В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Бланк: Костюмные фильмы Назад
Борис Бланк: Костюмные фильмы
К.ЛАРИНА: Мы тут как бы мультфильмы смотрим с Михаилом Антоновым. Доброе утро, Миша.
М.АНТОНОВ: Доброе утро. Эван МакГрегор, Николь Кидман `Спектаколо, спектаколо` - саунд-трек из кинофильма `Мулен Руж`.
К.ЛАРИНА: И это не случайно.
М.АНТОНОВ: Да, потому что `Мулен Руж` относится у нас к категории костюмных фильмов о конце XVIII и начале XIX века. Потрясающие актерские работы, потрясающие актеры и потрясающие работы художников по костюмам. И мы открываем программу `Отдел кадров`. Михаил Антонов и Ксения Ларина - ведущие этой программы. Сегодня у нас в преддверие выхода фильма `Александр` Оливера Стоуна и в связи с выходом фильма `Король Артур` мы говорим о костюмных фильмах.
К.ЛАРИНА: О наших костюмных фильмах.
М.АНТОНОВ: О наших костюмных фильмах, потому что у нас тоже есть, чем похвастаться. Представляю сегодняшних гостей. У нас сегодня в гостях - Борис Лейбович Бланк - режиссер, народный художник РСФСР, трижды лауреат `Ники`, президент гильдии художников кино, художник 80 спектаклей в России и за рубежом и более 50 фильмов. Среди них `Анна Павлова`, `Гори, гори, моя звезда` и самая первая работа - `Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен` Элема Климова. Здравствуйте, Борис Лейбович.
Б.БЛАНК: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Ну, я бы добавила еще...
Б.БЛАНК: Единственно, что...
К.ЛАРИНА: Поправить надо что-то?
Б.БЛАНК: Первое: РСФСР - это уже как бы прошлое название, Народный художник Российской Федерации.
К.ЛАРИНА: Скромненько...
М.АНТОНОВ: Но со вкусом.
К.ЛАРИНА: У нас, между прочим, все народные артисты Советского Союза хотят быть народными артистами Советского Союза.
Б.БЛАНК: Ну, если бы я был таким, я бы хотел.
М.АНТОНОВ: Хорошо.
К.ЛАРИНА: Я бы добавила еще, Миш, все-таки режиссерские работы Бориса Бланка, особенно последняя работа, которая еще в прокат не вышла, но надеемся, выйдет, и мы еще будем разговаривать о ней отдельно. Это `Смерть Таирова`.
М.АНТОНОВ: `Или Принцесса Брамбилла`.
К.ЛАРИНА: `Принцесса Брамбилла`, да.
Б.БЛАНК: Но это рабочее название.
М.АНТОНОВ: И у нас второй гость. Это Алла Плоткина, окончила режиссерский факультет ГИТИСа, мастерская Эфроса и Васильева, с 1992-го года режиссер на телевидении. Именно она у нас отвечала за многие программы, выходящие на ОРТ, а ныне Первом канале. Является одним из режиссеров телеромана `Бедная Настя`, который сейчас идет по телеканалу `Россия`, а раньше демонстрировался на телеканале СТС. Здравствуйте, Алла.
А.ПЛОТКИНА: Доброе утро.
М.АНТОНОВ: Все правильно?
А.ПЛОТКИНА: Да.
М.АНТОНОВ: И опять же, актриса, у которой порядка 8 фильмов.
А.ПЛОТКИНА: Ну, это такое... детство человечества.
М.АНТОНОВ: Ну, все-таки, все-таки... Опять же первая работа в кино - это костюмный фильм `Русь изначальная`.
А.ПЛОТКИНА: Совершенно верно.
М.АНТОНОВ: Это наши гости. У нас есть...
К.ЛАРИНА: ...подарки.
М.АНТОНОВ: ...подарки, традиционный вопрос.
К.ЛАРИНА: Я даже не знаю, чего мы сегодня дарим. Что ты отдаешь?
М.АНТОНОВ: Мы сегодня дарим 10 кассет от компании `Премьер видеофильм`. Не сказал бы, что все фильмы костюмные - там есть и `Матрица`, и `Властелин колец`.
К.ЛАРИНА: Костюмные, еще какие.
М.АНТОНОВ: Там огромное количество кассет, в количестве 10 штук - спасибо компании `Премьер мультимедиа` и `Премьер видеофильм`. Вопрос очень простой. У вас на ответ всего 5 минут, уважаемые, вопрос такой: кто получил премию `Оскар` в этом году, я не спрашиваю. Это был год `Властелина колец`. А вот кто получил `Оскара` за костюмы в 2003-ем году - вот это нас интересует. Итак, какой фильм получил премию `Оскар` за костюмы в 2003-ем году?
К.ЛАРИНА: Пожалуйста, на пейджер присылайте ваши ответы - 974-22-22 для абонента `Эхо Москвы`. И после выпуска новостей мы, наверное, один звонок телефонный примем, для того чтобы правильный ответ прозвучал именно от вас, уважаемые слушатели радиостанции `Эхо Москвы`. Ну, а теперь у нас есть время, для того чтобы все-таки поподробнее поговорить о костюмном кино...
М.АНТОНОВ: Как говорили в Политбюро, углубиться в процесс.
К.ЛАРИНА: Да. Давай это сделаем.
М.АНТОНОВ: Анастасия Изюмская подготовила раскадровочку небольшую, которая посвящена именно костюмным фильмам, костюмированному кино.
А.ИЗЮМСКАЯ: Красивый, роскошный, великолепный, стильный - это все про удачные костюмированные фильмы. По большому счету, костюмированной является любая картина. В редком творении киноискусства актеры обходятся вовсе без платьев. Однако традиция понимает под костюмированными фильмами те, где наряды героев выходят на первый план. Это ленты исторические, фантастические и сказочные. Таких за историю кино отснято немало. Рассказывает Артем Хан.
