В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Павловский, главный редактор газеты `Красноярский рабочий`: `Подписные тиражи абсолютного большинства газет, да и журналов тоже, стремятся к нулю` Назад
В.Павловский, главный редактор газеты `Красноярский рабочий`: `Подписные тиражи абсолютного большинства газет, да и журналов тоже, стремятся к нулю`
В последнее время "Почта России" настойчиво рассылает победные реляции о росте подписных тиражей то в одном, то в другом регионе страны. Может, где-то подвижки действительно есть, но они такие маленькие, что и хвастать-то, наверное, должно быть стыдно. Тем более, когда есть с чем сравнивать.

Самые благодатные времена для редакций и читателей - советские, кто бы и как их ни бранил. У меня под рукой оказались данные о промежуточных результатах подписки на 1990 год по Красноярскому краю. Подчёркиваю: не окончательные, а по состоянию на 1 октября 1989 года.

Так вот, "Аргументы и факты" за пару месяцев до официального завершения подписной кампании имели в крае 449 тысяч подписчиков, "Труд" - 257 тысяч, "Комсомольская правда" - 242 тысячи, "Известия" - 101 тысячу, "Правда" - 50 тысяч, "Сельская жизнь" - 75 тысяч, "Советская Россия" - 35 тысяч, "Красноярский комсомолец" - 105 тысяч. У "Красноярского рабочего" было на ту дату 175 тысяч подписчиков. Окончательные тиражи, понятно, оказались гораздо выше. Никакого сравнения с теми, что имеют газеты сейчас. 1989 год, когда проводилась та подписка, был годом относительного благополучия. Население с упоением читало периодику, у людей ещё были на это деньги, а самое главное - подписные цены оставались довольно сносными.

И вот - первая ласточка неблагополучия. В августе 1990 года секретариат ЦК КПСС насторожил: с 1 сентября подписная кампания будет проходить в новых условиях. Ожидаемое с 1991 года повышение оптовых цен на бумагу, полиграфических услуги, тарифов на распространение (аж в 2,4 раза!) должно было привести к возрастанию стоимости газет и журналов в 2,5-3 раза.

К небывалому росту подписных цен население оказалось не готово. Годовая подписка на "Красноярский рабочий" дошла до 12 рублей, "Правда" стала стоить свыше 19, "Советская Россия" - 18, а "Сельская жизнь" - 16 с лишним. И это при том, что всем им суждено было отказаться от 6-разового выхода и перейти на 5 номеров в неделю - из-за введения единого выходного дня, в том числе для работников предприятий связи. Люди стали из нескольких изданий выбирать одно-два, чтобы повышение не так ударило по их карману. Если 1 января 1990 года "Красноярский рабочий" имел 215 тысяч подписчиков, то 1 января 1991 года - 179 тысяч. За год газета потеряла 36 тысяч читателей. Это был, наверное, самый большой спад за всю историю издания, в том числе и новейшую. В следующем году появилась новая цифра: 151 тысяча. За две подписные кампании газета потеряла четверть своих подписчиков. Впрочем, "Союзпечать", ведающая в то время подпиской, выдала официальный прогноз: спрос на газеты будет и дальше падать. И этот прогноз верен до сих пор. Неконтролируемый, как тогда говорили, рост цен делал своё дело. При подписке на 1992 год стоимость "Красноярского рабочего" поднялась до 27 рублей. К 1 октября 1991 года у "Известий" было уже не 101 тысяча подписчиков, как пару лет назад, а 9 тысяч, у "Комсомольской правды" - не 242 тысячи, а 42, у "Правды" - не 50 тысяч, а 1,4, у "Сельской жизни" - не 75 тысяч, а 15, у "Советской России" - не 35 тысяч, а 4,4, у "Труда" - не 257 тысяч, а 55, у "Аргументов и фактов" - не 449 тысяч, а 122, у "Красноярского комсомольца" - не 105 тысяч, а 59.

В мае 1992 года, чтобы хоть как-то компенсировать потери в тиражах, была организована дополнительная подписка на второе полугодие. По сути дела это был первый опыт разрыва подписки на две части. При этом, как уже было принято, увеличивалась и цена. Если годовая стоимость газеты для подписавшихся до 1 января составляла 27 рублей 60 копеек, то для оформляющих подписку на второе полугодие - уже 192 рубля.

