В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы одинаковые, да решения разные Назад
Проблемы одинаковые, да решения разные
На днях из поездки на Аляску по обмену опытом в организации и регулировании промыслом лосося вернулась делегация представителей КАО. Организатор визита - Камчатское отделение WWF и Проект ПРООН-ГЭФ "Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование". В ее составе был и вице-губернатор КАО Михаил Куманцов, который рассказал "РК" о прошедшей поездке.

- Главное, о чем шла речь на всех этапах командировки, было сохранение дикого лосося, и проблемы рыбной отрасли как на территории России, так и на Аляске. Делегация (в ее состав также вошли президент ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий Корякии А. Литвиненко, президент ООО "Восточный берег" А. Гермаш, представители Камчатской области, специалисты отраслевой науки и сотрудники Всемирного фонда дикой природы (WWF)) находилась, в основном, в Анкоридже. Настоящей удачей стало то обстоятельство, что в эти дни здесь проходил Тихоокеанский рыбопромысловый совет Аляски (ТРС).

Это наши соседи, у них множество проблем, схожих с нашими. Мы присутствовали на многих совещаниях и консультационных советах (аналогах наших рабочих групп КРХС). Также встречались с представителями рыбоохранных структур, ассоциации коренного населения, посещали рыбоводный и рыбоперерабатывающий заводы. Одним словом, смогли полностью познакомиться с системой управления рыбной отраслью Аляски.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о работе ТРС. В чем, на ваш взгляд, его отличия от подобных мероприятий в нашем регионе?

- Подготовкой, организацией и регулированием промысла здесь занимаются консультационные группы ТРС по промыслу биоресурсов. Это некий симбиоз дальневосточного научно-промыслового, регионального рыбохозяйственного советов, департамента по рыболовству при минсельхозе. Всего на территории США работает восемь подобных советов. Их работа базируется, с одной стороны, на научных данных о состоянии рыбных запасов, а с другой - на открытом и достаточно широком обсуждении предложений по рациональному использованию этих ресурсов. Сюда допускаются все желающие. Несмотря на доступность, для выступающих соблюдается жесткий регламент, а все прения по спорным вопросам допускаются только с разрешения председателя. Это постоянно работающий орган, в котором раз в два месяца стабильно проводятся расширенные заседания.

- Скажите, существуют ли отличия, касающиеся бюрократической сферы?

- Если у нас документы готовят от федерального ведомства к регионам, то у них наоборот - сначала все нововведения отрабатываются в регионах и только потом окончательный вариант передается на утверждение в министерство торговли (в Америке именно этот орган занимается рыболовством). У нас отправным моментом при распределении квот на вылов биоресурсов является ОДУ, а у них - четко фиксированная цифра объема всех биоресурсов предлагаемых к вылову - в пределах 2 млн. тонн. Из года в год варьируется только видовой состав. Эта цифра - суммарная мощность добывающего и перерабатывающего флота, который работает у берегов Аляски. У предприятия есть флот, платная лицензия и разрешение в строго определенное время выйти на промысел. Отсюда и другая система распределения - аналог олимпийской, которую несколько лет назад применяли и в России.

- Насколько уважительно на Аляске относятся к так называемой "прибрежке"?

- Здесь соблюдается четкое разделение функций, вся прибрежная зона (она значительно меньше, чем в России и составляет 3 мили) отдана в ведение штата. Причем на регионе лежит не только функция распределения лимитов, но и задачи контроля и охраны прибрежного рыболовства. Это то, к чему мы пытаемся придти, закидывая письмами президента и правительство.

Нам, делегатам, был интересен и тот факт, что в каждом штате существует своя структура рыбоохраны. На встрече представитель береговой охраны рассказывал интересные вещи: "Если мы знаем, что нарушение произошло в прибрежной зоне, то все равно не имеем права заходить туда и работать. Обязаны пригласить представителя региональной структуры или же договориться с ним о совместной работе". По их разговорам можно сделать вывод: они друзья и соратники, объединенные одной целью - борьбой с браконьерством. Они не скрывают информацию о деятельности друг друга, не делят между собой бюджет и интересы, хотя по вертикали замыкаются на разные структуры. Такое слаженное взаимодействие можно перенять и нам.

