На этом фоне (Кинотавр - 2004 - прим.ред) "Смерть Таирова" Бориса Бланка производит впечатление шедевра, хотя и этому культурному фильму-спектаклю с прекрасными актерскими работами явно не хватает кинематографической энергии. Фильм посвящен истории двух репетиций, единству и борьбе разных шоу, поставленных различными режиссерами: художником и государством. Акцентируя проблему отношений гения и режима, Бланк перенес время действия из 20-х годов в 1949, когда страна готовилась к 70-летию Сталина, маршировала, рапортовала, сдавала досрочно. Таиров, категорически отказавшись от постановки современной пьесы, взялся за "Принцессу Брамбиллу" Гоффмана, масочное карнавальное действо, травестирующее власть, но являющееся ее двойником. "Государство - шарлатан и артист - шарлатан, кто кого перешарлатанит", - раздается с подмостков Камерного театра. Власть тоже шутит над Таировым, и режиссер оказывается в психушке. Смеющаяся власть - единственное, перед чем бессильна смеховая культура, - считал Михаил Бахтин. Когда прекращается политическая борьба и остается власть, она, наравне с эстрадой, становится одним из телевизионных развлечений. В условиях, когда политики и чиновники высоких рангов не покидают эстрадных подмостков, "Смерть Таирова" кажется весьма своевременным кино.
ЛЕОНОВА Евгения. Кто кого перешарлатанит // Независимая газета. 07 июня 2004
Док. 589020 Перв. публик.: 07.06.04 Последн. ред.: 09.09.09 Число обращений: 0
Бланк Борис Лейбович
|