В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Вячеслав Егоров: К вопросу о современном понимании правового образования в неюридическом вузе и путях его дальнейшего развития в учебном процессе Назад
Вячеслав Егоров: К вопросу о современном понимании правового образования в неюридическом вузе и путях его дальнейшего развития в учебном процессе
Конституция Российской Федерации провозгласила нашу страну правовым государством. Признав тем самым верховенство права, которое проявляется, прежде всего, в верховенстве закона, связанности государства законом. Вот почему, согласно ст. 15 Конституции, "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы"[1. с. 5-9].

Однако, что же такое право, почему интерес к праву возрастает у современных людей все больше и больше? В чем заключается значение права в нашей жизни?

Наверное, эти вопросы будоражили людей во все исторические периоды развития человеческого общества на земле. В последнее время многие специалисты-культурологи ("цивилизационники") обращают внимание на особое место права в структуре цивилизации культуры. При этом структура цивилизации рассматривается как усеченная пирамида, имеющая пять "этажей", состоящих из взаимодополняющих элементов:

1 - человек (семья);

2 - технологический способ производства;

3 - экологический способ производства;

4 - социально-политическое устройство;

5 - социальное сознание (духовный мир).

В этой пирамиде праву отводится место на 4-м "этаже" - между другими элементами социально-политического устройства (строй) [2, c. 60-69].

С этим можно согласиться, хотя некоторые исследователи права придерживаются и другого мнения. Основываясь на Древний Рим и его правовую систему, они рекомендуют, что следует признать специфику положения права в структуре римской культуры, которая заключается, прежде всего, в том, что право не только являлось составляющей социально-политического устройства, но и было элементом общественного сознания [3, c. 30].

По Е.М. Штаерман, право в Риме вначале было неразрывно связано с религией. Однако затем оно все больше обособлялось и вскоре стало одним из элементов "политико-философских спекуляций". В конечном итоге право и его важнейшая составляющая часть - закон стали для римлян структурно-образующим элементом, как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочивал космос: право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отображением космоса [4].

В связи с этим, если исследователи и ученые придают особое значение роли и месту права в нашем обществе на примере Древнего Рима, считается целесообразным понять, определить, что же такое право по определению древнеримских юристов.

В Дигестах Юстиниана, ссылаясь на Ульпиана, говорится, что "Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло слово "право" (jus). Право получило свое название от "правосудия" (justitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом". Далее, там же, основываясь на Павла, продолжается: "Слово "право" употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право. В другом смысле "право" - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право". А, ссылаясь на Модестина, Дигесты провозглашают, что "Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать". И снова ссылка на Ульпиана: "Права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом" [5].

Как известно, право Древнего Рима - одна из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры. Пройдя почти тысячелетний путь развития, Римское право смогло преодолеть национальную ограниченность и стало основой права почти во `всем современном мире. Римское право дает образец совершенства правовых форм, точность формулировок; его термины, понятия и институты до сих пор составляют основу современной юриспруденции. Достаточно оценить простоту и изящество обобщения, сделанного римским юристом Ульпианом в III веке н.э.: "предписания права таковы: жить честно, не вредить другому, предоставлять каждому свое" [6, c. 68-71].

Как известно, цивилизованное общество не может обходиться без регулирующего воздействия на жизнь со стороны права, вот почему интерес к праву усиливается не только у тех, кто поступает на юридические факультеты, но и у тех, кто в перспективе мыслит себя высококвалифицированным специалистом и руководителем предприятий, различного рода объединений, не связанных с юридическим обслуживанием населения, не специализирующихся на правоохране.

"В любом случае необходимо, - подчеркивает В.В. Лазарев, - хотя бы общее понимание того, что есть право, каково назначение законодательства, какова его действительная роль в том или другом обществе, как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей" [7, c. 6-7].