А.ХАН: На заре кинематографа режиссеры обходились вообще без костюмов. Снимали сцены из современной жизни. Однако вскоре взялись и за исторические костюмы. Это поставило вопрос о воссоздании достоверности быта и костюмов героев. Как следствие - потребовался человек, который бы в этом вопросе разбирался и мог сшить платье соответствующей эпохи. Кинопромышленник Ханжонков, к примеру, консультировал с костюмерами Большого театра, а Эйзенштейн, снимая `Броненосец Потемкин`, просил костюмеров максимально точно скопировать морскую форму начала века. Дальше - больше. Режиссерам довольно быстро стало тесно в рамках минут один век. Начались съемки лент про совсем стародавние времена. Над такими киноколоссами, как `Бен Гур`, `Семь заповедей` и `Клеопатра` в Голливуде работала целая бригада костюмеров. Советский `Мосфильм` тоже не сидел без дела. После войны в СССР началась пора патриотических лент: `Кутузов`, `Адмирал Ушаков` и другие. Пошив костюмов поставили на поток, а историки и консультанты стали штатными специалистами киностудий. Главной проверкой нашего костюмерного цеха стали съемки `Войны и мира` Сергея Бондарчука. Когда обозримое историческое прошлое было освоено и кинематограф отправился в космос, появилась новая проблема - во что одевать героев будущего? Решение сердитое и дешевое было найдено в Голливуде - что-нибудь серебристое и обтягивающее. Традицию нарушил Джордж Лукас. В своих `Звездных войнах` он совсем отказался от серебряных тканей и сделал совершенно новый дизайн одежды для солдат Галактики. Из последнего стоит отметить костюмы Жана-Поля Готье для `Пятого элемента`. По мнению критиков, творения Готье являются лучшими нарядами для героев фантастических фильмов за всю историю кино.
А.ИЗЮМСКАЯ: В последнем отечественном фантастическом фильме `Ночной дозор` костюмеры тоже отличились - одели работников `Ночного дозора` в одежду ремонтников. Автор одноименной книги Сергей Лукьяненко говорит, такого не писал, но в общем на художников не в обиде.
С.ЛУКЬЯНЕНКО: Есть два подхода. Подход первый - текст экранизируется практически дословно. Подход второй - режиссер, художники, они получают больше свободы для творчества, поскольку перенести буквально фантастический роман на экран очень сложно. Мне кажется, в отношении фантастики второй подход, наверное, более правильный.
А.ИЗЮМСКАЯ: В исторических картинах к вольностям костюмеров, напротив, относятся сурово. И совершенно напрасно, как считает первый заместитель Госфильмофонда, историк кино Владимир Дмитриев. По его мнению, историческая достоверность - не обязательный элемент в искусстве.
В.ДМИТРИЕВ: Режиссер имеет полное право перестраивать историю, выворачивать ее наизнанку, если ему поставили такую задачу. Когда Эйзенштейн снимал `Ивана Грозного`, у него есть такой большой комментарий - `этого там не происходило, этого быть не могло, но я специально включил, потому что для меня это подчеркивает мысль`.
А.ИЗЮМСКАЯ: Николай Эпов придумывал костюмы для фильма Маргариты Тереховой `Чайка`. Говорит, самое сложное - вовсе не историческая достоверность в картине исторической и не очевидное-невероятное в картине фантастической. Главное, создать костюм-образ.
Н.ЭПОВ: Персонаж может быть не описан автором, как он одет, но ты начинаешь изучать, как он себя ведет - резкий человек, мягкий человек, застенчивый человек, ты определяешь характер человека. И по характеру человека создаешь костюм-образ, когда можно посмотреть на рисунок и сказать: `О-о, да ведь это же Дядя Ваня`.
А.ИЗЮМСКАЯ: Сергей Бунтман проверял на убедительность и историческую достоверность `Короля Артура`. Он посмотрел одноименный фильм режиссера Антуана Факуа, который только что вышел на отечественные экраны.
С.БУНТМАН: Что бы ни говорили, толковая и крепкая версия событий. То, что Артур - полуримлянин, полубрит, это авторы сценария не первые предположили. Мерлин - пиктский жрец и вождь, и это одно из самых неглупых предположений относительно великого мага. А сами пикты с татуировками - да за картинки на лице и теле сами римляне их и прозвали пиктами. Рыцари - сарматские конники. Правильно, были такие, в IV веке и в V тоже. А какой дивный в фильме Адрианов вал - граница между югом и севером Британии. Можно придираться сколько угодно, но главное - знать, к чему. Был бы срежиссирован, сыгран да дублирован чуть получше, вообще бы стал фильмом для гурманов. Итак, там есть то, что можно просмаковать любителям истории идей - точная картина пелагианской ереси, которую исповедует Артур, просто прелесть что такое. Я уже не говорю о битвах, о стрельбах и о туманах. Причем, как полагается артуровскому миру, там собрано прошлое, настоящее и будущее. Зимняя схватка - это, скажем, семь самураев защищают Фермопилы у Чудского озера. Вот как.
А.ИЗЮМСКАЯ: Бюджет `Короля Артура` составил 100 миллионов долларов. Многие считают, что именно размер сметы определяет успех костюмированной ленты. Однако ни космические бюджеты, ни самые роскошные костюмы не сделают фильма великим. Для этого нужны немного другие компоненты.
К.ЛАРИНА: Вот мы сейчас слушали материал Насти Изюмской и пришли к выводу, что все-таки правильно, наверное, говорить `костюмное кино`, потому что `костюмированное` - это когда речь идет только о том, что надето на героя, а `костюмное` - это уже целый жанр кинематографический. Может быть, несколько слов мы об этом скажем. Вот для Бориса Бланка - что такое костюмное кино? Это скучно кино?
