем рекламой. Поживем - увидим.

- Это очень важно. Потому что по стране в целом с 2000 года идет падение объемов рекламы в газетах.

- Падения у нас нет. Не только сохраняется прежний уровень, но и растет приток рекламы из-за пределов края. Москва, Екатеринбург, Новосибирск очень активно с нами работают.

- Раз речь пошла о широком распространении, без почты здесь делать нечего. У вас две трети тиража идет в край.

- С почтой отношения нормальные. Более того, начальник краевого почтового управления Хачатрян мой друг. Но это не значит, что он мне делает какие-то поблажки. Он мне гадостей не делает. Если дает скидки, то как оптовику. Он во мне заинтересован - у нас большой тираж, большая подписка. Только сегодня и к своему любимому Хачику Цолаковичу я уже по иному начинаю относиться. Со своими приложениями мы вышли далеко за пределы края. К примеру, газета "Сибирские разносолы", которую мы полтора года назад создали, распространяется по всей России. И в Москве, и в Санкт-Петербурге, и даже в Чечне. В прошлом году в этой воюющей республике было 3 наших подписчика, сейчас - 7. Это хорошо. Когда мне звонят из станицы Вешенской Ростовской области по поводу доставки, когда вижу, что в Омской области цены на мои издания ниже, чем в Красноярском крае, а ведь до Омской области тиражу надо еще долететь, я начинаю анализировать и у меня возникают претензии к Хачику Цолаковичу: почему такое происходит? Хачатрян объясняет: Красноярский край большой, авиаперевозки и пр. А сколько он везет? В Норильск всего 100 экземпляров, в Дудинку еще 30. Этим же нельзя оправдать рост цен. Мы сейчас и на "Красноярский рабочий" ведем общероссийскую подписку. Она нам не приносит прибыли. В Москве, знаю, у нас 33 подписчика. В основном выписывают члены Красноярского землячества. А вот наши "Сибирские разносолы" идут во все регионы, "Сады Сибири" выписывают и в Магадане, и на Кубани. У нас есть такое хитрое издание - "Лунный календарь" для садоводов и огородников. Он выходит раз в полугодие. Так в Красноярском крае на него подписалось около 10 тысяч, а в Башкортостане - около 11 тысяч, в Татарстане - более 17 тысяч человек. Теперь возникает вопрос, как эти лунные календари адаптировать к Татарстану, Башкортостану?

Помимо этого мы издаем газету не то что юмористическую, но с забавными рассказами о реальной нашей жизни. Называется она "Сибирские байки". Еще - "Сибирские посиделки", это - семейная газета с полезными советами. Сейчас многие подобное издают. Но у нас есть главный принцип: публиковать в основном собственные материалы. Из Интернета и из других изданий берем, может быть, 5%. Решили выпускать многокрасочный женский журнал "Сибирячка". На мелованой бумаге. Пока он выходит 2 раза в полугодие, но, видимо, в этом году выпустим еще один внеплановый номер, а в следующем - сделаем журнал ежемесячным.

- "Сибирячка" идет в розницу?

- Уже и по подписке. Мы сразу объявляем подписку. Первый номер у нас разошелся в розницу. Второй, который вышел в июле, уже имел 1123 подписчика. Люди подписались, еще не видя первого номера.

- У вас в редакции есть и собственники, и наемные работники. Как складываются отношения между ними?

- Поначалу было очень сложно. Подозревали, что мы, владельцы долей, будем обогащаться. Но за те 5 лет, что существует ООО, мы ни разу не поделили хотя бы часть прибыли между собой. Это было самое первое мое предложение: "Ребята, все на развитие". И ни один из партнеров не возражал. Видимо, коллектив это понял. Сегодня никаких трений нет. Были претензии со стороны пенсионеров: "Вы прихватизировали газету. Вы то-то...." Но уже в течение двух лет все пенсионеры получают редакционную пенсию - 800 рублей в месяц.

- Сколько таких?