Развитие рыночных отношений в нашем государстве вызвало изменение не только в экономической, но и в политической, а также социальной жизни. Преобразования происходят и в сфере образования. В современный период бурное развитие получают гуманитарные специальности. Предполагается, какой бы вуз не окончил молодой специалист, по роду своей деятельности так или иначе он будет связан с людьми, а может быть и управлять ими. По мнению Т.В. Кашаниной [8, c. 10-11], к специалисту с высшим образованием выдвигается в качестве общего и непреложного требования знать нормы права, неуклонно следовать им в процессе работы и, если потребуется, суметь отстоять свои, основанные на законе, интересы. Однако одних знаний о материальном праве не достаточно. Бывает так, что права законопослушного человека нарушаются другими людьми, которые поступают противоправно. И здесь самое время защитить себя, но как? Давно ушли в прошлое самовластные способы защиты "засучив рукава". Защита обиженной стороны осуществляется с помощью правоохранительных органов. Поэтому очень важно знать, куда обратиться за защитой своих правовых интересов, в какие сроки, что предоставить в качестве доказательств нарушения своих прав, а также иметь представление о возможностях обжалования вынесенного правоохранительным органом решения.

В этой связи возникает необходимость обратить внимание на значение права в России, его место в обществе и государстве, а также о значении изучения права нашими гражданами-студентами неюридических вузов и факультетов. По утверждению В.В. Лазарева, отношение к праву в России было особенным: "Отсталость нашего общества от развития Запада в большей степени связана с традиционным правовым нигилизмом, пренебрежением к праву, как со стороны рядовых граждан, так и со стороны правящего сословия: будь то чиновничество при царях, или номенклатурные работники при генеральных секретарях, или современные государственные служащие.

Отсюда и отношение к правовым знаниям. Если правовое воспитание (именно воспитание, а не просвещение) и поддерживалось директивными органами, то только в духе беспрекословного уважения к системе, когда права и свободы человека и гражданина уходили на третий план. К тому же речь может идти только о тех из них, которые были дарованы власть имущим" [7, c. 6-7].

Аналогичны сказанному суждения Л.Ш. Лозовского и Б.А. Райсберга, которые, комментируя текст Конституции Российской Федерации, поясняют: "Многие люди убеждены в том, что Конституция написана для юристов, органов государственной власти, судов разной инстанции, депутатов и других лиц, решающих судьбы страны, общества, рассматривающих конфликтные ситуации. Понимание того неоспоримого факта, что Конституция есть закон, узаконенные правила нашей жизни, существования каждой семьи, человека, личности, не дошло до создания всех граждан России - одни всё ещё считают, что Конституция - это парадная вывеска, политические лозунги, как это и было во времена советской власти; другим содержание Конституции представляется сложным для восприятия, поскольку изложено сухим, канцелярско-бюрократическим языком, не позволяющим понять, скажем, как обычный человек может воспользоваться конституционно закрепленными нормами права; третьи просто ленятся читать и изучать Конституцию своей страны, находя более интересные занятия" [9, c. 68].

За последнее десятилетие в нашей стране многое изменилось решающим образом. Меняется наше общество. Однако заложенные в сознание и политическую практику стереотипы продолжают жить и влиять на общественную атмосферу. Характерно то, что хотя образовалось большое число новых политических партий, объединений и движений, почти все они в своей деятельности руководствуются теми же самыми стереотипами.

"Самое же удивительное во всей этой ситуации состоит в том, - пишет известный правовед Г.В. Атаманчук, - что в своих программах почти все крупные политические силы выступают за формирование правового государства, за примат прав и свобод человека и народа. Парадокс, возможный только у нас: все сторонники права, свободы, демократии, гуманизма, все об этом говорят и пишут, этому присягают и этому клянутся, но в силу слишком разного толкования одних и тех же понятий - суверенитет, рынок и т.д. - своими поступками и действиями дискредитируют и превращают в ничто всякие попытки сохранить, воспроизвести или укрепить хоть что-то похожее на правопорядок и, следовательно, механизм защиты права, свободы, демократии и гуманизма" [10, c. 70-71].

В подтверждение этому можно привести и такую ситуацию, очень характерную для нашего общества. Как только вышел какой-либо закон, тут же он подвергается разносу и, главное, вокруг него сразу же формируется атмосфера невыполнения.
В этой связи будет уместным суждение М.Е. Жихаревича о том, что у нас медленно формируется гражданское общество, тормозя тем самым процесс становления правового государства. Далее он, анализируя наше гражданское общество, приходит к заключению: "Необходимость построения гражданского общества, правового государства, эффективной рыночной экономики ставит проблему формирования гражданина, который разделял бы демократические ценности, обладал бы демократическими потребностями, высоким уровнем культуры, в том числе правовой и политической" [11, c. 140-141].

А вот здесь уже, как предполагается нами, на первый план выходит получение знаний о праве, другими словами - правовое образование.