Б.БЛАНК: Да нет, это просто богатое.
К.ЛАРИНА: Богатое. Так.
Б.БЛАНК: Костюмное кино - это богатое кино.
К.ЛАРИНА: Так. Алла, для вас?
А.ПЛОТКИНА: Для меня, вы знаете, я к этому как-то отношусь не даже в смысле костюмов. Для меня - это некое путешествие в другую систему отношений человеческих. Потому что помимо того, что это костюмное кино, соответственно, мы с вами сразу оказываемся, ну, там, в ситуации того проекта, который мы делали, `Бедная Настя` - это XIX-ый век. Время, когда мужчины были мужественны, женщины - женственны, когда отношения между людьми, к счастью, были не так просты, как нынче. И при том, что человеческие страсти ровно те же, что и сейчас, но проявлялись они через гораздо более для меня интересные вещи. Скажем, дистанция между прикосновением мужчины к женщине была такая огромная, и следить за тем, как она преодолевалась, мне кажется, мне как режиссеру и как зрителю интереснее, чем то, что по этому поводу можно сочинить сегодня. Поэтому мне кажется, что костюмное кино - это возможность оказаться просто в другой системе координат и вместе со зрителем пройти вот эту историю других человеческих отношений, которые всегда интересны.
К.ЛАРИНА: Красиво сказала Алла Плоткина. Борис, а вот скажите мне, пожалуйста, как художник прежде всего, историческая достоверность насколько определяет вообще этот жанр костюмного кино? Это важно?
Б.БЛАНК: Историческая достоверность важна как исходная позиция. А в принципе очень трудно ее соблюдать и не всегда нужно. Потому что представьте себе наших актеров, да?
К.ЛАРИНА: Как Жванецкий рассказывал очень хорошо по поводу графов да графинь.
Б.БЛАНК: Графов, графинь.
А.ПЛОТКИНА: Есть такая проблема.
Б.БЛАНК: Представьте себе, что мы их нарядили, так? Кринолины, все в порядке. Зрелище чудовищно смешной оперетты. А насчет того, что Алла сказала, что мы... они как бы переходят в новое измерение. Они ни в какое измерение не переходят. Они как были, так и остаются. В том-то вся и беда. Поэтому костюмы, как правило, надо делать с четкой поправкой на современность, потому что иначе это будет так смешно и так наивно. Даже, в общем, в голливудских картинах иногда это кажется смешным, даже в голливудских. Хотя там все очень качественно, богато, и актеры умеют приспосабливаться к костюму. Приспосабливаться - не вживаться, потому что вживаться никто не умеет. Это бессмысленно, потому что человек как был, так и остается таким. И актер какой он есть... Он может вжиться только в характер определенный и все.
М.АНТОНОВ: Борис Лейбович, у меня вопрос следующий: есть ли актеры, вот которым ничего не идет. Вот его пригласили на главную роль, на него надевают костюм, а он как на манекене, как на вешалке - ужасно?
Б.БЛАНК: Я вам должен сказать - конечно, есть. Во-первых, многие наши актеры, к счастью, не умеют пользоваться руками. Они не понимают, куда их деть, когда на них надеты кринолины или камзолы...
К.ЛАРИНА: Манжеты такие длинные, да?
Б.БЛАНК: Да, и манжеты длинные. Они не понимают, что с этим делать. Таких актеров много. Вы хотите, чтобы я назвал?
М.АНТОНОВ: Нет, нет.
Б.БЛАНК: Это вызовет ко мне большую ненависть. Кроме того, есть определенные лица, которые так намозолили в нашем кинематографе... нашему зрителю они так намозолены - я уж не знаю, как это грамотно сочинить. Ну, это то же самое, вот был такой замечательный артист - Савва Крамаров.
М.АНТОНОВ: Савелий Крамаров.
Б.БЛАНК: Да, Савелий Крамаров. Ну, во что его не одень, все равно лорда ведь не получится, правда? А если получится лорд, то пародийный.
К.ЛАРИНА: Комический.
Б.БЛАНК: Комический. Вот и с многими нашими актерами. Я бы мог назвать, но, к сожалению, это обидно будет им, а для меня просто опасно.
М.АНТОНОВ: Но интересно, извини, Ксень, я так и не услышал ответ на свой вопрос. Как выходите-то из этой ситуации? Ну, вот утвержден актер на роль. Художник должен что-то сделать, чтобы это все не болталось.
К.ЛАРИНА: Стилизация.
Б.БЛАНК: Прежде всего, должен быть разумный режиссер, грамотный. Он должен спокойно понять, во-первых, куда актеры... чем заниматься им, куда деть руки. Не в карманы же их совать? Что делать с руками? Как блюсти определенные манеры? Это должен быть режиссер очень грамотный и четкий - даже не постановщик пластики или, там, исторический постановщик исторического этикета. Нет, это совсем не интересно. Потому что если мы будем блюсти исторический этикет, кино, это будет еще более смешно по отношению к ним. Во-первых. Во-вторых, костюм должен, безусловно, идти этому актеру. Идти. Главное. Абсолютно. Если надо нарушить историческую достоверность во имя того, чтобы актер естественно и органично смотрелся, значит, надо ее нарушить. Плевать на все. В конечном итоге, кто что знает? Зритель - явление замечательное, его надо любить с одной стороны, а с другой стороны, никогда не надо ему потакать слишком большими подробностями.
К.ЛАРИНА: А вы знаете, еще какая интересная вещь? Когда мы смотрим картины исторические, костюмные, скажем так, все равно ты угадываешь, даже не зная, в какое время они были сняты. Потому что налет того времени все равно присутствует. Вот я сейчас вспомнила `Мой ласковый и нежный зверь`, да? Понятно, какой это год. `Бедная Настя` - тоже понятно, что это снято именно сейчас и сегодня. И через 20 лет скажут, ну, понятно - начало 2000-ых годов. Вот каким образом все-таки время сегодняшнее влияет на картинку, на образ картины, которая по сути историческая - все равно другую эпоху представляет.
