В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Глубинка` готова к диалогу с властью Назад
`Глубинка` готова к диалогу с властью
На конференции "Малый бизнес - основа экономики муниципалитетов" (о ней шла речь в N 4 "Бизнеса для всех") заметно прозвучало выступление председателя Ярославской "ОПОРЫ", депутата облдумы Альфира Бакирова. Он заявил, что большинство муниципалитетов проблемы МП не волнуют. Более того, 5 из 6 председателей Советов предпринимателей при главах районов Ярославля демонстративно вышли из "ОПОРЫ" в связи с тем, что федеральные структуры не прислушиваются к мнению этой организации.

По словам А.Бакирова, кроме закона о ЕНВД все остальные федеральные законы, в том числе о приватизации госимущества, антимонопольном законодательстве и т.д. существенно осложнили жизнь малому бизнесу. Из 38 аукционов в Ярославле более 4/5 объектов скупили крупные корпорации - малый бизнес проиграл. "Люди перестают нам верить, - в сердцах заявил А.Бакиров. - Законы надо менять. А тут еще малый бизнес сделали крайним в законе об алкоголе. "ОПОРЕ" в этом вопросе необходимо четко определить позицию.

Корреспондент "Бизнеса для всех" в Ярославле Татьяна Торгашова встретилась с Альфиром БАКИРОВЫМ.

- Альфир Фидаевич, вы были одним из инициаторов создания, а затем и руководителем Ассоциации предпринимателей малых городов Ярославской области "Содружество". А затем возглавили Ярославскую "ОПОРУ".

- Я сам живу в небольшом ярославском городе - в Переславле-Залесском. Четыре года назад представители малого и среднего бизнеса малых городов и муниципальных округов области осознали необходимость объединения. У многих из нас возникали одни и те же проблемы при взаимодействии с местной властью, и необходимо было создать сообщество, с которым считались бы на областном уровне. В эту ассоциацию объединились предприниматели семи малых городов, и за прошедшие годы "Содружество", я считаю, свою роль выполнило. Мы сообща вырабатывали общую позицию по различным вопросам, принимали самое активное участие в разработке областных законов, имеющих отношение к малому бизнесу, в работе Координационного совета по поддержке МП при губернаторе области. В феврале обсудили проблемы сегодняшнего дня и приняли решение: не закрывая организацию, всем сообществом войти в состав "ОПОРЫ РОССИИ". Почему? "ОПОРА" - это другой уровень, иные возможности, какие не может дать внутриобластное объединение. Свои региональные проблемы мы зачастую не можем решить потому, что не приняты соответствующие законы на федеральном уровне. Значит, нужен выход на федеральные структуры, чтобы там отстаивать свои интересы, и этот выход нам дает "ОПОРА". Я убедился в этом, поработав в течение года руководителем регионального отделения этой организации.

- Между тем на последней конференции "ОПОРЫ РОССИИ" вы выступили с достаточно резкой критикой в адрес руководства этой организации...

- Конструктивная критика всегда нужна. Мне коллеги тоже указывают на те или иные ошибки - приходится делать выводы и принимать решения, которые зачастую существенно изменяют положение дел. Ничего страшного я в этом не вижу. Что касается критического выступления, то я действительно считаю, что свои интересы мы должны лоббировать более настойчиво и последовательно. Однако разочарования в "ОПОРЕ РОССИИ" у меня нет. Значимость этой организации в том, что она предоставляет переговорные площадки, где предприниматели из "глубинки" имеют возможность встречаться с людьми, определяющими экономическую политику в стране. То есть с самыми высокопоставленными чиновниками правительства и Администрации Президента. У меня в ближайшее время предстоит несколько таких встреч, в процессе которых я надеюсь донести до облеченных властью людей точку зрения подавляющей массы ярославских предпринимателей на целый ряд наболевших вопросов.

- Давайте выделим из них самые острые.