Значение изучения права в вузах неюридического профиля заключается именно в том, что оно способствует решению государственных, общественных и, собственно, образовательных задач, таких как: построение правового государства; становление гражданского общества; воспитание ответственного гражданина. Оно призвано также и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей; определения своих места и роли в обществе. Правовое образование необходимо каждому молодому гражданину, чтобы он мог осознать свои права и свободы, применять конституционно закрепленные права в собственных интересах и интересах сограждан, а также использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод [12, c. 37].

"Право, как известно, - подчеркивает М.Е. Жихаревич, - является одновременно и областью науки, и областью практической деятельности. Это уникальная форма общественного сознания и практики. Правовые знания способствуют развитию личности, ее самоопределению и самореализации. Правовое образование, как составная часть гражданского образования, призвано реализовать такие цели, как воспитание уважения к праву, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, умений защитить права, свободы и законные интересы личности, способности мыслить и действовать в сложных жизненных обстоятельствах, анализировать правовые нормы применительно к конкретной ситуации" [11, c. 140-141].

Таким образом, в рамках современных подходов к правовому образованию, можно сделать вывод о том, что знания о праве в отличие от других:

а) повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры студентов;

б) воспитывают уважение к закону и правопорядку;

в) расширяют кругозор, формируют правосознание и порождают правомерное поведение.

А главное, - определяют каждому свои места и роли - в обществе и государстве.
В современной правительственной концепции модернизации образования содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, включающий четыре элемента:

- Опыт познавательной деятельности или знаний;

- Опыт осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

- Опыт творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;

- Социальный опыт и ценностные ориентации.

Таким образом, в содержании образования все более очевидным становится отход от знаниевой парадигмы к компетентному подходу, объединяющему интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

В концепции структуры и содержания правового образования, подготовленной и реализуемой Российским фондом правовых реформ, в качестве общих целей правового образования названо формирования у учащихся: уважения к праву; собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

По мнению Н.Г. Суворовой [13, c. 47], эти общие цели, в непосредственно образовательном процессе, конкретизуются в следующих задачах: прежде всего обучающийся должен приобрести систематические правовые знания, овладеть конкретными умениями в сфере права, а также коммуникативными способностями и, на этой основе, быть способным к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом.

С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании и должны быть следующие компоненты: правовые знания, как основа умений и навыков; конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений, в том числе умения действовать как по образцу, так и в нестандартных ситуациях; ценностные правовые ориентации, как готовность личности к осознанному и активному пользованию правами, свободами, выполнению гражданских обязанностей, осознанных как общественные и личные ценности.

В этой связи интересны суждения профессора Гарвардского университета (США) Джанет Вейллант [14, с. 42-46], обратившей особое внимание на "компетентностный поход" в правовом обучении. По ее мнению, только академических знаний не достаточно для того, чтобы молодые люди были готовы жить в современном обществе. Компетентным лицом можно назвать того, кто знает, как эффективно сделать то, что он хочет и должен сделать, как член семьи, общества или носитель определенной профессии. В то же время компетентность в конкретной сфере, такой как право, требует также специальных знаний. Однако знания, будучи условием, предпосылкой компетентности, являются лишь промежуточной, а не конечной целью. Действительно, по-настоящему компетентным лицом является тот, кто может объединить знания и навыки для решения конкретной проблемы.

Учащиеся не могут научиться быть компетентными без предоставления им возможности приобрести необходимые навыки и использовать их на практике. Вот почему на занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой такая практика будет возможна. В этих целях профессор Вейллант предлагает использовать интерактивные методы преподавания и проблемный подход в обучении. В ходе обучения праву, - продолжает она, - учащиеся и граждане в целом должны понимать, что такое суды, что делают адвокаты, какова роль полиции (милиции). Они должны понимать, что закон - это ничто, если он не исполняется. Также им необходимо знать разницу между правом и моралью и то, что в правовом государстве право стоит превыше чьих-то сиюминутных личных или политических интересов.

Цель состоит не в том, как научить всех учащихся стать юристами. Они должны понимать, как закон действует в обществе. Может быть, - рассуждает профессор, - прежде всего учащиеся должны научиться распознавать ситуации, которые требуют внимания со стороны закона. Они могут узнать о том, какое значение придается письменным документам и правовому сопровождению сделок, особенно тех, которые связаны с денежными средствами, собственностью или условиями работы. Они могут узнать, когда необходимо обратиться к помощи адвоката или консультанта по правовым вопросам.