Б.БЛАНК: Я могу ответить - время сегодняшнее влияет, как правило, плохо. По одной причине. В свое время, ну, тот же Эйзенштейн, он все-таки был художник сам по себе, и он чувствовал пластику костюма. Ведь его костюмы были достаточно достоверны, там была художник по костюмам Наумова - очень хороший художник, но все равно они были как бы сделаны в образе. Он делал образ. Когда ты строишь образ - это замечательно. У нас, к сожалению, сейчас - так какая разница, к сожалению - не к сожалению, такое время сейчас, что жалеть? - у нас, к сожалению, костюмы надевают на человека, подгоняют к нему и никакого образа не строят. И это плохо или хорошо? Ну, зритель ест, значит, ест. Если бы зритель не ел, и если бы критика была грамотной и не ела бы, тогда все было бы в порядке. Но так как критика темная, тупая, зритель необразованный...
К.ЛАРИНА: Господи, как хорошо, что я не критик. Счастье.
А.ПЛОТКИНА: Ничего, вам тоже достанется.
Б.БЛАНК: ...и главное, что совершенно необразованны ни режиссеры, ни актеры, что, может быть, и хорошо. Поэтому, вы знаете, я бы назвал наши костюмы современные - это слэнг. Знаете, так - сказал матом, но оделся в барочный костюм. Вот и все. Это называется мат в барочных костюмах. Вот это что такое наш современный фильм.
К.ЛАРИНА: Ну, или то, что мы называем ряжеными, да? Вот ощущение ряженых.
Б.БЛАНК: Хуже. Потому что ряженые исполняют свою как бы роль. А здесь нет, здесь просто есть противодействие. Знаете, плебейства и дворян. Так, резкое противодействие. Противостояние костюма и актера. Вот и все.
К.ЛАРИНА: Вот и все - это только многоточие. У нас сейчас новости. Алла готовится ответить Борису Бланку, поскольку, я понимаю, что не во всем с ним согласны, да, Аллочка?
А.ПЛОТКИНА: Ну, во многих позиция согласна.
К.ЛАРИНА: Да? Хорошо. Мы продолжим этот разговор после новостей.
НОВОСТИ
Е.ТЕН: Доброе утро. В студии Евгения Тен с рассказом о видеоновинках и премьерах.
Три главные кинопремьеры этой недели. `Король Артур`. У режиссера ленты `Тренировочный день` свой взгляд на легенду о рыцарях Круглого стола. Мерлин - не волшебник, а шаман, Гвиневера не влюблялась в Ланселота, а сами рыцари - не кто иные, как прямые потомки русских. Фильм обошелся примерно в 100 миллионов долларов. Из известных актеров можно выделить только звезду `Пиратов Карибского моря` Киру Найтли. `ШизА` или `ШИза` - лента, которую с большим натягом можно назвать полуотечественной. Ее снял казахский режиссер на деньги питерского продюсера Сельянова с участием звезд вроде Виктора Сухорукова на ролях второго плана. Лента по стилистике напоминает ранние работы Динары Асановой. Шиза - это прозвище главного героя. Ему 15 и он зарабатывает тем, что вербует безработных на участие в боях без правил. Когда один из трудоустроенных погибает на ринге, Шиза отправляется к его невесте, чтобы отдать ей деньги. Фильм абсолютно некоммерческий, поэтому увидеть его в Москве можно только в кинотеатре `Роллан`. `Натали` - французская лента с участием французских же звезд Жерара Депардье, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Депардье и Ардан играют супругов. Жена начинает подозревать мужа в измене. И не находит ничего лучшего, как нанять элитную проститутку и попросить ее попытаться совратить благоверного.
ЗАСТАВКА
Е.ТЕН: Теперь о видео. Главный лидер продаж как на видео, так и на DVD - это, конечно же `Убить Билла. Часть 2`. Добьется ли невеста цели, заявленной в названии ленты? Какой главный сюрприз ее ожидает? И какое отношение ко всей этой истории имеет человек-паук? Все это во второй части. Анжелина Джоли в Чечне, Камбодже и Эфиопии. Это не выпуск новостей, а картина `За гранью`. Джоли действительно посол доброй воли и действительно побывала, правда, не в Чечне, а в Дагестане. Но и этих поездок вполне хватило, чтобы сделать мелодраму. Самая долгоиграющая кассета этой недели - выпуск на видео 12-серийной ленты `Бальзаковский возраст или все мужчины сво...` - российский ответ `Сексу в большом городе`. А вот картина `Метро` - это южнокорейский ответ американскому `Крепкому орешку`. Сюжет очень прост - вагон поезда, в котором едет мэр Сеула, захвачен террористами, но в вагоне помимо мэра едет храбрый спецназовец, который покажет всем, как из террористов следует нарезать корейскую морковку. Ну, а лучшей детской программой недели становится вторая часть фильма про Скубби-Ду. Говорящая собака на сей раз будет спасать планету от привидений.
ЗАСТАВКА
Е.ТЕН: И, наконец, DVD-релизы. Выпущена лента `Амнезия` от режиссера Филиппа Кауфмана. Правда, в США фильм был встречен достаточно прохладно. Не всем понравилось смотреть про провалы в памяти у героини, которую играет Эшли Джадд. `Самаритянка` - очередная работа режиссера Ким Ки-Дука. Теперь и в цифровом качестве. История про двух продающихся мужчинам девочек получила множество призов на различных международных фестивалях. Фильм `Зажигание` на DVD понравится тем, кому интересен ход судебных процессов, потому что в центре сюжета - рассказ о судьях, адвокатах и коррупции в военных ведомствах. И два DVD диснеевских мультфильмов. Это продолжение сказок, которые Уолт Дисней делал перед войной и в первые послевоенные годы. Среди этих короткометражек обратите внимание на самую известную диснеевскую историю про трех поросят.
