В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Турищева: `Леонид Ильич лично пожал мне руку` Назад
Людмила Турищева: `Леонид Ильич лично пожал мне руку`
- По телевидению показывают прекрасную программу Леонида Парфенова "Намедни". Смотришь ее и мысленно возвращаешься в ту эпоху. Интересно, а руководители советского государства вас принимали? Ну, скажем, Леонид Ильич Брежнев удостоил общения? Вы были знакомы?

- (Смеется). Он лично пожал мне руку...

- С чувством глубокого удовлетворения?

- И с многочисленными орденами на груди. Тогда, если помните, во время cъездов компартии проводились молодежные концерты для делегатов, и в середине программы шло приветствие от имени спортсменов. Мы читали какие-то монологи, потом преподносили цветы. Меня удостоили чести вручить букет Брежневу.

- Ну и как, произвел Леонид Ильич впечатление?

- Не особо. Пожал руку слабо, но, понимаете... Хотя мы были взрослые, в то время, наверное, немножко по-другому относились к руководству страны. Эти люди были такие недоступные, недосягаемые. Небожители... Сегодня - пожалуйста, после каждых значимых соревнований прием: спортсменов встречают, провожают - элементарно, а тогда...

Боже мой, ты с замиранием сердца пожимаешь руку самому Леониду Ильичу. Идешь, себя не помня, назад и думаешь: "Главное - не споткнуться, не упасть"...

- Да уж, это вам не на брусьях перевороты крутить!

- Не говорите! (Смеется).

- В те годы спорт был одним из государственных приоритетов, достаточно сказать, что даже газету "Советский спорт" выписывала едва ли не каждая семья. Партийное и советское руководство в целях пропаганды любило популярных людей сводить, устраивать им громкие свадьбы. Это началось, наверное, с Хрущева, который поженил Валентину Терешкову и Андриана Николаева. Как потом оказалось, друг друга они не любили, и брак их вскоре распался. Терешкова до сих пор вспоминает свою неудавшуюся семейную жизнь с содроганием. Ваш брак с Валерием Борзовым обсуждал весь Советский Союз, ведь оба вы были не просто VIP-персонами - прижизненными символами, легендами. Вот уже 27 лет вы вместе - поразительный факт! Я очень уважаю Валерия Филипповича Борзова не только как великого спортсмена, но и как порядочного, умного, интеллектуального человека. Скажите, вы до сих пор друг друга любите? (на фото Людмила Турищева и Валерий Борзов с дочерью Таней)

- Да! (Убежденно). Да! Я твердо знаю: хочешь быть счастливым - будь им. Хочешь иметь счастливую семью - создавай ее. Это не так, как сегодня: встретились, пожили пару дней и разбежались. Строительство счастливой семьи - огромный труд, но с умными людьми, как правильно вы заметили, все можно сделать.

- А как вообще встречаются две такие звезды, как Турищева и Борзов? Как проскакивает между ними искра?

- Шел 1976 год. На Олимпиаде в Монреале я завершила спортивную карьеру и в порядке поощрения меня оставили до конца игр, нагрузив общественными поручениями по комсомольской линии. Я должна была встречаться с коллективами, выступать на радио и телевидении. Мне доверяли, и я целыми днями по Олимпийской деревне носилась. В те времена мужской корпус и женский располагались раздельно. Женский всегда строго охранялся, ни одного мужчины там не было, и поэтому штаб советской делегации размещался в мужском корпусе. Возвращаясь, я должна была доложить руководству, что пришла, рассказать, что сделала, какое было интервью, о чем спрашивали? Тренер, который жил в мужском, естественно, корпусе, говорил: "Когда все завершишь, приди и скажи, что все в порядке, что ты уже в деревне, чтобы я не волновался". И вот в очередной раз я шла в советский клуб на доклад, и в этот момент мимо по лестнице проходил Валерий Филиппович с секьюрити - в то время к нему был приставлен товарищ из КГБ.

- Почему? Боялись, что на Западе останется?