Сам по себе предмет права представляет прекрасный материал для обучения ключевым навыкам. Открывается обширное пространство для обсуждения основополагающих концепций, таких как разница, между моралью и правом или между природными и научными законами, такими как законы гравитации, правила движения и законами в обществе. Они могут обсудить цели существования права в обществе и концепции честности и справедливости. У них будут возникать различные точки зрения, и они смогут практиковаться в их выражении и узнавать что-то друг от друга. Может быть, - продолжает профессор, - даже более важным является то, что сама сущность практики в области права состоит в применении абстрактных законов и правил к ситуациям, возникающим в реальной жизни. Вопросы о том, что мы знаем наверняка, какие выводы мы можем сделать из конкретной ситуации и что в результате нам надо узнать, являются ключевыми в проведении подобного анализа. Знание того, как определить эти вопросы, и практическое использование таких навыков являются неотъемлемыми чертами мышления, необходимого для компетентности в решении любых вопросов, с которыми учащиеся могут столкнуться в будущем.

Из этого следует, что изучению права в США придается достаточно большое значение.

Анализ научных источников свидетельствует, что в США школы права стоят на более высоком уровне, чем обычное высшее учебное заведение. "В США, как известно, - утверждает академик РАН Б.Н. Топорнин, - юридический факультет, а в точном переводе - это школа права. Это второй, более высокий этаж университетского образования. Тот, кто учится в школах права, имеет уже, пользуясь нашим лексиконом, одно высшее образование. В школы права поступают экономисты, менеджеры, филологи, учителя и т.д." [15, c. 42].

Действительно, в современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием формирования общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства.

Однако анализ официальных документов в сфере профессионального образования свидетельствует о несоответствии содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики.

"Ускорение темпов обновления технологий, - говорится в Информационном письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 ноября 2004 года "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации", - приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения" [16, c. 6-16].

Определяя приоритетные направления государственной политики, Минобразования Российской Федерации предлагает одним из этих направлений "повышение качества профессионального образования", которое в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Предполагается, что это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.
Проблема соотношения теоретического и практического компонентов в обучении является одной из злободневных для современного правового образования. В ее обсуждении принимают участие вузовские преподаватели, ученые, практикующие юристы. Большинство участников этой дискуссии высказываются в пользу усиления практической, прикладной правовой подготовки. По их мнению, обучение будущих специалистов сегодня не может носить отвлеченный, теоретический характер. "В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение праву все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательства и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние правового образования нельзя признать удовлетворительным", - считает Л. В. Туманова [17, c. 54].

Вот почему на современном этапе высшего профессионального образования формой внедрения новых методов правовой подготовки, считают специалисты в области права Ф.Ф. Дудырев и В. П. Малков, стали активные методы обучения [18, c. 61].

Исследования практической деятельности специалистов, преподавателей-юристов свидетельствуют о возрастающей роли на современном этапе практических занятий в правовой подготовке, на которых с успехом можно применить активные различные методы обучения. Е.А. Скрипилев, исследовав проблемы правового образования в дореволюционной России, ссылаясь и основываясь на выводы известного правоведа Л. И. Петражицкого, подчеркивает: "Смысл практических занятий - усвоить привычку соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни". Речь идет о том, чтобы ознакомить студента с законодательным материалом.

Профессор должен приучить студента всякое юридическое положение, взятое из лекций, уметь обосновывать законодательными источниками. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении в каждом бытовом отношении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т.е. поставить юридический диагноз, умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю" [19, c. 87].

Подобные суждения находят широкий отклик в научной публикации. Так, А. Запорожец, раскрывая суть правовой подготовки в профессиональном обучении, утверждает, что при проведении практических занятий студент на реальной ситуации должен показать широту и глубину использования законодательства. "Самой сложной проблемой, - подчеркивает А. Запорожец, - сегодня является "технология" непосредственных контактов студента с гражданами (предпринимателями, юридическими лицами) по решению конкретных жизненных ситуаций. Далее он предлагает, - идеальным вариантом применения законодательства могли бы стать юридические консультации, адвокатские конторы по типу кафедр, которые организуются медицинскими вузами при больницах" [20, c. 75].