ЗАСТАВКА
Е.ТЕН: Собственно, у меня все.
К.ЛАРИНА: И мы продолжаем программу `Отдел кадров`, которую ведем вместе с Михаилом Антоновым. Сегодня мы говорим о костюмном кино. Сегодня у нас в гостях Борис Бланк, Алла Плоткина.
М.АНТОНОВ: И я должен сказать, что спасибо всем за ответы на наш вопрос.
К.ЛАРИНА: Оказался очень простой вопрос, да?
М.АНТОНОВ: Да. И ответы мы уже перестаем принимать. Спасибо большое.
К.ЛАРИНА: Но по телефону.
М.АНТОНОВ: И объявим победителей через минут 15-20.
К.ЛАРИНА: Давай сейчас по телефону сразу примем один звонок и забудем про это.
М.АНТОНОВ: Да, тогда напомнить нужно...
К.ЛАРИНА: ...вопрос.
М.АНТОНОВ: Кто получил премию `Оскара` за костюмы не в этом году - в этом ее получил `Властелин колец`, а в прошлом году? Звоните по телефону.
К.ЛАРИНА: 203-19-22. Алле, здравствуйте. Ой, не получилось.
М.АНТОНОВ: До свидания.
К.ЛАРИНА: Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Фильм `Чикаго`?
К.ЛАРИНА: `Чикаго`.
М.АНТОНОВ: Абсолютно верно.
К.ЛАРИНА: Это правильно все. Почему так неуверенно? `Чикаго`, совершенно верно. Оставьте нам свой телефон. И вы у нас тоже получаете видеоподарки.
М.АНТОНОВ: Ну, вот так быстро.
К.ЛАРИНА: Снимайте уже наушники.
М.АНТОНОВ: И разобрались со всеми.
Б.БЛАНК: тем более, что я все равно не понимаю...
К.ЛАРИНА: Мы хотели продолжить разговор. Я вот хотела, чтобы Алла присоединилась к таким жарким речам Бориса Бланка. Я так понимаю, что не со всем согласны? Или согласны?
А.ПЛОТКИНА: Да, вы знаете, на самом деле вопрос о том, насколько актер способен органично носить костюм исторический, мне кажется, это никогда не бывает все, всегда, везде, всюду. Кто-то, когда-то, кое-где, иногда. Это вопрос мировоззрения. Мировоззрение, как известно, вещь индивидуальная, принадлежит каждому из нас. Для кого-то из актеров это вещь не осваиваемая. И это видно. И можно только делать какие-то замечания и говорить, что все-таки эта джинсовая походка выглядит фарсом в таком контексте. А для кого-то этот костюм - ну, вот я помню, что у нас Ольга Михайловна Остроумова фантастически присваивала себе практически любое платье.
К.ЛАРИНА: А настоящие, допустим, корсеты настоящие?
А.ПЛОТКИНА: Да, конечно.
М.АНТОНОВ: Даю уважаемому собранию справку, как говорит Валентин Гафт в фильме `Гараж`. Специально для съемок телесериала `Бедная Настя` было отреставрировано 200 костюмов `Ленфильма`, а мебель, стилизованную под конец XVIII - начало XIX века заказывали в Англии, Италии и Испании.
А.ПЛОТКИНА: Да, у нас как бы широкомасштабная постановка случилась, потому что все-таки 122 серии и по американской технологии это было произведено. И опять же по американской технологии сюжет развивается следующим образом - там есть определенное количество дней истории, да? Вот за 122 серии их, положим, было с лишним 30 дней. И внутри каждого дня существует один костюм у каждого персонажа, ну, если там не случились похороны или свадьба. Поэтому вот как бы так ориентируется производство - это костюм, грим 12-го дня, костюм, грим 14-го дня. Костюмов было много. Они были разные по качеству. Там было много у меня лично нареканий по тому, как это выглядело в кадре. Но их было много, и осваивать их приходилось. И вот если мы говорим о том, что иногда это выглядит нелепо, иногда это, в общем, ... Если ты не обращаешь внимания на то, что перед тобой актер, одетый в исторический костюм, значит, он в нем восхитительно в нем работает. Если ты обращаешь на это внимание - если есть зазор между...
К.ЛАРИНА: ...между воротником и шеей...
А.ПЛОТКИНА: ...тобой и тем, что ты видишь. Конечно. Если есть зазор между твоим восприятием и что ты видишь, значит, это неорганично.
М.АНТОНОВ: Алл, ну, неужели одна Остроумова была органична?
А.ПЛОТКИНА: Да, нет, ну, что вы. Я просто говорю о том, что...
Б.БЛАНК: Все были органичны, Алл.
А.ПЛОТКИНА: Нет, это не так. Доложу я вам, это не так. Нет, просто женщинам сложнее в этом существовать. Просто физически трудно двигаться так, чтобы это было изящно...
М.АНТОНОВ: Корсет надо, юбку...
А.ПЛОТКИНА: ...грациозно, мужчинам в этом смысле проще. Да, нет, и Лена Корикова была хороша - такая тонкая лань.
М.АНТОНОВ: Трепетная.
А.ПЛОТКИНА: Трептная, да, да, да.
К.ЛАРИНА: Меня, кстати, заинтересовало то, что нам справку дал Миша Антонов по поводу того, что все-таки костюмы, получается, из подбора, что называется, если они с `Ленфильма`, отреставрированные.