- Нет, просто пошли слухи, что на финише стометровки сидящий на стадионе снайпер будет целить в Борзова. Поэтому к нему охрану приставили. Валерий сказал: "Мы идем в кинотеатр. Не хочешь с нами фильм посмотреть?". - "Если успею, - говорю. - Если до полвосьмого выйду - пойду".

- А до этого вы были знакомы?

- Шапочно. Как все спортсмены, которые собираются на каких-то торжествах, спортивных праздниках. Кто поближе - здоровается, а кто и формально кивнет: "Здрасьте!". Конечно, мы смотрели по сторонам, шептались, что это Борзов, это Жаботинский, еще кто-то. Согласитесь, приятно быть с такими людьми знакомым. Тогда же как было? По первой программе телевидения показывали футбол, хоккей, гимнастику, фигурное катание - и все спортсменов по именам и в лицо знали. Может, однажды у него и мелькнула мысль: а где же познакомиться? А тут проходил мимо, настроение хорошее - вот и пригласил.

"На первом свидании до руки дотронуться? Да кто бы ему дал?!"

- Пришли в кинотеатр?

- Конечно.

- А что за фильм был, помните?

- Еще бы - это был фильм ужасов. Пожар, горят небоскребы, все заливается водой - зрелище эффектное. В наше время такие картины были редкостью.

- В кино вы сидели вместе?

- Вместе.

- Он оказывал вам знаки внимания?

- (Смущенно). Вы немного забываете, что времена были другие. Все это как-то скрывалось. Плюс характеры у нас совершенно не такие, как у сегодняшней молодежи.

- Но до руки хоть дотронулся?

- Вы прямо хотите с первого раза - и уже до руки! Да кто бы ему дал дотронуться?! (Смеется).

- И как события развивались потом?

- Обменялись телефонными номерами. Скорее всего, он попросил мой - я у него не просила. Просто ждала, когда он позвонит. Это произошло не сразу, но созвонились. К тому времени моя спортивная карьера уже закончилась, но я была членом ЦК ВЛКСМ, и на наше, наверное, счастье в 77-м году прошло аж четыре пленума ЦК. Сначала с поста первого секретаря в послы уходил Тяжельников, потом избирали на этот пост Пастухова, потом что-то еще... И вот как-то за четыре раза...

-...благодаря Тяжельникову и Пастухову...

-...мы определились в своих взглядах и чувствах. 10 декабря 1977 года сыграли свадьбу.

- Шумная свадьба была?

- Гостей было много, но, знаете, я плохо ее помню, потому что все силы ушли на подготовку. Это сегодня были бы деньги - и все можно организовать очень красиво, а тогда зимой цветов днем с огнем не сыщешь. Их надо было каким-то образом доставать, куда-то звонить, выяснять, где что имеется, договариваться с людьми. Та же ситуация - по продуктам.

- За что вы полюбили Борзова?

- За честность, спокойствие, уверенность в своих силах и... (улыбается) за голубые глаза.

- Но вы понимали, что далеко не всякий мужчина может стать спутником вашей жизни, что вам нужен муж обязательно сильнее вас? А ведь вы и сами сильная женщина...

- Подсознание над этим работало, и какой-то образ, конечно же, вырисовывался. Где-то в 22-24 года каждая девушка, наверное, думает, какого бы она мужчину хотела. Мне было страшно представить, что он будет слабовольный, какой-то хиленький, но... Сердцу ведь не прикажешь: пришла любовь - и какой человек ни есть, пусть слабенький, немощный, а ты его любишь, сама не зная, за что. "Не дай Бог", - думаю. Естественно, Валерий произвел впечатление - я увидела сильного мужчину. Выбор оказался правильный.

- Подруги завидовали вам? Ощущали вы на себе женскую зависть из-за того, что ваш мужчина такой?

- На это я никогда внимания не обращала. Чужое мнение для меня всего лишь информация - у меня всегда свой взгляд буквально на все. Пока собственное мнение не выработаю, меня абсолютно не волнует, какие ходят слухи, о чем пишут газеты.


wsport.free.fr
2008

Док. 591042
Перв. публик.: 16.09.08
Последн. ред.: 16.09.09
Число обращений: 0

  • Турищева Людмила Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``