В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Подлодка К-159 затонула из-за течи в хвостовой части. Назад
Подлодка К-159 затонула из-за течи в хвостовой части.
Спустя пять дней после гибели подлодки К-159 в Баренцевом море выясняются новыеданные о катастрофе. Вопреки официальным сообщениям, причиной затопления субмарины стал не шторм, а течь на подлодке, передает NEWSru.com. Экипаж К-159 пытался предотвратить катастрофу и даже просил разрешения направить субмарину в более мелкие воды у близлежащего острова, что могло спасти жизни моряков. Но такого разрешения дано не было.
Это сообщил в интервью AFP высокопоставленный источник в руководстве военно-морского флота, который говорил на условиях анонимности, сообщает SpaceWar.
Согласно официальной версии, К-159 затонула во время шторма в ночь на 30 августа. Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которого подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались и субмарина пошла ко дну.
Однако военный источник AFP заявил, что незадолго до катастрофы командир судна Сергей Лаппа передал радиосообщение о том, что в подлодке обнаружена течь.
Сергей Лаппа, по словам источника, "передал радиообращение к буксирующему судну, сообщив, что обнаружена течь в задней части субмарины, в девятом отсеке, в районе винта К-159".
Моряки пытались перекрыть отсек, однако "вода продолжала заполнять подлодку".
После этого они предприняли попытку закачать последние запасы сжатого воздуха в восьмой отсек, для того, чтобы создать "воздушную подушку".
Однако и эта попытка закончилась безрезультатно. Тогда командир Сергей Лаппа попросил дать разрешение направить субмарину к острову Кильдин, рядом с которым проходил курс К-159, где глубина была значительно меньше.
Когда передавалось это сообщение, положение подлодки было достаточно стабильно - она все еще держалась на воде.
Однако командование на буксире отвергло предложение экипажа подлодки. Подводники получили приказ продолжать пытаться сохранить подлодку на плавудо тех пор, пока прибудет помощь.
Когда восьмой и девятый отсеки были полностью затоплены водой, давление на понтоны стало слишком велико. Крепления разорвались - сначала на носу, а затем - на корме.
Спустя мгновение К-159 пошла ко дну. У подводников было всего несколько минут, чтобы спастись.
Только один из 10 членов экипажа К-159 остался в живых. Тела двух других были найдены в ледяной воде, поиски 7 других все еще продолжаются. Как предполагают, их тела остались зажатыми внутри затонувшей подлодки.
Спустя несколько часов после катастрофы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что причиной гибели К-159 стала халатность при осуществлении операции.
Гибель К-159 заставляет провести печальные аналогии с катастрофой атомной подлодки "Курск", которая затонула в том же районе 3 года назад, унеся жизни 118 моряков.
Официальные сообщения о том, что в ночь, когда К-159 затонула, на Баренцевом море был сильный шторм, не соответствуют действительности. Об этом в интервью "Новой газете" заявил военный эксперт Павел Фельгенгауэр. По его словам, начальник пресс-службы Северного флота Игорь Дыгало объявил штормом волнение моря силой три балла при силе ветра 2-5 м/с. "При таком волнении вообще-то можно купаться", - сказал эксперт.
В 70-80годы существовала практика затопления подлодок. Военные знали, что переправлятьК-159 на понтонах - значит провоцировать ЧП.
Решение переправлять списанные подлодки к месту утилизации с помощью понтонов было принято военным руководством из соображений экономии. Об этом заявляют специалисты, непосредственно связанные с утилизацией АПЛ, мнение которых приводит "Российская газета".
Исключение не было сделано и для К-159, хотя как руководству флота, так и экологам былоизвестно, что "цистерны главного балласта N1, 3, 4, 5, 9, 13 (правый борт) и 2,8 (левый борт) негерметичны", пишет газета.
Как считают эксперты, выводитьв море такую субмарину - значит сознательно провоцировать ЧП. Ведь нельзя же заподозрить военное руководство в том, что оно решило возобновить советскую практику, которая существовала в 70-80 годах. Тогда радиоактивные отходы, аварийные реакторы и реакторные отсеки просто затапливали в морях - Баренцевом, Карском, Охотском, Японском.
Так, в 1984 году у восточного побережья Новой Земли была затоплена аварийная атомная подлодка К-27 с двумя экспериментальными реакторами, в которых был применен жидкометаллический теплоноситель. Тогда военные сочли, что лучшим саркофагом для аварийных реакторов лодки будет она сама.
Два десятилетия спустя официальные власти также говорят, что затонувшая у острова Кильдинсубмарина никакой опасности не представляет. Подобные заявления делаются несмотря на то, что на лодке находятся два реактора, заполненных ядерным топливом.
Эксперты обращают внимание на то, их готовили к выгрузке, а не затоплению, какэто было в случае с К-27 и другими аварийными реакторами.
То обстоятельство, что из реакторов К-159 активные зоны не выгружены, флотские специалисты в течение двух суток официально не подтверждали, ограничиваясь уклончивыми формулировками типа "реакторы переведены в безопасное состояние".
Только к середине дня в понедельник об этом заявил заместитель министра РФ по атомной энергии СергейАнтипов.
Как отмечают эксперты, реакторы на подлодках этого проекта могут содержать от 800 кг до тонны облученного ядерного топлива, а его совокупная активность превышает 4 млн кюри. По мнению экспертов, говорить о безопасности субмарины, затонувшей в районе активного судоходства на двухсотметровой глубине, по меньшей мере преждевременно.

03.09.2003
www.regions.ru

Док. 590769
Перв. публик.: 03.09.03
Последн. ред.: 16.09.09
Число обращений: 0

  • Антипов Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``