В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Три балерины `ЗОЛОТОГО ВЕКА` БОЛЬШОГО ТЕАТРА Назад
Три балерины `ЗОЛОТОГО ВЕКА` БОЛЬШОГО ТЕАТРА
30-е - 60-е годы ХХ века называют Золотым веком Большого театра. Тогда с труппой работали выдающиеся балетмейстеры Федор Лопухов, Василий Вайнонен, Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Касьян Голейзовский, а украшением труппы было созвездие выдающихся балерин - это Марина Семенова, Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Софья Головкина, Раиса Стручкова, Майя Плисецкая...

На телеканале "Культура" - три программы, посвященные балеринам Золотого века Большого театра: Раисе Стручковой - "Я жила Большим театром" (24 июля, 18:10), Софьи Головкиной - "Судьба моя - балет" (25 июля 18:15), и Галине Улановой - "Уланова - навсегда" (26 июля, 18:15). Столь разных и на сцене, и в жизни, их объединяла любовь к балету, который стал для них не только профессией, но призванием, судьбой, любовь к Большому театру и, наконец, любовь к своим ученикам.

Раиса Стручкова: "Я жила Большим театром"

    
"Я жила Большим театром", - сказала о себе балерина и педагог Раиса Стручкова. Большой театр, по ее собственному признанию, был первой и самой большой любовью, на сцене прославленного театра она станцевала более пятидесяти партий классического и современного репертуара, здесь, закончив сценическую карьеру, она занималась со своими учениками - Екатериной Максимовой, Аллой Михальченко, Ниной Ананиашвили... Стручкова беззаветно любила Большой театр, и в театре, что бывает не часто, ее любили все: партнеры по сцене, ученики, сотрудники - аккомпаниаторы, костюмерши, капельдинеры, называя ласково "наша Раечка"...

Рассказ об артисте балета традиционно начинают с педагога, потому что искусство классического танца - особое искусство, которое передается от поколения к поколению, от наставника к ученику, из рук в руки или, как шутят в театре, "из ног в ноги". Педагогом Раисы Стручковой была выдающаяся балерина, прима-балерина Мариинского театра начала века Елизавета Гердт. Она научила Стручкову не только безукоризненной технике классического танца, но и актерскому мастерству, что в сочетании с ее прекрасными природными данными, музыкальностью и сценическим обаянием позволило артистке сделать блестящую карьеру. Стручкова часто вспоминала в интервью и беседах слова своего педагога, что артист балета должен, прежде всего, думать не о том, как сделать то или иное па, а о том, какую мысль, эмоцию, душевное переживание выражает это движение, "всегда помнить, о чем танцуешь".

Первой сольной партией молодой балерины в Большом театре стала Весна в балете С.Прокофьева в постановке Р.Захарова "Золушка". Через несколько лет Стручкова станцевала главную партию в этом балете, и Золушка стала ее самой любимой ролью. Среди лучших партий балерины - Жизель, Раймонда, принцесса Аврора, Одетта-Одиллия, Китри, Мария в "Бахчисарайском фонтане", Параша в "Медном всаднике". "Моя артистическая судьба сложилась удачно, - считала Стручкова, - мне посчастливилось много танцевать на сцене Большого театра - лучшего театра мира, который стал для меня по-настоящему родным домом; работать с выдающимися балетмейстерами - Р.Захаровым, Л.Лавровским, К.Голейзовским, В.Вайноненом".

Раиса Степановна не представляла себя без любимого театра и, завершив сценическую карьеру, занялась педагогической деятельностью, работая в Большом театре педагогом-репетитором, в чем также добилась выдающихся успехов. "Я продолжаю свой танец в ученицах, - говорила Раиса Стручкова. - Выразительные возможности классического танца безграничны, и я счастлива, что могу передать его богатства молодым артистам". Педагогом-репетитором Большого театра Раиса Стручкова продолжала работать до последних дней своей жизни. Среди ее учениц - Екатерина Максимова, Алла Михальченко, Марианна Рыжкина, Нина Ананиашвили и многие другие. Владимир Васильев вспоминает, как однажды Стручкова репетировала с ним и Екатериной Максимовой в течение десяти часов. "Мы с Катей падали с ног от усталости, а Раиса Степановна была энергична и подбадривала нас - еще чуть-чуть, и все получится!".

Раиса Степановна Стручкова была разносторонне одаренным человеком - блистательной балериной и выдающимся педагогом классического танца. Вместе с мужем, артистом Большого театра и педагогом Александром Лапаури, она основала кафедру хореографии в ГИТИСе (РАТИ). Еще одна сфера профессиональной деятельности Р.С.Стручковой - журнал "Балет", который она создала и возглавила в качестве главного редактора.