Есть в Америке и такая интересная структура, аналогов которой в России пока не существует. Человек, обнаруживший нарушение и составивший о нем протокол, не выносит наказание самостоятельно. Для этого есть специальная служба юристов. Это они после определенной работы выносят какие-то вердикты, постановления о наказаниях.

Много вопросов делегаты задавали по поводу браконьерства. В одном из докладов прозвучало, что буквально на днях было вынесено постановление о штрафе в 4 млн. долларов. На вопрос, существует ли здесь браконьерство на почве заготовки красной икры, докладчики ответили: да, случаи были, но этот вопрос удалось подкорректировать. За счет чего? Они просто конфисковывали самолеты, суда, машины - то есть пресекали транспортную схему и накладывали большие штрафные санкции. Подобное мы пытаемся сделать у нас в Корякии. Здесь достаточно пресечь всего два пути - вертолетов и судов.

Эти идеи не новы, они существуют в наших мыслях, правда, есть одно "но" - у нас это не внедряется в практику. То не хватает денег, то мешают пробелы в законодательстве. Кстати, оно там тоже очень серьезное. Все мероприятия, проводимые в рыбной отрасли, базируются на 38 законах. Когда я задал вопрос, можно ли у вас заготавливать икру, мне ответили: конечно, а вот рыбу выбрасывать нельзя. А на тех, кто все же осмелится это сделать, есть специальный закон - о кощунственном отношении к рыбе.

- Чем отличается американский подход к работе ученых от российского?

- Всех поразила Служба рыбы и дичи (структура типа нашего "КамчатНИРО"). Научные сотрудники этого учреждения рассказывали о том, как они ведут работу на реке длиной 1500 км. На основных ее притоках сосредоточено шесть учетных загородок, сонары подсчитывают подход производителей. Есть два специальных места: в низовьях метят рыбу, а в верховьях - вылавливают. А самый простой и дешевый способ, поделились они, - это аэроучет (наблюдение за наполнением нерестилищ с воздуха). В советское время такая работа была хорошо поставлена и у нас. Сейчас речь о загородках идет только на одном озере Камчатского полуострова, мы гордимся, что таковые существуют. Но у нас их две во всем регионе, а там шесть только на одной реке. Американским ученым на эти нужды дается столько денег, сколько, по их словам, они не успевают потратить. С таким уровнем подготовки и объемом финансирования государство и штат вправе требовать от науки четких прогнозных оценок. Если сравнить американскую систему прогнозирования и учета лосося с нашей, можно понять - как она финансируется, так мы и получаем ответы на вопросы.

- Расскажите подробнее о встрече с представителями коренных населением Аляски. Существуют ли у них проблемы с распределением квот?

- Встрече с коренным населением мы посвятили полдня. Оказывается, они тоже недовольны объемом квот. Самое интересное - они не жаловались на федеральный уровень, а не соглашались с распределением в штате. Дело в том, что их система немного другая: для тех, кто живет на реках, особенно в ее верховьях, заготовка рыбы для личного потребления неограниченна и бесплатна. Но есть одно условие - местные жители не имеют права ее продавать. Сейчас на Аляске хорошо развито собаководство для всевозможных гонок, поэтому лосося коренное население заготавливает на корм ездовым собакам. Промышленный лосось здесь добывают не в реках, а в море, предустьевых зонах. Принимают с судов. В реках лосося добывают в основном коренные жители и спортсмены-любители. Трения происходят именно между ними - на каких основаниях больше лицензий выдается не им, а конкурентам.

- Что еще полезного можно почерпнуть из опыта Аляски?

- Делегатам понравилась идея так называемых поселковых квот, наделение которыми происходит через программу развития прибрежных поселков. Создается несколько ассоциаций, для них выделяются квоты на валютоемкие объекты (минтай, треску, палтус и др.) в пределах от 4 до 10 %. Полученные лимиты отдают рыбопромышленным компаниям, которые их осваивают, а средства за выловленную рыбу перечисляют в специальный фонд (годовая сумма составляет около 68 млн. долларов), средства из которого идут на развитие рыболовства в поселках: строительство береговой переработки, судов, обучение молодежи на профильных специальностях.

Мы пошли другим путем, создав градообразующие предприятия, дав им льготы, за счет которых содержатся поселки. Думаю, для развития наших, особенно отдаленных поселков Корякии, подобная федеральная программа стала бы огромным подспорьем. Губернатор КАО Олег Кожемяко заинтересовался этим направлением. В ближайшее время мы подготовим письмо в минсельхоз о возможности рассмотрения такого варианта.