С 1993 года подписку начали проводить в два этапа - по полугодиям. Главной причиной новшества была острая нехватка денег у населения. Люди не могли уже единовременно выложить кругленькую сумму, так что приходилось дробить подписную плату надвое. Но первый результат введения новой системы оптимизма не принёс: на 1 июля 1993 года "Красноярский рабочий" имел 141 тысячу подписчиков, то есть за полгода их число снизилось на 6 с половиной тысяч. В 28 из 54 территорий края, где распространялась газета, подписка прошла с минусом.

К чему я привёл все эти уже исторические цифры и факты? К тому, чтобы чётче осознать, с каких вершин скатилась пресса. Сегодня данные о подписке на то или иное издание добыть очень сложно - почта сделала из них коммерческую тайну, которую не разгласит, наверное, даже под пытками. Сами издания тоже не спешат раскрывать свои тайны, то есть - сертифицировать тиражи, раскладывая по полочкам подписку, розницу, бесплатную раздачу, и, что немаловажно, реальное списание.

Но вот данные по Красноярскому краю за последние августовские дни: отпечатанные тиражи. Слава богу, закон о СМИ заставляет редакции публиковать хоть это. "Российская газета" - 4111 экземпляров, "Экономика и жизнь" - 1695, "Известия" - 1105, "Труд" - 1359, "Коммерсант" - 1670, "Вечерний Красноярск" - 19 000, "Красноярский комсомолец" - 17 900, "Красноярская газета" - 4600. Это, повторяю, выданные типографиями тиражи. Сколько экземпляров разошлось по подписке, можно лишь гадать, как и то, сколько оказалось в розничной продаже, а сколько в итоге попало в макулатуру. У большинства газет сегодня - не более двух тысяч подписчиков, а порой счёт идёт на сотни и десятки. Прикиньте, насколько это мизерная часть от тиража.

"Красноярский рабочий" тоже теряет подписчиков. Сейчас их у нас 16 с половиной тысяч, а у четвергового выпуска - 24 тысячи. Вроде бы и много по сравнению с другими изданиями. Но привожу эти цифры не ради бравирования, так как бравировать-то нечем. Привожу их с одной-единственной целью: показать, что подписные тиражи абсолютного большинства газет, да и журналов тоже, стремятся к нулю. Виновата в этом, конечно, не одна почта, но она в числе главных виновных. Нет, пожалуй, ни одного года, начиная с перестроечных времён, когда бы она пошла на понижение тарифов. Они растут в геометрической прогрессии. В такой же прогрессии падают тиражи. Лишь нынче руководство "Почты России" заявило, что стоимость подписки на первое полугодие 2007 года останется на уровне стоимости второго полугодие 2006 года. Это откровение было сделано под давлением медиа-сообщества, которое начало требовать от правительства обуздать рост цен. Но что в итоге? Вместо обещанной стабилизации цены продолжили разбухание.

Стоимость "Красноярского рабочего", например, с 1 сентября увеличится по сравнению с досрочной подпиской на 30 рублей. Что будет дальше, предугадать сложно. Почтовики упирают на то, что они живут не в вакууме: мол, дорожает всё вокруг, начиная от хлеба и бензина. Но ведь всему есть разумный предел. Если без хлеба человек обходиться не научился, если автомобилисты ворчат, но всё равно заправляют свои авто, то подписчики всё меньше заходят на почту - люди сели на информационную диету, весьма вредную для их ума, для нравственного здоровья всего общества.

И здесь своё слово должна наконец сказать власть, если она, конечно, заинтересована в том, чтобы население страны вновь обрело статус если уж не самого читаемого в мире, то хотя бы просто читаемого. Необходимо признать "Почту России" монополистом и контролировать рост её тарифов. Может, даже выделять ей дотации на доставку прессы, потому как это дотации не монополии, а населению. И, конечно же, пора очистить государственный почтовый корабль от коммерческих структур, которые прилипли к нему. И вернуть хотя бы толику самостоятельности филиалам на местах, а то они на каждый чих вынуждены теперь испрашивать разрешения у Москвы.

В верхах периодически делают вид, что озабочены проблемой. Но всякий раз, громогласно заявив о намечаемых мерах, чиновники забывают о сказанном. А почта знай себе делает своё дело - наращивает цены. И скоро может оказаться, что почтовые ящики, созданные когда-то исключительно для писем да газет, будут заполняться лишь рекламными листками, политагитацией да разного рода квитанциями. А главной задачей почтовых отделений станет распространение и доставка товаров каждодневного спроса: курева, сапог, венков - то есть всего, кроме периодики.

Владимир Павловский


29.08.2006


Источник: Красноярский рабочий

Док. 591603
Перв. публик.: 29.08.06
Последн. ред.: 17.09.09
Число обращений: 0

  • Павловский Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``