|
Андрей Нещадин: Проблемы сельского населения России
Назад
Андрей Нещадин: Проблемы сельского населения России
|
Социально демографическое положение в сельской местности.
Значительное время сельское население являлось поставщиком малоквалифицированной рабочей силы для реализации планов социалистического строительства в стране. Ученые определяют две таких волны в 28-30 годы для обеспечения индустриализации страны и в 50- 60 года в целях развития и освоения новых сибирских и северных территорий.
Если соотношение сельского и городского населения в 20-е годы было 70% на 30%, то к концу 60-х это соотношение стало противоположным 30% на 70%. В последние годы это соотношение стабилизировалось.
Однако эта стабилизация происходит на фоне значительного сокращения общей численности населения России, и соответственно сокращения сельского населения в абсолютных цифрах.
При этом по данным Росстата молодежи в возрасте от 15 до 24 лет - 23,7 млн.человек, а пенсионеров -38, 8 млн. В 1989 году средний возраст страны составлял 34 года, в 2008 году - 38,7 лет. По прогнозу ООН при продолжении подобной тенденции средний возраст россиян в 2050 году составит около 50 лет. Соответственно будет происходить и сокращение трудоспособной части населении.
Эти процессы затронут сельских жителей, и по ряду причин, даже будут проходить более интенсивно. Совершенно очевидно, что в результате дальнейшего развития городов существует потребность как в средне, так и малоквалифицированной рабочей силе. В начале 2000 -х годов по расчетам ГУ- ВШЭ потребность в таком труде составляла 8,4 млн.человек. При этом из них 5 млн. человек - мигранты внешние и 3-3,5 млн. человек мигранты внутренние. Внутренних мигрантов можно разделить на две группы - официальные мигранты - т.е. те, которые меняют и место проживание и место регистрации и поддаются статучету и неофициальные - которые проживают в городах временно и не меняют места постоянной регистрации. Подобные потоки можно оценить только экспертным путем, но то, что масштабы их велики можно представить по объемам ежедневной или еженедельной миграции жителей сельской местности Московской и соседних областей на работу в Москву, в радиусе примерно 80-100 км.
Последствия развития интенсивности сельскохозяйственного производства.
Анализ демографии сельских хозяйств и сельского населения развитых стран показывают закономерность подобной тенденции. Так в развитых странах численность сельского населения не превышает 11-7% населения. При этом, например в США, сельское хозяйство перестает быть основным источником дохода сельских жителей. Производительность сельского хозяйства с 1948 года по 1999 г8од росла быстрыми темпами - в среднем 1,9% в год. Быстрый рост производительности привел к сокращению в потребности в рабочей силе. Если в 1970 году 54% фермеров имели источники дохода вне сельского хозяйства, то в 2002 году их было уже 93%.
Коммерческое аграрное производство сосредотачивается в крупнейших предприятиях, а семейные фермы рассматриваются сельскими жителями лишь как дополнение к доходу от основной занятости в сельской местности (туризм, торговля, лесопосадки, грузоперевозки и т.д.)
Процент дохода от сельского хозяйства в % от общего дохода составляет:
Крупные коммерческие фермы - 80%
Средние фермы - 20%
Малые фермы - до - 20%
(Источник: Конклин Н. Формирование аграрной политики США)
Непосредственно в сельском хозяйстве США занято 2% населения, против 41% в начале ХХ века.
Аналогичное положение складывается и в сельском хозяйстве Китая, где реализуется программа по размещению в деревнях современных малых производств. В советское время также реализовалась подобная программа по размещению филиалов крупных производств в малых городах и сельской местности для обеспечения более полной занятости.
