В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Минздрав наступит на горло рекламе и потребителям Назад
Минздрав наступит на горло рекламе и потребителям
Министерство здравоохранения "в интересах рядовых покупателей" предлагает запретить рекламу лекарств на телевидении и радио

Минздрав выступает за полный запрет рекламы лекарственных препаратов на радио и телевидении. Об этом сообщила в понедельник, 27 октября, на пресс-конференции заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Стуколова. По ее словам, в последнее время реклама лекарств привела к неоправданно высокому их потреблению, когда без совета врача приобретаются "недешевые и не всегда эффективные медикаменты". Сведения же о тех или иных медикаментах, по мнению замминистра здравоохранения, должны быть в первую очередь "закрытым знанием сугубо профессионального сообщества", а не использоваться для коммерческого продвижения лекарств на потребительском рынке. Эксперты называют заявление г-жи Стуколовой популизмом и говорят, что шансов, что реклама лекарств будет столь серьезно ограничена, немного: корректировка рекламного законодательства - это все-таки прерогатива парламента. Однако в случае если радикальное предложение Минздрава будет все же одобрено законотворцами, пострадают в первую очередь потребители. Поскольку реклама рецептурных лекарств и так запрещена в массовых СМИ, запрет ударит по препаратам, отпускаемым без рецепта, - аспирину, противокашлевым сиропам и т.д., в итоге именно рядовым покупателям фактически будет отказано в получении информации об этих лекарствах по ТВ и радио. Поэтому логичным шагом было бы не запрещение рекламы медпрепаратов, а только усиление контроля над ней.

Цель инициативы Минздрава - защитить россиян от последствий неоправданно высокого потребления лекарств. "В условиях невысокой потребительской культуры покупателей вводит в заблуждение любая реклама "чудодейственного средства"", - сказала Татьяна Стуколова на пресс-конференции. По ее словам, сейчас в России наблюдается "настоящий аптечный бум". Реклама же в СМИ тех или иных медикаментов, препаратов или приспособлений только подстегивает этот процесс (как сообщили RBC daily в исследовательской компании TNS Gallup AdFact, в 2002 году по объему времени реклама лекарственных препаратов и пищевыхдобавок на ТВ опередила даже пивную рекламу).

В этой связи, отмечает Татьяна Стуколова, "число лекарств, которое применяется сейчас в лечении, неоправданно высоко". Это, по ее мнению, вредит здоровью россиян.

По словам экспертов, позиция министерства здравоохранения по меньшей мере спорна. "Сегодня, когда у Минздрава нет средств на пропаганду той же гигиены, реклама лекарств и сопутствующих товаров выполняет незаменимую информационную функцию", - сказал RBC daily Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА). Поэтому шансы, что запрет все-таки вступит в силу, невелики. "Исполнительная власть, каковой является Минздрав, не может издать такой запрет. Запрещать или не запрещать рекламу лекарств - это вопрос, который должны решать законодатели", - сказал RBC daily Вадим Желнин, генеральный директор Ассоциации рекламодателей.

Однако если запрет рекламы лекарств на ТВ и радио все-таки будет принят, это приведет к серьезной встряске фармацевтического рынка. "Дело в том, что существует категория OTC - лекарств, которые могут продаваться без рецепта и предназначены для использования пациентом при состояниях, которые допускают профилактику заболеваний, либо не несут серьезной угрозы здоровью пациента (при этом безрецептурное средство может быть прописано доктором). Их реклама сегодня разрешена повсеместно. С учетом того, что 45-55% от всех продаваемых лекарств составляют лекарства, которые продаются без рецепта, возможный запрет, безусловно, ударит по ним", - сказал RBC daily Николай Демидов, директор Центра маркетинговых исследований "Фармэксперт". Рекламодатели же в случае запрета рекламы на ТВ и радио будут вынуждены сосредоточиться на прессе, "наружке", рекламе в местах продаж. Но в первую очередь, утверждают рекламщики, от ограничения рекламы лекарств пострадают потребители. "Нельзя отказывать производителям, например, анальгина или аспирина в праве рекламировать эти препараты. Такой запрет будет ущемлять права потребителя в получении информации об этих лекарствах", - говорит Владимир Евстафьев.

Специалисты говорят, что самое главное - регулировать содержание рекламы лекарственных средств, а не способы ее распространения. Ведь на сегодня гораздо более серьезной проблемой является не реклама лекарств в принципе, а ненадлежащая реклама лекарственных средств, которые должны отпускаться по рецепту. Дело в том, что закон о лекарственных средствах имеет ограничение: рецептурные лекарственные средства могут рекламироваться только в профессиональной прессе, которая направлена на врачей. Речь идет, например, об антибиотиках, сильнодействующих препаратах, способных при неправильном их употреблении нанести вред как здоровым, так и больным людям. "Но этого ограничения недостаточно. Производители научились рекламировать рецептурные лекарства в обход этого закона", - отмечает Николай Демидов. Поэтому логично, по его словам, было бы проверять рекламу лекарств на достоверность, а также усилить контроль за рекламой рецептурных лекарственных средств.

Солидарен с этой точкой зрения и Вадим Желнин. "Во многих странах есть единственное ограничение: нельзя позиционировать нелекарственные средства как лекарства и наоборот - лекарства как нелекарственные средства. Ведь средство, претендующее называться лекарством, должно пройти клинические испытания и без надлежащего статуса позиционирование его как лекарства должно быть запрещено", - отмечает он. Показательным примером является, например, реклама БАД, в которой говорится о том, что это лечебные средства, - которыми они, однако, фактически не являются. Кроме того, по словам Вадима Желнина, при рекламе медпрепаратов нужно исходить из того, что любое лекарство обладает побочным действием. Поэтому в том или ином виде в рекламе лекарства должно быть предупреждение о необходимости обращения к врачу с целью консультации о его применении. "Это может быть как прямое, так и неявное, не бросающееся в глаза указание (это еще предмет для дискуссий), но оно обязательно должно присутствовать в таком рекламном сообщении", - говорит г-н Желнин. По его словам, вопрос о специальном регулировании рекламы лекарственных средств действительно назрел и, по-видимому, решение этого вопроса станет одной из обязательных задач будущей Думы. Функция же Минздрава сегодня - не выступать за запрет рекламы лекарств, а помогать МАПу в контроле за соблюдением рекламного законодательства в тех случаях, если нужно доказать недостоверность информации, которая дается в рекламном сообщении. "Самостоятельно МАП не может выносить решения о ненадлежащей рекламе лекарств, и здесь необходимы заключения специалистов, в данном случае - медиков", - говорит Вадим Желнин.


Андрей Сердечнов

28.10.2003

www.rbcdaily.ru

Док. 588468
Перв. публик.: 28.10.03
Последн. ред.: 08.09.09
Число обращений: 0

  • Стуколова Татьяна Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``