Поиском методов повышения качества профессионального образования заняты зарубежные и отечественные ученые. А. В. Квартальнов, исследовавший вопросы профессиональной подготовки менеджеров туристского профиля, пишет, что в высшей школе США с целью повышения качества практикуются активные методы обучения: дискуссии, микродискуссии, разбор критических ситуаций, метод разбора случаев, собеседование, метод клиники, лабиринта, игра. Пересматриваются традиционные формы и методы преподавания, условия занятий студентов [21, c. 176].

Одним из эффективных методов в учебном процессе, как средство повышения качества профессиональной подготовки, А.В. Квартальнов предлагает деловую игру, которая, по его мнению, является нетрадиционным методом обучения. Этот метод называют активным за его способность активизировать мыслительную и познавательную деятельность, интенсифицировать учебный процесс в целом. Опыт показывает, утверждает А.В. Квартальнов, что использование метода игры повышает у студентов интерес к изучаемому предмету, способствует активизации профессионально-педагогической подготовки. Среди игровых методов обучения, по мнению Квартальнова, особое место занимают деловые игры на основе проигрывания конкретных производственных ситуаций, которые способствуют сближению изучаемой теории с практикой. В деловой игре тесно сочетаются предметный и социальный аспекты профессионального труда. В ней реализуется триединая задача: обучение, воспитание и развитие личности будущего специалиста в профессиональном контексте.

Деловая игра как метод обучения дает возможность студентам осваивать свою профессиональную деятельность целостно, в совокупности отдельных ее сторон и в динамике развития. В настоящее время достоинства деловых игр признаны и одобрены большинством преподавателей, применяющих этот активный метод в обучении.

Игры стали одним из наиболее продуктивных нововведений в деле обучения за последние десятилетия. Их несомненное преимущество перед традиционными методами обучения состоят в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. По определению P.M. Грановской "главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, с помощью деловых игр может быть получен в течение недели или месяца" [22, c. 610].

В отдельных Псковских вузах при изучении правовых дисциплин в рамках семинарских, практических занятий применяются деловые игры. Студенты третьего и четвертых курсов с большой активностью участвуют в этих играх, а те, которые не задействованы в конкретных игровых ролях, с удовольствием и интересом наблюдают за происходящим.

В практике преподавании правовых дисциплин нами разработаны несколько тем учебно-деловых игр, которые чаще всего встречаются в практической деятельности будущих профессий студентов, а также в повседневной деятельности каждого гражданина страны в его трудовой деятельности. Вот одна из них: "Рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовому спору (КТС) предприятия, организации, учреждения". Важнейшим моментом в создании этой игры является разработка сценария и определения полномочий, которыми наделяются ее участники. В игре участвует группа в составе 8-10 человек. Каждому студенту-участнику игры дается определенная роль. Преподаватель, определяя роль каждого студента в игре, разъясняет его полномочия по Трудовому кодексу Российской Федерации и Положению о комиссии по трудовому спору. Студенты готовятся к игре за 10-12 дней.

Самостоятельно изучают необходимые материалы, дополнительную литературу, анализируют конкретные производственные ситуации. Им выдаются специальные сборники или инструкции, содержащие необходимую информацию об игре с нужными подробностями и конкретными нормами трудового законодательства.

Преподаватель начинает игру с инструктажа, описывает характер туристского предприятия, которым будет руководить данная группа в игре, характер ее продукции (работы, услуги), функции участников, решения проблемы, масштабы их полномочий. Ставит игровые цели, объясняет правила игры и систему оценивания.

В ходе игры участники работают с документацией, максимально приближенной к практике, и сами создают такие документы (служебные записки, решения КТС, специальные удостоверения, являющиеся исполнительным документом и др.). Игры дают опыт коллективного принятия решения, а также умению отстаивать свою позицию, как будущего руководителя, специалиста, так и гражданина своей страны, живущего в гражданском обществе. После игры студент становится дальновиднее и учитывает большее число переменных.

В игре ускоряется трансформация установок человека, и мотивы поведения обнажаются для него самого, что и создает условия их корректировки. Интересным аспектом является возможность изменить решение, которое оказалось не удачным. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения того, чтобы определить их преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои решения побывав в разных ролях [22, c. 610].

Кроме того, в игре участники не связаны, с боязнью нанести, своими действиями, практический ущерб предприятию, себе и партнерам.

Таким образом, оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра становится воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она воссоздает предметный контекст-обстановку условной практики и социальный контекст, в котором студент взаимодействует с представителями других ролевых позиций, тем самым накапливает своеобразный опыт работы с людьми, что очень важно для будущего менеджера, руководителя, юриста. Проигрывая конкретные ситуации, студенты выполняют квалифицированную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются ими не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда.