В документальном фильме, посвященном памяти выдающейся балерины и педагога Раисы Стручковой "Я жила Большим театром", использованы съемки спектаклей и репетиций с ее участием. Зрители смогут увидеть целую галерею образов, созданных Раисой Стручковой на сцене Большого театра - это фрагменты спектаклей "Золушка", "Жизель", "Медный всадник", "Лауренсия", "Дон- Кихот", "Пламя Парижа", "Ромео и Джульетта", "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан", "Шопениана", "Гаянэ".

"Я жила Большим театром".
Документальный фильм о творчестве Раисы Стручковой
24 июля, 18.10

Софья Головкина - человек на своем месте

    
Софья Головкина - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, одна из ведущих балерин Большого театра 30-х - 50-х годов, на протяжении сорока лет - бессменный директор Московского академического хореографического училища, которое по ее инициативе было преобразовано в Академию хореографии.

"На творческую жизнь Софьи Николаевны Головкиной пришелся прекрасный период: балет был гордостью и политикой государства. И сама она была человеком государственным", - сказал Геннадий Хазанов в документальном фильме "Судьба моя - балет".

Головкина была человеком своего времени: активной комсомолкой и общественницей, энергичным и властным директором Хореографического училища, преодолевающим любые советские бюрократические препоны. Она умела поддерживать отношения с власть предержащими и пользоваться этими отношениями в интересах дела, которому посвятила жизнь. С.Н.Головкина сказала о себе в интервью: "Я всегда добивалась поставленной цели".

В Большом театре Софья Головкина танцевала с 1933 по 1959 год, исполнив главные партии в трех десятках классических и современных балетов. В Большом театре в те годы была жесткая конкуренция: танцевали такие выдающиеся балерины, как Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, но даже в таком блистательном созвездии Софья Головкина сумела ярко раскрыть свою артистическую индивидуальность и занять положение одной из ведущих балерин прославленной труппы. Софья Головкина была техничной и, как говорят в театре, надежной и крепкой балериной. Ученица С.Н.Головкиной, балерина Большого театра Галина Степаненко вспоминает в фильме, посвященном ее педагогу, как Головкина рассказывала, что однажды на гастролях она исполнила 100 фуэте вместо положенных 32-х!

В годы Великой Отечественной войны С.Н.Головкина оставалась в Москве и танцевала в спектаклях Большого театра, которые тогда шли на сцене филиала (сегодня - театр Оперетты). Помещения не отапливались, в трубах замерзала вода, работать было сложно, но балерина мужественно переносила все тяготы военного времени, много выступала в спектаклях театра и с концертами, а по ночам дежурила, как и многие москвичи, на крышах, работала в госпиталях.

"Когда я уходила из Большого театра, - рассказала в фильме Софья Головкина, - я думала, что жизнь окончена - без балета я себя не мыслила, потом пришла в Училище, где сама когда-то начинала. Все, что накоплено, пережито, передумано старалась передать ученикам. Это и есть счастье - моя жизнь продолжается в моих учениках".

"Выдающимся человеком своего поколения" назвал С.Н.Головкину в фильме "Судьба моя - балет" Михаил Горбачев. Первый президент СССР не раз видел Головкину на сцене в годы своей студенческой юности и познакомился лично, когда она возглавляла Хореографическое училище, в котором училась внучка М.С.Горбачева Ксения.

"Хореографическое училище Головкина организовала великолепно, - считает балерина и педагог, народная артистка СССР О.В.Лепешинская. - Когда Фурцева и правительство доверили ей это дело, они знали, что Головкина добьется всего, чего хочет. Она умела доказать и убедить. Она была настоящим директором, и Училище при ней работало очень хорошо".

Коллеги С.Н.Головкиной по Академии хореографического искусства отмечают ее выдающиеся организаторские и административные способности. "Она была очень сильным и властным человеком, деятельным и энергичным, который решал серьезнейшие вопросы, - рассказывает ректор МГАХ, профессор Марина Леонова, сменившая С.Н.Головкину на посту руководителя Академии. - Сегодня я занимаюсь этой работой и понимаю, насколько это сложно". "С.Н.Головкина - необыкновенная личность, - считает старейший педагог Академии, профессор Евгения Фарманянц. - Она, несомненно, выдающийся педагог, воспитавший созвездие блистательных балерин".

Ученицы С.Н.Головкиной, балерины Большого театра Наталья Бессмертнова, Алла Михальченко, Галина Степаненко, Мария Александрова вспоминают ее в фильме как педагога требовательного и строгого, но в то же время внимательного и заботливого к своим ученикам. Она следила за творчеством своих выпускниц, приходила к ним на спектакли в Большой театр, советовала, поддерживала, помогала. "Я запомнила Софью Николаевну, - рассказала в фильме "Судьба моя - балет" Галина Степаненко, - как замечательного и внимательного педагога и человека. Все мы называли ее "наша мама". Сама Софья Николаевна переняла азы хореографической педагогики от своих учителей - солистов балета Императорских театров - и бережно передала их нам, обогатив своим опытом и знаниями".