- Полтора десятка человек. Думаю повысить ее до 1000 хотя бы. Мы готовимся к пенсиям. На каждого работника редакции, который отработал 5 лет, заводим дополнительные пенсионные счета в негосударственном пенсионном фонде. И эти счета пополняем. К выходу на отдых пенсионер у нас получает 3 пенсии: государственную, негосударственную и редакционную. Мы снимаем все претензии. У нас сотрудники пользуются многими благами, летают за границу бесплатно - 6 путевок зимой, 6 - летом. Бывают в Таиланде, в Турции...

- А зарплата у вас какая средняя?

- Она не очень высока. В среднем журналист получает в пределах 8-10 тысяч. Но развивая издания, мы не создаем новых редакций. Даем возможность каждому заработать в любом издании. И не только журналистам. Сегодня гонорары получают даже технические работники, которым понравилось писать о кулинарии, садоводстве и т. д.

- Вы сочетаете должность генерального директора и главного редактора. Тяжело? Не хотите отдать часть полномочий?

- Фактически редакторство отходит на второй план, хотя формально никто с меня обязанности эти не снимал. Львинную долю времени приходится тратить не на творчество, а на общее управление делом, которое постоянно разрастается. Немаловажным считаю и изучение практики других издателей, здесь не скуплюсь на время и затраты, связанные с различными медийными форумами, выставками, семинарами. У меня теперь много друзей из числа редакторов и директоров, присматриваюсь к их опыту, рассказываю о своем. Вот Слава Белоусов из Северодвинска говорит: "Ты дай мне свои газеты, я в своих киосках попробую их продавать. Интересно, как они пойдут у нас". Казалось бы, зачем лично ему это нужно? Очень порядочный человек, порядочный издатель. Мне с ним интересно.

Среди региональных издателей много интересного народу. Леонид Левин из Якутска, Юрий Пургин из Барнаула, Борис Киршин из Челябинска, Виталий Жихарев из Воронежа, Виктор Ламейкин из Краснодара и многие другие. Или взять екатеринбургского издателя Харитонова...

- Его я не знаю.

- Он не журналист, а бизнесмен, технарь. Ему все любопытно. Он пробует одни журналы, другие, постоянно экспериментирует. Мы учимся друг у друга , и у него в том числе.

- Вы говорили, что ваш региональный рынок не похож на другие...

- Пресса, издательства Красноярского края держатся как-то особняком. Я пытаюсь поддерживать контакты с коллегами и в Томске, и в Новосибирске, и в Кемерово, и в Иркутске, и на Алтае. У нас, действительно, рынок какой-то особенный. То, что идет у них, не идет у нас. Например, московская "Антенна", в Новосибирске великолепно идет, у нас ее просто нет. "Коммерсант" хорошо распространяется в Новосибирске, у нас никто о нем не знает. Думаю, что у нас рынок более чистый. Да и в целом в глубинке сохранилось пока еще доверие к прессе. Хотя так называемые центральные СМИ эти устои расшатывают.

- "Красноярскому рабочему" без малого сто лет. Значит, и традиций в коллективе немало.

- Конечно. К старым добавляем и новые. В прошлом году мы организовали экспедицию к известной отшельнице Агафье Лыковой, в нынешнем - по Обь-Енисейскому каналу, двум северным рекам. Прошли на веслах километров пятьсот. Везде раздавали свои издания. Молва опережала нас. Экспедицию ждали на каждой заимке. Это староверческие места. Староверы - люди как бы ушедшие от мира. Но, оказывается, они внимательно за всем следят, слушают радио и выписывают еще газеты. Две староверческие деревни я подписал на все свои издания. Они попросили. Они получают прессу крайне редко, когда вертолет прилетит, а это случается раз или два раза в полгода. Но все равно газеты выписывают и потом всей деревней читают. Как-то на Ангаре в староверческой деревне Татарка я встретил стенд с газетой "Правда" за 96 или 97 год. Никто ее не снял. Эта газета пожелтела, но висит до сих пор. И наши газеты сегодня зачитывают до дыр.

www.library.cjes.ru
17.09.2007

Док. 591612
Перв. публик.: 17.09.07
Последн. ред.: 17.09.09
Число обращений: 0

  • Павловский Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``