В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В школах добавят часы на иностранные языки, информатику и обществознание. Назад
В школах добавят часы на иностранные языки, информатику и обществознание.
Поэтапная реализация "Проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" начнется в 2006-2007 учебном году в первых, пятых и десятых классах. Об этом сообщил министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов на заседании коллегии в Минобразовании России во вторник 23 декабря.
Открывая заседание, министр отметил, что за период с января 2003 года был принят целый ряд решений, которые легли в основу нового стандарта общего образования: введение иностранного языка со второго класса, переход на предпрофильное обучение 9-х классов с 2005 года, а 10-11-х классов с 2006 года - на профильное.
Основным докладчиком выступил первый заместитель министра образования Российской Федерации Виктор Болотов. Им было отмечено, что в разработке проектов стандарта, которая длилась четыре года, приняло участие более 300 специалистов Российской академии наук, Российской академии образования, ведущих научных центров, вузов, методистов и учителей страны. В ходе обсуждения документов в Министерство образования РФ из регионов поступило более 10 тысяч предложений по их совершенствованию. Многие из них были приняты, сообщает Информационный центр Минобразования. Разработчики государственного стандарта основывались на трех базовых принципах - цели преподавания, необходимый минимум содержания, требования к подготовке выпускников.
Во время разработки проекта государственного стандарта было принято решение, что, федеральный компонент государственного образовательного стандарта составит 75 процентов. Составляющая регионального и школьного компонента может варьироваться каждый в пределах 10 процентов. Каждый регион вправе самостоятельно принимать решение, как использовать компонент, в зависимости от особенностей региона.
Основным критерием проекта базисного учебного плана стал переход от понедельного планирования учебной нагрузки к годовому. Это позволит школам более рационально перераспределять нагрузку в течение учебного года. Ведь стандарты предполагают не только учебную функцию, но и воспитательный аспект и духовное и физическое здоровье. По новому государственному образовательному стандарту удастся разгрузить школьную программу в начальной школе на 20,1 процента и в основной школе примерно на 18,2 процента.
Виктор Болотов отметил важность перераспределения учебных часов в целях снижения нагрузки на детей, особенно в начальных классах.
По новому стандарту в начальной школе будет добавлено шесть часов иностранного языка. В современном обществе сложилась такая ситуация, когда знание иностранного языка (одного и более) является важным фактором. По существующему же учебному плану, когда обучение иностранному языку начинается только в пятом классе, ученикам просто не хватает времени ни для его освоения, ни для получения не только необходимых базовых знаний, но и приобретения навыков общения и практики его применения. В связи с этим было принято решение о начале обучения иностранным языком со второго класса начальной школы.
Примечательно, что помимо увеличения учебных часов на иностранный язык, в начальной школе было предусмотрено увеличение часов по предмету - об отншениях "человек-природа-общество". Данное нововведение предполагается для расширения кругозора детей и во многом решит проблемы адаптации ребенка в обществе, обеспечит знание основных социальных и природных законов.
Преобразования коснутся и основной школы. Теперь там большое внимание будет уделяться наиболее важным аспектам современной жизни - информационным технологиям и обновам безопасности жизнедеятельности. По Базисному учебному плану в школах будет добавлено три часа на информатику (в том числе изучение графических редакторов, которое постепенно заменит черчение) и один час на ОБЖ.
В 9 классе планируется убрать один час истории, но ввести дополнительно три часа обществознания. Данный предмет позволит не просто акцентировать внимания на исторических фактах, но и дать более широкие знания об историческом процессе и социально-политических изменениях в обществе.
Новый Госстандарт подтверждает переход старшей школы на профильное обучение. С сентября 2004 года экспериментальные школы перейдут на профильное обучение, а в 2006 году оно станет обязательным для всех 10-11 классов. Министерством образования и Российской академией образования было принято решение оставить семь инвариантных предметов, которые в обязательном порядке будут изучаться как на базовом, так и на профильном уровне в старшей школе, - русский язык, литература, математика, история, естествознание или обществознание (в зависимости от выбранного учеником профиля) и физическое воспитание.
Прописанный в проекте ряд инноваций в базисном учебном плане с особой остротой ставит вопрос о готовности к грядущим переменам непосредственно педагогических кадров. Данный аспект не оставили без внимания участники заседания Коллегии ректор АПКиПРО Эдуард Никитин и ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Эдуард Никитин заметил, что по опыту предыдущих лет институты повышения квалификации вполне могут справиться с масштабной переподготовкой педагогических кадров. Ректор МИОО Алексей Семенов одобрил процесс формирования федерального компонента государственного образовательного стандарта, а именно участие в решение вопроса не только чиновников, но и педагогической общественности, профессионалов различного уровня. Эту же мысль высказал Яков Евсеевич Львович, руководитель главного управления образования администрации Воронежской области, он обозначил опыт открытого доступа к проекту, широкого обсуждения, создание и корректировку плана многими специалистами как положительные явления.
Другим важным вопросом в обсуждении образовательного стандарта является соответствие школьных учебников обновленному базисному плану. Людмила Антонова, директор ООО "Издательство "Вита-Пресс", обозначила, что вопрос реализации содержания образования требует особого подхода. Талантливых авторов учебников довольно много, а на книжном рынке широкий выбор полноценных учебных изданий. Пока еще трудно сказать, какая авторская группа по каждому предмету будет достаточно компетентна при создании учебника, соответствующего новым требованиям. По этому вопросу Первый заместитель Министра образования России Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется тотальная смена учебников. Большая часть имеющейся учебной литературы будет использоваться по-прежнему, а школьным педагогам будут предоставлены рекомендации авторов пособий к работе по новому плану.
В целом же "Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" был воспринят положительно. Во втором квартале 2004 года будет проведено Всероссийское совещание всех регионов о введении федерального компонента в государственный стандарт образования Российской Федерации. Однако уже сейчас есть ряд заявок от школ, готовых апробировать на себе новый стандарт, что в принципе возможно с разрешения учредителей учебного заведения.