Одновременно студенты, наряду с профессиональными знаниями, приобретают компетенцию - навыки социального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, по нашему мнению, деловая игра воспитывает и личные качества, ускоряет процесс социализации.
В ходе изучения данной проблемы, мы пришли к выводу о том, что деловые игры следует использовать только по тем учебным предметам, которые способствуют получению целостного опыта будущей профессиональной деятельности. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии. Предлагается также, что деловые игры лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный разряд ее участников.

Таким образом, активно используя деловые игры при изучении правовых дисциплин, мы предполагаем, что каждый выпускник туристского вуза оказывается потом на каком-нибудь рабочем месте. И чаще всего занимает достаточно ответственную должность.

Поэтому, мы считаем, что знакомство с основами права - непременное условие нормального осуществления гражданином своих трудовых обязанностей. Причем в понимании тех ведомственных правовых актов, которые регулируют разные отрасли профессиональной деятельности, при этом большое значение имеет как раз знание самых общих правовых вопросов: что такое право, каковы его возможности, каково отношение к праву государства, личности и главное - умение действовать в конкретной ситуации.

Из этого следует, что изучающему право следует помнить, что право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений между людьми, которая вообще выпадала бы из правового поля. "Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение, - отмечает О.Е. Кутафин, - нельзя принять без программирования его на предмет соответствия праву. В противном случае гражданина или объединение людей ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка" [23, c. 7].

Проведенное исследование, в рамках поставленных вопросов по дальнейшему совершенствованию правового образования, дает основание обратить непосредственное внимание на требования гражданского общества и экономики. На современном этапе развития трудовых правоотношений предъявляются требования не столько к уровню теоретических знаний потенциального работника, сколько к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать, то есть умение действовать в конкретной обстановке.
Следовательно, формируются современные представления о функциональности правового образования - это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, уметь отстаивать свои конституционные права, свободы и интересы, учиться и переучиваться.

В правовом образовании необходимо определить задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум:

во-первых, обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

во-вторых, создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения субъектов права;

в-третьих, обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;

в-четвертых, профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа "незнание закона не освобождает от ответственности";

в-пятых, активизировать правомерное поведение.

А главное, определить основную задачу учебного процесса - это формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, которые обеспечат успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодого специалиста в любой отрасли экономики.

Известный русский историк В.Н. Татищев мудро замечал, что "...в России всегда не хватало законодателей, а те, которые были, очевидно, плохо ориентировались в теории права. Он призывал восполнить пробел - "...и готовить тех, кто был бы способен писать закон" [24, c. 102].

Предполагается, именно такой подход в профессиональном образовании, применив инновационные формы правовой подготовки с использованием активных методов обучения, дает возможность разобраться в таких нюансах правовой действительности и сформировать высокий уровень правовой культуры в обществе, чтобы каждый гражданин мог воспользоваться конституционными гарантиями, провозглашенными в Российской Федерации.

Возможно такой подход, по нашему мнению, является одним из путей дальнейшего совершенствования и развития правового образования в учебном процессе неюридического вуза на современном этапе.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.- М.: Издательский Дом "Инфра-М", 2001.

2. Яковец Ю. История цивилизаций. - М.: Высшая школа, 1995.

3. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1999.

4. Штаерман Е.М. Социальные основы римской религии. - М.: Эгвес, 1987.

5. Дигесты Юстиниана / Перевод и комментарий И.С. Перетерского. М., 1984.

6. Вологдин А.А. Римское право в современном юридическом образовании // Высшее образование в России. - 1999. - N 5. - С. 68 - 71.

7. Основы права. Учебное пособие / Под редакцией В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1999.

8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. -М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997.

9. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. - М.: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2001.

10. Атаманчук Г.В. Политический процесс и государственная политика // Свободная мысль. - 1991. - N 18. - С. 70 - 78.

11. Жихаревич М.Е. Гражданско-правовое образование как фактор обновления российской школы // Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность


Егоров Вячеслав Елизарович, доцент кафедры Экономики и Менеджмента СПб государственного университета Сервиса и экономики, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, Заслуженный работник науки и образования РАЕ

14.09.2009
www.viperson.ru

Док. 589946
Опублик.: 14.09.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``