Нетрудно заметить, что в России складывается похожая ситуация. В России в 2006 г. было 16,9 тыс. крупных и средних сельхозпредприятий, которые представлены в базе данных Госкомстата РФ Наиболее крупные и эффективные хозяйства, которые составляют 1,8% от общей численности сельхозпредприятий были включены в так называемый Клуб "Агро-300". В его состав входят хозяйства всех отраслей (птицеводческие 36%, зерновые 28%, мясомолочные 9%, свиноводческие 8%, овощеводческие 6%, плодовоягодные 1%, прочие 10%), но преобладают птицеводческие и зерновые. Имея лишь 3,2% сельхозугодий, в 2004-2006 гг. они дали 28,8% товарной продукции сельхозпредприятий России, 67,9% прибыли. В 2006 г. члены Клуба продали товарной продукции на сумму 146,1 млрд руб. Столько же товарной продукции реализовали 11,4 тыс. хозяйств, находящихся в конце рейтинга (67,6% всех СХО). Десять крупнейших производителей в 2006 г. имели выручку от реализации продукции 24,9 млрд руб. Столько же было в 6,3 тыс. сельхозпредприятиях (37,5%) с наименьшими объемами товарной продукции. Дифференциация успешных и неблагополучных хозяйств из года в год возрастает.
Стоимость товарной продукции в расчете на среднегодового работника в хозяйствах Клуба в 3 раза выше, чем в остальных сельхозпредприятиях. За 2004-2006 гг. сельскохозяйственные предприятия страны сократили численность занятых на 24,7%, а у членов Клуба сокращения почти не было. За те же годы члены Клуба "Агро-300" увеличили площадь сельхозугодий на 7,5%, посевов на 12,9%, а остальные хозяйства сократили площадь сельхозугодий на 18,9%, а посевную площадь на 11,9%.
Все это показывает, что товарное производство в скором времени будет сконцентрировано в крупных хозяйствах, обладающих высокой производительностью труда, имеющих квалифицированных рабочих, возможности для создания нормальных жилищных условий на селе. Следствие рассмотренной ситуации, как уже было сказано - резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по уровню эффективности и интенсивности производства.
При этом очевидно, что попытки возврата к экстенсивным методам бесперспективны, какими бы аргументами - экологическими или экономическими - они не обосновывались. Связано это со снижением трудообеспеченности аграрного сектора на фоне ухудшения демографической ситуации. А также важным, хотя и редко обсуждаемым экономическим фактором является широко распространенный на селе упадок общественной морали и трудовой этики, проявляющиеся в пьянстве, воровстве, банальном безделье даже при остром спросе на местном рынке труда.
Многофункциональность сельского хозяйства - новый фактор аграрной политики.
Сегодня сельское хозяйство обеспечивает не только производство сельхозпродукции, но и обеспечивает социальные функции: экологию, продовольственную безопасность, занятость сельского населения, социально-экономического развитие сельской местности, сохранение культурного наследия. Все это говорит о многофункциональном характере сельского хозяйства. Не все эти функции имеют финансовое рыночное обоснование. Некоторые авторы различают товарные и нетоварные результаты аграрного сектора (Е.Серова,О Шиек)
Товарные результаты:
- Продовольственное сырье;
- Переработанные сельхозпродукты;
- Сельский туризм;
- Другие рыночные продукты.
Нетоварные результаты:
- Продовольственная безопасность;
- Сельский уклад жизни, традиции;
- Сельскохозяйственный ландшафт, экология;
- Биоразноообразие;
- Консервация земель;
- Здоровье сельского населения;
- Другие нерыночные результаты.
Связь между товарными и нетоварными результатами чаще всего не фиксирована. Основную часть нетоварных результатов нельзя рассматривать односторонне - они могут позитивными и негативными при взаимодействии с товарными результатами.
Многофункциональность агрокомплекса является весомым аргументом в оправдание государственной поддержки сельского хозяйства. Таким образом многофункциональность сельского хозяйства - это новый подход к проблемам аграрного сектора, который определяет и новые подходы к аграрной политике, управлению предприятиями, общественному значению данного сектора.
Основные проблемы и возможные пути решения.