Официальный комментарий заместителя начальника Управления развития образования Марины Максовны Князевой:
На совместном заседании коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования обсуждался проект федерального компонента государственного стандарта в общем образовании и федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ. Данный стандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с ведущими специалистами Российской академии образования, экспертами Российской академии наук, ведущих научных вузов страны, методистов и учителей. На совещании было отмечено, что обсуждаемый стандарт имеет общекультурную направленность, его цель - соответствовать требованиям современного общества. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта составляет 75%, процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10% каждый. Первый заместитель министра образования России Виктор Болотов подчеркнул: "Каждый регион самостоятельно принимает решение, как использовать, чем заполнить свой компонент, исходя из особенностей региона, местности, учебного заведения".
Одним из ключевых нововведений Госстандарта, как отметил первый заместитель Министра образования России Виктор Болотов, является переход с понедельного планирования учебной нагрузки к годовому. Таким образом, распределение задач на более крупный период времени позволяет более объективно оценить ситуацию и оптимизировать учебную нагрузку. Как результат, по оценкам специалистов в начальной школе удалось уменьшить нагрузку на 20%, в общей школе - на 18%. А согласно опросу, проведенному в 64 регионах, почти 97% работников сферы образования считают, что проект нового базисного учебного плана способствует нормализации учебной нагрузки учащихся.
Как отметил замминистра Виктор Болотов, подобные изменения стали возможны не за счет сокращения содержания образования, а путем перераспределения дублированной в содержании разных предметов информации (т.е. одна и та же информация изучалась на уроках обществознания и истории) или благодаря усовершенствованию учебного процесса (т.е. теперь на уроках черчения для проектирования будет использоваться компьютер). Уменьшение учебной нагрузки позволяет не только систематизировать процесс передачи знаний школьникам, но и уделить особое внимание их физическому и духовному здоровью. Сам же новый государственный образовательный стандарт продиктован особенностями сегодняшнего общества.

29.12.2003
www.regions.ru

Док. 591610
Перв. публик.: 29.12.03
Последн. ред.: 17.09.09
Число обращений: 0

  • Семенов Алексей Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``