- Я считаю, что за все последние годы у нас только один принятый правительством закон принес прямую пользу малому и среднему бизнесу. Это закон о едином налоге на вмененный доход. Он снял давление налоговых и административных органов. Ставки налога, по крайней мере, в Ярославской области изменялись с учетом инфляции, что всех устраивало. Ставки на аренду земли также оказались приемлемы. И вдруг правительство принимает закон о приватизации муниципального имущества, который вносит существенные коррективы в развитие малого бизнеса. В соответствии с ним городские и районные власти обязаны до 2009 года продать самую прибыльную часть своей собственности - нежилые помещения и здания. В основном это имущество уже давно сдано в аренду под магазины, различного рода базы, рестораны, аптеки, кафе и так далее. Местные предприниматели вложили в эти чаще всего весьма запущенные помещения немалые средства - в капитальный ремонт, современный дизайн, новое оборудование. И вот когда арендаторы начали получать прибыль, правила игры вдруг изменились. Между тем очевидно, что при продаже этого имущества на аукционах при равных правах участников торгов прежний арендатор - представитель малого бизнеса - не в состоянии на равных конкурировать с "Магнитом", "Копейкой", "Пятерочкой", другими сетевыми компаниями. Это значит, что данная формулировка закона для многих российских предпринимателей чревата разорением. И как следствие, это означает продолжение процесса монополизации бизнеса в стране. В Ярославле, например, на аукцион в 2005 году было выставлено 38 арендуемых предпринимателями объектов. И большинство из них не смогли эти объекты выкупить. А куда после этого пойдут арендаторы и люди, у них работавшие?

- В чем вам видится решение проблемы?

- Мы обратились с предложением разработать новый проект закона, который бы дал представителям малого и среднего бизнеса право первоочередного выкупа арендуемого имущества на открытых торгах. Такой проект закона в Комитете по собственности Госдумы РФ был разработан. На мой взгляд, этот проект наиболее полно учел наши предложения, но в то же время общественные организации предпринимателей Ярославской области предложили в него ряд поправок.

- В чем они заключаются?

- Первое - срок приватизации, отмеренный до конца 2009 года. Возникает вопрос: куда мы торопимся? Если муниципальное имущество сдано в аренду и приносит доход в казну, так ли необходимо выставлять его на аукцион? По информации, полученной мной от депутатов муниципалитета Ярославля, 20% прямых доходов города составляет арендная плата. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Второе: при приватизации необходимо учитывать те затраты, которые понес арендатор на реконструкцию, капитальный ремонт помещения, если эти неотделимые улучшения выполнены с согласия арендодателя. Следует обратить внимание на те организации, которые выполняют социальный заказ, и прежде всего, реализуют программу школьного питания. Сегодня картина здесь складывается удручающая. Материально-техническая база этой отрасли такова, что если не принять федеральную программу и не выделить под нее соответствующие ресурсы, то на школьном питании на местах в скором времени можно будет поставить крест. Организации, обеспечивающие питанием школьников, давно стали предметом интереса крупных корпораций и монопольных структур. В ряде регионов вскоре после приватизации комбинатов школьного питания начались проблемы в этой сфере. Муниципальные власти из-за скудости бюджетов не выполняют свои обязательства перед предпринимателями в части погашения долгов за льготное питание, в результате чего предприниматели отказались от выполнения своих обязательств. В итоге страдают дети.

В этой ситуации можно говорить не только о социальной ответственности бизнеса, но и о роли государства. Сегодня я могу ответственно заявить, что административные барьеры для малого и среднего бизнеса по-прежнему таковы, что их могут преодолеть только очень целеустремленные люди. Только на перевод земли и согласование позиций разных структур мне потребовались почти полтора года. Вложены громадные средства, в том числе инвестиционные, а уверенности в том, что я пройду весь путь согласований проекта, у меня нет. Это при том, что я депутат областной Думы, возглавляю областные предпринимательские структуры. Что же говорить о рядовых предпринимателях? Требования федерального законодательства сегодня таковы, что представитель малого бизнеса в ходе подготовки проектной документации может вложить очень большие финансовые средства и потерять их в один момент из-за отсутствия одной подписи. Это может произойти как в середине пути, так и на завершающем этапе, когда счет вложенных средств идет на сотни тысяч рублей.

В переговорном процессе разумные компромиссы неизбежны. Однако если основные требования малого бизнеса не будут удовлетворены, будем искать другие формы и методы диалога с властью.

Беседу вела Татьяна ТОРГАШОВА

businesspress.ru

14.03.2006

Док. 590458
Перв. публик.: 14.03.06
Последн. ред.: 15.09.09
Число обращений: 0

  • Бакиров Альфир Фидаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``