В фильме принимают участие М.Горбачев, Г.Хазанов, Е.Фарманянц, М.Леонова, Ю.Жданов, Г.Степаненко, М.Александрова. "Головкина была талантливым, умным, сильным и добрым директором. Она была человеком на своем месте", - выразил общее мнение участников фильма Михаил Лавровский.

"Судьба моя - балет".
Документальный фильм о Софье Головкиной
25 июля, 18.15

"УЛАНОВА - НАВСЕГДА"

    
"В Большом театре само здание пронизано славой предыдущих поколений. Среди выдающихся артистов, которые работали в этом театре в разные годы, Галина Уланова занимает особое место. И кажется, что она не покидала нас, каждый раз, вспоминая эту великую балерину, щемит сердце...", - сказал Владимир Васильев, предваряя рассказ о творчестве балерины в фильме "Уланова - навсегда".

На сцене Большого театра Галина Уланова исполнила ведущие партии во многих балетах классического и современного репертуара. Особенно удавались ей роли лирико-драматического плана - Жизель, Одетта-Одиллия, Мария. Когда балетмейстер Леонид Лавровский задумал ставить балет на музыку С.Прокофьева "Ромео и Джульетта", для него не было сомнений, кто воплотит на балетной сцене образ шекспировской героини, - Уланова! Балерина в роли Джульетты потрясала глубиной и искренностью переживания. Во время легендарных гастролей Большого театра в Лондоне в 1954 году британская пресса восторженно писала, что Галина Уланова - лучшая Джульетта, которую когда-либо доводилось видеть соотечественникам великого драматурга.

"Галина Уланова - не только великая балерина, но и великая актриса, - сказал о ней балетмейстер Джордж Баланчин, - магия ее искусства такова, что когда смотришь балет с ее участием, не видишь профессиональных деталей: сколько она сделала вращений, насколько высоко прыгнула... Захватывает драматический образ, созданный актрисой на сцене, и каждое балетное па в ее исполнении, окрашенное мыслью и чувством, работает на создание роли".

В фильме "Уланова - навсегда" балерина Екатерина Максимова вспоминает, что когда Галина Сергеевна собралась, закончив сценическую карьеру, уйти из Большого театра, тогдашний руководитель балета Л.М.Лавровский сказал: "Галя, ты не должна уходить из театра. Бери любую ученицу и занимайся с ней". Галина Уланова выбрала Екатерину Максимову. "Она не была легким человеком, - продолжает Е.С. Максимова. - У нее был очень твердый характер, и проявлялась эта твердость и требовательность прежде всего в отношении себя".

Балетное репетиторство стало призванием Г.С.Улановой. Она занималась с ученицами с той же страстью и самоотдачей, с которой прежде танцевала сама. Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Надежда Грачева... Она обладала редким для педагога даром - умением раскрыть индивидуальность своей ученицы.

"Сейчас, по прошествии времени я хорошо понимаю смысл каждого прожитого ею дня, - размышляет в фильме Людмила Семеняка. - Она - величайший режиссер своей жизни. Когда мы впервые встретились с Улановой в репетиционном зале и я заглянула ей в глаза, то почувствовала всю ее силу и мудрость. Внешне она была очень закрытым человеком, но это обманчивое впечатление, просто она стремилась прожить каждую минуту не зря".

В фильме "Уланова - навсегда" использованы сцены из спектаклей Большого театра с ее участием "Жизель", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Шопениана", "Красный цветок", "Бахчисарайский фонтан".

"Уланова стала легендой при жизни, - говорит в фильме Е.Максимова, - и ее имя стало символом балета. Когда я видела Галину Сергеевну в балете "Ромео и Джульетта", а видела я ее в роли Джульетты сотни раз, всегда мурашки ходили по спине. И, конечно, никакая пленка не в состоянии передать этого потрясения. Мы видим только рисунок танца, но трепета души пленка передать не может". В фильме "Уланова - навсегда" принимают участие Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марина Кондратьева, Людмила Семеняка, Михаил Лавровский, Николай Цискаридзе.

"Уланова - навсегда".
Документальный фильм
26 июля, 2006
www.kinozavr.com

Док. 589720
Перв. публик.: 24.06.06
Последн. ред.: 20.01.12
Число обращений: 0

  • Лавровский Михаил Леонидович
  • Лапаури (Стручкова) Раиса Степановна
  • Лепешинская Ольга Васильевна
  • Плисецкая Майя Михайловна
  • Уланова Галина Сергеевна
  • Семенова Марина Тимофеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``