- Одним словом, - подытожил беседу Михаил Иванович, - встреча была интересной и полезной, как для нас, так и для американских коллег, ведь они, в свою очередь, смогли оценить уровень развития нашей отрасли в бизнесе, управлении, охране. Режим работы был настолько насыщенный, что не всегда хватало времени на обсуждение всех вопросы. Это был хороший диалог специалистов России и Америки. И беседовали мы на равных, а не как ученики - ведь проблемы и задачи у нас одни. Единственная разница - в подходах к их решению.



Андрей Гермаш, президент ведущей рыбодобывающей компании КАО ООО "Восточный берег":

Эффективность работы рыбохозяйственного комплекса зависит от слаженности работы всех органов, участвующих в промысле. Мы рассказали американским коллегам, что в КАО налажено взаимодействие власти, рыбопромышленников, научных и рыбоохранных организаций. Единственное, в чем заключается разница, так это в размере финансирования всех этих мероприятий. Если там все это проводится через государственную структуру, ведь государство прежде всего заинтересовано в восполняемой ресурсной базе, то у нас все эти заботы пока лежат на рыбопромышленниках.

Кроме того, что в автономии создана и активно работает ассоциация прибрежных рыбопромышленных предприятий, одной из задач которой является сотрудничество именно с органами рыбоохраны и отраслевой науки, так и отдельные предприятия взяли под свой контроль нерестовые реки, вблизи которых они ведут свою хозяйственную деятельность. К примеру, наше предприятие ООО "Восточный берег" уже на протяжении несколько лет ведет комплексную научную программу по учету динамики численности лососевых на одной из основных нерестовых рек Карагинского района - Дранка. А также проводим рыбоохранные мероприятия по нерестилищам данной реки. Мы заинтересованы в восстановлении не только численности лососевых в этом водоеме, но и в сохранении всех условий для воспроизводства уникального дикого лосося в естественных условиях. У нас уже есть результаты этой работы - вот уже два года ученые КамчатНИРО фиксируют высокий возврат производителей в эту реку.

С удовольствием посетил рыборазводный завод на Аляске и с удивлением узнал, что американцы, оказывается, разводят лосося не с целью восполнения нерестилищ, а для спортивно-любительского рыболовства. Выпускают его в открытые водоемы стерилизованным, чтобы он не размножался, так как это может отрицательно сказаться на биологически диком лососе.



Александр Литвиненко, президент Ассоциации прибрежных рыбопромышленных предприятий КАО:

- Я увидел, какое активное участие принимают в организации и регулировании промыслом рыболовецкие ассоциации. Там в число десяти голосующих представителей штатов регионального Совета обязательно входят рыбопромышленники.

Стоит отметить, что наша ассоциация прибрежных рыбопромышленных предприятий КАО тоже принимает значительное участие в решении вопросов рыбной отрасли комплекса. Мы обратились к губернатору округа Олегу Кожемяко с просьбой включить в состав рыбохозяйственного совета правление нашей ассоциации, а также членов ассоциации в рабочие группы.

В нашу ассоциацию входят ведущие рыбодобывающие предприятия Корякского автономного округа, имеющие береговую переработку. В поездке я познакомился с президентом крупнейшей ассоциации переработчиков Тихого океана Гвеном Ридом. Эта ассоциация объединяет рыбопереработчиков всех американских штатов, ее членами являются более 72 тысяч человек. Мы с ним обсудили проблему ценооборазования на японских рынках. Гвен рассказал, что согласно их законодательству, запрещается монополизироваться на внешнем рынке. И в недалеком прошлом они пытались судиться с японцами по этому вопросу, но в результате лишь проиграли в судебных тяжбах около 10 миллионов долларов. Поэтому мы решили скоординировать свои усилия и приступить к поиску других рынков сбыта.

Что еще интересного? Ну вот, к примеру, в одном из магазинов, предлагающих рыболовные снасти, запросто продаются запрещенные у нас живодерки. Оказывается, приспособлены они для вылова той рыбы, которая уже идет на переработку.

14.07.2007
www.rybak.com.ru

Док. 589858
Перв. публик.: 14.07.07
Последн. ред.: 14.09.09
Число обращений: 0

  • Гермаш Андрей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``