А.ПЛОТКИНА: Вы знаете, не все. Не все - что-то шилось, что-то реставрировалось, потому что такой объем, просто персонажей-то было человек 70.
К.ЛАРИНА: А у нас есть, вообще, в наших этих самых, на наших склАдах...
М.АНТОНОВ: СкладАх.
К.ЛАРИНА: ...складАх есть у нас костюмы...
А.ПЛОТКИНА: Есть.
К.ЛАРИНА: ...которые можно показать? Мы сейчас, когда делали, кстати, новости про костюмное кино, одно имя, мне кажется, важное не назвали. Это Дзеффирелли. Когда он сейчас привозил свою выставку - костюмы из его фильмов, это действительно отдельные произведения искусства. Вот у нас есть такого уровня костюмы, которые можно выставить на выставку на всеобщее обозрение?
А.ПЛОТКИНА: Наверняка, было, но не сохранилось.
К.ЛАРИНА: Может быть, Борис нам скажет. Есть что-нибудь?
Б.БЛАНК: Вот знает, на `Мосфильме` сейчас существует музей исторического костюма, исторического реквизита, антикварного, уникального в самом деле - то, что уже даже иногда нельзя давать, потому что это уже музейная ситуация. Это раритеты. И надо их просто восстанавливать. То есть имитировать. Делать новоделы, потому что их нельзя давать в самом деле. Но на `Мосфильме` есть, и есть образцы замечательные. Все это есть. Вся только ситуация и вся беда в том, что у Дзеффирелли - хороши костюмы, или не хороши, - я должен сказать, что это в самом деле уникальный человек, уникальный режиссер, у которого все органично, у которого никогда нет плебейства, не понимаю, в чем там тайна, какая-то есть тайна. Костюмы - такие, не такие, скорректированы... Ты об этом даже не думаешь. И, возможно, что его костюмы совершенно замечательны, но не менее замечательные мы можем найти и у нас. Почти подлинные, и даже подлинные. Но вся ситуация в том, что его костюмы воспринимаешь через его кино. Костюмы, какие бы ни были, почти невозможно воспринимать отдельно. Вот вы говорите - это костюм императрицы такой-то, настоящий костюм. И мы относимся к нему. Неважно, он может быть наивен для нас, он может быть даже смешной, смешон, потому что он соответствует определенному времени, которое нам смешно уже. Но тем не менее очень влияет на восприятие имидж. Знаете, имидж... что там? Жажда все, имидж ничто.
К.ЛАРИНА: Имидж - ничто.
Б.БЛАНК: Или наоборот, имидж - все, жажда - ничто. И поэтому я вам должен сказать, что `Мосфильм` у нас есть и все это есть, у нас есть очень грамотные художники. И были, и есть. И все есть. Вы знаете, но у нас же все-таки есть... замечательный совершенно был премьер-министр, сейчас он посол в Украине...
К.ЛАРИНА: Черномырдин.
Б.БЛАНК: Который сказал не ту фразу...
М.АНТОНОВ: Он много чего говорил.
Б.БЛАНК: Но он сказал: `Какую бы партию у нас ни создали - всё большевики`. И странное дело, вот что бы ни... Я занимаюсь и дизайном тоже, я смотрю, вот делаю просто по зарубежному проекту, точно. И все странно. И все дико. В чем дело? Не понимаю. Странное несовпадение мышления, эпох, современного ощущения и какие-то странные несовпадения. И вы знаете, это может быть самое удивительное в нашей жизни...
А.ПЛОТКИНА: Помните...
Б.БЛАНК: Мне говорят, что вот это замечательно. Сейчас, Алла, прости, я заканчиваю. Умница, раз вклинилась, значит, молодец. Значит, вы знаете, и я не понимаю, в чем дело. Я не понимаю. В самом деле, то, что умом понять нельзя и нельзя оценить культурой, то остается гадать, почему так.
А.ПЛОТКИНА: Я просто вспомнила в связи с этим довольно известное высказывание Фаины Георгиевны Раневской по поводу одного довольно масштабного исторического полотна. Она, посмотрев, сказала: `Это история о том, как слуги играют господ`. Это вопрос мировоззрения.
М.АНТОНОВ: Но проколы, кстати, бывают у всех. проколы бывают у всех. Уважаемые слушатели, если вы пересмотрите фильм `Покровские ворота`, вроде бы стилизация - 50-ые года, а фильм снимался в 70-ых, далеко ходить было не нужно. Но в последних кадрах бежит Костик в исполнении Олега Меншикова мимо ребенка. 50-ые года снимаются, напоминаю, а у ребенка во всю спину олимпийский Мишка.
А.ПЛОТКИНА: Не досмотрели.
К.ЛАРИНА: Ну, на самом деле таких блох можно найти где угодно. Мне кажется, что не об этом говорит Борис...
Б.БЛАНК: Это не суть дела. Мало того огрехи - они свойственны любому фильму, и американским фильмам и всем фильмам огрехи свойственны. И хорошо, что эти огрехи есть. По крайней мере, зритель может что-то почувствовать, он почувствует, что он прав, он увидел эти огрехи. Он прав. Пусть эти огрехи будут.
М.АНТОНОВ: Какое кино у вас вызывает наибольшее чувство гордости от проделанной работы? Вот фильмы, с которыми вы работали. Вот смотрите, и: `Вот это я сделал!`
К.ЛАРИНА: Молодец я!.
А.ПЛОТКИНА: Все. Думаю, что все.
Б.БЛАНК: Вы знаете, я вам должен сказать, там, где я работал...
М.АНТОНОВ: Начало хорошее.