Если подвести итоги сказанному, то можно сделать следующие выводы:
- миграция сельского населения в скрытом или явном виде будет продолжаться, причем сальдо миграции в целом будет отрицательным;
- мигрировать будут в основном молодежь в возрасте до 40 лет, со среднем образованием, ее наиболее активная часть, что приведет к потере человеческого потенциала в сельской местности;
- рост производительности труда в крупных хозяйствах, развитие новых технологий приведет к сокращению численности работников, занятых в сельском хозяйстве;
- создание крупных холдингов приведет к укрупнению ряда населенных сельских пунктов, превращению их в центры развития своего округа, при сокращении численности населения в других населенных пунктах;
- поставит проблему занятости сельских жителей в целях сохранения традиций, мест обитания, уклада и самобытной культуры.
В этих целях целесообразно осуществить следующие мероприятия:
В области стратегии развития сельского хозяйства
- субъектам федерации в составе стратегических планов развития региона предусмотреть отдельным разделом стратегию развития аграрного сектора, включив в него планы строительства дорог с твердым покрытиям к перспективным сельским населенным пунктам, газофикацию, стимулирования индивидуального строительства.
- рассмотреть опыт республики Белорусь по строительству агрогородков.
- рассмотреть возможность стимулирования миграции сельского населения из неперспективных населенных пунктов в более крупные сельские поселения.
- разработать схемы обеспечения сельского населения малонаселенных поселений социальными услугами, медицинским обслуживанием, системой образования.
В области обеспечения занятости населения:
- ускорить развитие малого бизнеса на селе и восстановление системы Потребкооперации, в первую очередь стимулируя создание малых предприятий по переработке сельхозпродукции, дикорастущих грибов и ягод, лечебных трав;
- поддержка народных промыслов и изготовления традиционных изделий, сельскохозяйственного туризма;
- субъектами федерации разработать меры (программы) по закупкам продукции личных подсобных хозяйств (организацию сбора и доставки продукции, определение порядка авансирования и введения жестких сроков расчетов, регламентирование закупочной цены и контроль за своевременностью расчетов);
- предусматривать в бюджетах субъектов федераций предоставление дотаций организациям потребительской кооперации на увеличение закупочной цены при заготовках мяса, молока, овощей и фруктов в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и овощеводческих кооперативах;
- внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусмотрев в нем норму отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйственных обществ системы потребительской кооперации, учредителями которых являются потребительские общества или их союзы со сто процентным участием в формировании уставного капитала (по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации);
- продлить для организаций потребительской кооперации на три года до 1 января 2013 года срок действия ст.3 Федерального закона N 155-ФЗ, определяющей порядок применения специального налогового режима в виде ЕНВД;
- для стимулирования закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения организациями внести изменение в ст.154 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев норму, при которой при реализации переработанной продукции, приобретенной у населения - физических лиц, налог на добавленную стоимость уплачивается с разницы между ценой продажи и стоимостью закупленной сельскохозяйственной продукции и сырья (аналогично порядка уплаты НДС при реализации автомобилей п.5.1, ст.154 НК);
- распространить на организации потребительской кооперации порядок расчета за сданную сельскохозяйственную продукцию наличными денежными средствами по аналогии с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В области стимулирования индивидуального строительства:
- разработать набор типовых проектов малоэтажного строительства, вместе с технологическими картами для сельской местности с использованием широкого круга строительных материалов (дерево, кирпич, пескобло и шлакоблоки и т.д.);
- разработать типовые проекты сельских домов, позволяющих впоследствии пристраивать к ним новые площади.
В области образования:
- расширить возможности дистанционного обучения повышения квалификации, дополнительного образования и консультаций за счет организации государственной информационной системы Минсельхоза.
www.viperson.ru
14.09.2009
viperson.ru
Док. 590100 Перв. публик.: 14.09.09 Последн. ред.: 13.12.10 Число обращений: 0
Нещадин Андрей Афанасьевич
|
|
|