Б.БЛАНК: Те фильмы, где я работал... Потому что многие фильмы я не видел, потому что чужие фильмы я не люблю, они мне органически неприятны, но там, где я работал... НУ, что вам сказать? Очень много грехов, безумное количество, безумное... Но все равно я их люблю все. У меня выхода нет - они мои. Что же мне сделать-то? Хотя грехов много. Единственно, что - я всегда пытался, работая на так называемых костюмных фильмах (а других фильмов я просто не знаю), я всегда пытался как-то примерить все равно структуру и ситуацию к конкретике актерской, к лицам. Это странное чувство, это надо интуитивно чувствовать. Это нельзя формально решить. Нужна интуиция. Справлялись, не справлялись. Но, кстати говоря, должен сказать, что, несмотря на то, что я вмешивался всегда в костюмный процесс, я костюмы только в театре делал. Потому что в кино работа над костюмом - сложнейший технологический процесс. Производственный. Художники кино по костюмам - это несчастные люди, несчастные. Их даже иногда не упоминают в рекламной продукции. Они гении, они фанаты, они сумасшедшие. То, что они делают, особенно в наших сериалах, понимаете, когда надо... исторический - не исторический, там все уже историческое. Потому что такое количество костюмов освоить невозможно при том кратком времени и таком жестком лимите финансовом... Они гении, я их люблю всех, потому что они гении. Меня когда-то хотели сделать художником по костюмам, и я понял, это - катастрофа. В театре - да. Проще, ограниченней, и большая культура цехов.
М.АНТОНОВ: Ксения, вот так если актеров послушаешь, многие говорят: `Снимаюсь в своем, вот из дома принес`. Вот бывает такое, когда современные такие... Что? Не бывает? Нет, ну, понятно, на `Бедной Насте` в своем невозможно.
А.ПЛОТКИНА: Нет, ну, почему? Мы сейчас снимаем `Дорогая Маша Березина` - тоже, в общем, скажу вам, костюмный фильм, потому что в своем никто не ходит.
К.ЛАРИНА: Это современная история, да?
А.ПЛОТКИНА: Это все равно каждому персонажу придумывается образ, в чем он может быть, в чем не может быть, они должны быть разными, несмотря на то, что это наши дни.
М.АНТОНОВ: Алл, ну, вот вы - режиссер нового поколения, куда костюмы-то потом отправляются?
К.ЛАРИНА: Обратно на `Ленфильм`.
А.ПЛОТКИНА: Не знаю, наверное, все костюмы, которые производились внутри компании `А-Медиа`, становятся собственностью `А-Медиа`. Если что-то попало...
Б.БЛАНК: Как патент?
А.ПЛОТКИНА: Да.
Б.БЛАНК: Абсолютно.
А.ПЛОТКИНА: Вряд ли это кому-то можно подарить.
М.АНТОНОВ: В общем, кто девушку платит, тот ее и танцует.
Б.БЛАНК: Кстати, на всякий случай, я вам должен сказать, на всякий случай, вот когда я работаю по костюмам, делаю в спектаклях, я всегда думаю так: `Так. Время требовало кринолинов`. Потом думаю: `Выйдут это бабье в бочках. Нет. Давайте сделаем чуть уже. Давайте найдем компромисс`. Когда не ищется этот компромисс, бочки на экране, бочки в театре. Поэтому когда вы мне говорите, золото мое, что вот мы заказывали там, там и все подлинное, я вам должен сказать, что это не достоинство. Достоинство - когда вы нашли компромисс между историей и сегодняшними, конкретными целями, потому что ходячие бочки кринолинные - они омерзительны, это задницы, это глупость, чудовищно.
К.ЛАРИНА: Ну, почему, сейчас как раз очень многие мужчины тоскуют по этим задницам высоким женским. Поэтому, вот эти самые бочки, они, может быть, для кого-то эстетическое наслаждение представляют.
Б.БЛАНК: Высокие задницы и сейчас есть, но они в обтяжку. И это совсем неплохо. Я сказал.
К.ЛАРИНА: Я бы хотела, чтобы вы несколько слов сказали вот о своем последнем фильме `смерть Таирова`. Это совсем другая эпоха, но это советская эпоха. Вот эта эпоха - 50-ые годы, 40-ые, 30-ые - эти эпохи удаются в нашем кинематографе, они органично смотрятся?
Б.БЛАНК: У меня только одна поправка - никогда не говорите `последний фильм`.
К.ЛАРИНА: По времени последний.
Б.БЛАНК: Говорите `предыдущий фильм`.
К.ЛАРИНА: Хорошо.
Б.БЛАНК: Я должен сказать, что... ну, это как раз на памяти многих, и много материалов, и это относительно просто. Но там есть гигантская сложность. Эта гигантская сложность заключается в том, что когда надеваешь - надеваешь на себя костюм, допустим, 50-ых годов, то плечи идут, рукава, знаете, как в Политбюро, перекрывают пальцы. То есть все равно это надо корректировать. Нельзя. Невозможно, невозможно, нельзя делать так, чтобы это все время смущало тебя, зрителя, чтобы им казалось, что неудобно, чтобы актеру было неудобно. Все равно придется корректировать. Сделать 50-ые годы - это не проблема. Это делают. 30-ые - не проблема. Ну, надевают белые кепки чудовищные, брюки, которые говорят, что это 30-ые годы. А ведь мода 30-ых годов была роскошна, и она ничуть не отставала от зарубежной. Она была абсолютно общеевропейской.
К.ЛАРИНА: То есть это уже такая мифология созданная?
Б.БЛАНК: Да, абсолютно. Ну, создана мифология определенная. И когда я вижу эти мятые... Хотя, когда я вижу, я думаю: `Господи, это так сложно нашим художникам`. И я прощаю им все. Знаете, я их люблю. И они - страдальцы. Но единственное, что надо бы учесть, что в самом деле корректировать надо. Есть вещи неудобные и для актера, и для восприятия зрителя. Ну, неудобны. Корректируйте спокойно. В конечном итоге в кино специалист - только вы, кто делаете кино.
М.АНТОНОВ: После слов Бориса Лейбовича мне хочется просто взять, организовать уже фонд помощи бедным кинохудожникам...
Б.БЛАНК: ...по костюмам.
М.АНТОНОВ: По костюмам.
К.ЛАРИНА: Я хотела просто сказать, как... это уже мое ощущение от современного кинематографа российского, мне кажется, что такая тенденция, возвращение стерильности некой. Если мы говорим даже о внешнем облике артистов. Вот мы сейчас говорили 30-ые, 40-ые, 50-ые, вот военные фильмы сейчас появляются. Вот я вспоминаю этот фильм `Звезду`, который, наверное, хороший по своему порыву, наверное, хороший.
Б.БЛАНК: Умница, слушай, как ты догадалась? Я думал, что один я понимаю это. Совершенно верно. Да. Странная ситуация. Ощущение костюмного фильма. Почему? Я даже не понимаю - вроде и в грязи купаются, да? Вроде и обжигаются огнем. В чем дело? В чем костюмность? Пока не понимаю. Это в самом деле, вы совершенно правильно... Вообще, этот фильм - удивительное явление, удивительное явление. Я не хочу его ругать, потому что в нем много, так сказать, замечательного...
К.ЛАРИНА: ...благородных порывов много.
Б.БЛАНК: Умница. Много благородных порывов. Но, странное дело, это конфета под названием 2-ая мировая война, Великая Отечественная. И я даже пока не могу понять, в чем дело. Даже лица конфетные.
М.АНТОНОВ: И в то же время посмотришь эпопею Озерова `Освобождение`.
К.ЛАРИНА: То же самое.
Б.БЛАНК: Нет, там идеология. Она прет, она ясна. Там это как бы идеология, там видно, и там доверяешь. Видишь, ну, вот это идеология, такой должен быть солдат, такой должен быть Черчилль, такой должен быть Гитлер, Сталин. Все, это идеология. Прощаешь по той простой причине, что видишь сверхзадачу, которой подчинено все. Но когда задача - сделать реалистический, человеческий фильм об этой страшной боли, то тогда конфета, леденец начинает тебя смущать. Но объяснить это впрямую. Может быть, я объясняю только одним - ну, как вам сказать, сытостью эпохи. Он не сытая, она у нас нищая вроде, и богатая, нищая. Но это фильм сытых людей.
К.ЛАРИНА: Благополучных.
Б.БЛАНК: Да. Вот и все.
К.ЛАРИНА: Ну, что, мы должны уже заканчивать потихонечку.
М.АНТОНОВ: Победителей назовем.
Б.БЛАНК: Погодите, а Алла? Хоть одно слово пусть скажет.
К.ЛАРИНА: Алла.
А.ПЛОТКИНА: Нет, я вас заслушалась.
К.ЛАРИНА: Алл, нет, действительно, согласны?
А.ПЛОТКИНА: Да нет, вы знаете, да что мы все так удивляемся? Мы живем в буржуазную эпоху, вполне себе глянцевую.
К.ЛАРИНА: Кстати, не обидно, когда так говорят про `Бедную Настю`, она ведь тоже продукт сегодняшнего дня. Да? Вот глянцевое кино.
А.ПЛОТКИНА: Да нет. Это заказ. Это заказ ровно тот, который транслируется аудиторией. Вы понимаете прекрасно, что, приступая к созданию какого-либо проекта, вы просчитываете, что хочет в этот момент видеть аудитория. Аудитория способна воспринимать глянцевую картинку, и, соответственно, вы либо отвечаете запросам, либо вы не создаете проект. Либо вы в офф-лайн...
К.ЛАРИНА: Да другие задачи, конечно. Телевизионное кино - это совсем другие задачи.
Б.БЛАНК: А кстати. Только одну фразу. Алл, я вам должен сказать, иногда даже противодействие заказу может быть идеальным заказом. Это тоже ситуация...
А.ПЛОТКИНА: Это тоже надо просчитывать.
Б.БЛАНК: Да, это надо просчитать.
М.АНТОНОВ: Вот так один раз попротиводействуешь и работу потеряешь.
Б.БЛАНК: Нет, Алла права. Его надо просчитать, противодействие.
А.ПЛОТКИНА: В этих вещах не бывает импровизации, это просчитывается.
Б.БЛАНК: Абсолютно согласен.
А.ПЛОТКИНА: Это просто более тонкий просчет.
Б.БЛАНК: Значит, за тонкий просчет?
К.ЛАРИНА: Да, это тост.
Б.БЛАНК: Да.
К.ЛАРИНА: Ну, что, мы заканчиваем нашу программу. Я очень рада, что у нас такие интересные люди собрались, просто на удивление. Да, так рано и так активно. Я просто преклоняюсь. Надеюсь, что не последняя встреча. Встретимся в другое время, да? В следующий раз. Борис Бланк, Алла Плоткина, Михаил Антонов, Ксения Ларина. И я хочу прочитать список наших победителей, которые ответили правильно на наш вопрос, кто получил `Оскара` за костюмы в прошлом году. Это `Чикаго`. (Список победителей)
М.АНТОНОВ: И мы послушали песню из кинофильма `Мулен Руж` в самом начале программы. У нас, естественно, есть наш советский ответ, тоже костюмный фильм. Спасибо огромное нашим гостям. И мы с Ксенией можем проанонсировать тему нашей следующей встречи. Тема будет в преддверие выхода `Шрек-2`, который, по сути, является все-таки отрицательным персонажем в самом начале мультфильма. Тема нашей следующей встречи - `Любимые негодяи`.


15 Август 2004
old.echo.msk.ru

Док. 589024
Перв. публик.: 15.08.04
Последн. ред.: 09.09.09
Число обращений: 0

  • Бланк Борис Лейбович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``