В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
2008-й: кто победит и с каким счетом? Круглый стол `сетевого` Назад
2008-й: кто победит и с каким счетом? Круглый стол `сетевого`
"Сетевой журнал" и информационно-аналитический центр "Телеком-Форум" накануне выставки "Связь-Экспокомм-2005" провели круглый стол для обсуждения очень немодной сегодня и, по мнению просвещенной телекоммуникационной публики, совершенно бессмысленной темы - достоинств и перспектив той или иной технологии широкополосного доступа. Как совершенно точно знают участники проводимых в последние годы конференций, семинаров и презентаций, технологии не имеют никакого значения. Главное - это услуга, или, вернее, набор услуг, которые предлагаются клиенту. Не технологиями, а услугами ценен оператор. Только сервисы определяют конкурентные преимущества на рынке     
        

Эксперты из "Сетевого" и "Телеком-Форума" придерживаются несколько иной точки зрения, где-то даже ретроградской. Мы считаем, что незнание или неучет готовности, возможностей, перспективности и просто стоимости различных технологий приводят к тяжелейшим экономическим потерям, к неспособности предоставить клиенту наиболее востребованные услуги и даже к уходу игроков с рынка. Самым печальным в этом плане примером является банкротство нескольких крупнейших в мире поставщиков широкополосного беспроводного доступа, сделавших на рубеже веков ставку на технологию LMDS. Наиболее масштабной по финансовым потерям была ошибка Deutsche Telekom, вовремя не осознавшего бесперспективность технологий, применяемых в сетях ISDN. В недавней истории больше потеряла, наверное, только корпорация AT&T, попавшаяся и на LMDS, и на HFC (последнюю она начала внедрять еще до того, как та дозрела до уровня, обеспечивающего рентабельность предоставления услуг телефонной связи частным клиентам). Эти и другие ошибки привели к закату некогда крупнейшей телекоммуникационной компании мира. Теперь она может лишь рассчитывать на опеку одной из бывших своих дочек - SBC, которая приобретает "биологическую" мамашу за 16 млрд. долл. А ведь каких-то семь лет назад AT&T сама спокойно выкладывала 68 млрд. за бесполезные, как потом оказалось, HFC-активы.

А сколько денег по всему миру с начала 90-х годов прошлого века было зарыто в землю на телевизионных ADSL-проектах и затем, уже в новом тысячелетии, - на оптике в каждую квартиру (FTTH, FTTP или FTTU). Авторы этих проектов думали только об услугах и совсем не учитывали себестоимость технологических решений и готовность клиента оплачивать безудержные фантазии поставщиков сервисов. Именно поэтому "Сетевой" и "Телеком-Форум" постоянно стремятся опустить с небес поборников передовых телекоммуникационных решений, обратить их внимание на готовность к коммерческому внедрению той или иной технологии и сопоставить себестоимость технологического решения с платежеспособностью потенциального клиента.

Итак, мы попытались заглянуть в 2008 год и подсмотреть:
# какая технология широкополосного доступа будет в это время господствовать в телекоммуникационных сетях;
# стоит ли мечтать нашим операторам об оптике в каждую квартиру или о WiMax-вышках на каждом углу;
# надо ли замахиваться на массовые услуги, требующие гигабитных, 100-мегабитных или даже 70-мегабитных скоростей, о которых твердят некоторые недобросовестные или не очень сведущие пропагандисты WiMax.

Может быть, имеет смысл обратить внимание на технологии, которые некоторые передовики уже списали в архив, и именно для них разрабатывать сервисные модели?

Е. Евдокименко: Начать беседу я предлагаю с обсуждения такого вопроса: "Кому, кроме производителей соответствующего оборудования, нужен этот широкополосный доступ?" Поскольку в нашей стране нет установившегося понятия широкополосности, то я властью ведущего на период нашего заседания определяю минимальную пропускную способность широкополосного канала для частного пользователя и сектора SOHO в 200 кбит/с в обе стороны. Этот параметр для корпоративного пользователя оставляю на ваше усмотрение. И еще одно уточнение: мы сегодня говорим о любых технологиях широкополосного доступа независимо от того, в каких сетях они применяются - мобильных или фиксированных, с проводами или без них, общего пользования или корпоративных.

С. Игуменов: Широкополосный доступ нужен всем потребителям мультимедиа-услуг. Другое дело, что не все, кому он нужен, могут себе его позволить. Есть надежда, что в связи с развитием рыночных отношений и экономики, не прекращающимся ростом цен на нефть доля так называемого среднего класса в России будет увеличиваться. На мой взгляд, современный социум просто не может существовать без широкополосного доступа в интернет. Его деловая, активная часть уже привыкла в любом месте и в любое время получать требуемую информацию независимо от ее размещения - будь то корпоративная сеть, открытые источники в интернете или, например, система "умного дома", включая видеонаблюдение, охрану личного автомобиля и т.д. Естественно, за все это нужно платить, поэтому количество пользователей широкополосного доступа определяется уровнем платежеспособности как отдельных компаний, так и всего населения. А потенциально широкополосный доступ нужен всем тем, кто имеет персональный компьютер (настольный, портативный или карманный) либо современный мобильный телефон типа смартфона. И еще: существует мнение, что развитие широкополосного доступа - не столько следствие развития современного общества, сколько одна из причин этого обстоятельства.

Е. Евдокименко: Как-то не очень коррелируют данные о количестве в стране широкополосных каналов (несколько сот тысяч) и компьютеров (15 млн.), я уж не говорю о числе сотовых телефонов на руках россиян.
Виталий Гончаров
Виталий Гончаров - генеральный директор ЗАО "Группа компаний Консул"

В. Гончаров: Сегодня пользователю уже неинтересен доступ в интернет сам по себе: на эту красочную упаковку клиент больше не клюет. "Порнухи" уже насмотрелись. Я, конечно, говорю о Москве. За ее пределами, наверное, еще можно продавать "голый" интернет, но это тоже дело времени. Сейчас клиента интересует контент, причем в широком смысле этого слова. Например, компания CTI уже готова поставлять решение для предоставления видео поверх IP. Это уже не IP-телефония, а самое настоящее IP-телевидение для конечного клиента. Но требуется канал шириной 5 Мбит/с. Вот для чего нужен широкополосный доступ. Скажу так: широкополосный доступ нужен для получения "тяжелого" контента. Что еще может входить в это понятие?.. Высококачественное фото и видео.

Е. Евдокименко: Вы знаете, что-то очень похожее я слышал еще в 2002 году от тогдашнего главы "МТУ-Интела" Николая Репина. Он даже заявил, что все, кто хотел в Москве получить высокоскоростной канал доступа, уже подключились. До 1 сентября 2004 года темп новых подключений и по ADSL, и в так называемых домашних сетях (ДС) в какой-то степени подтверждал его слова. И вдруг с сентября по декабрь 2004-го к ADSL-сети МГТС подключилось в четыре раза больше пользователей, чем за все предыдущие четыре года ее существования. Вы не в курсе, что там у них произошло? Вроде никакого нового, тем более тяжелого, контента не появилось, а количество частных лиц, жаждущих голого интернета, увеличилось в пять раз - с 20 до 100 тыс. Кстати, в конце марта было объявлено, что у "МТУ-Интела" уже 150 тыс. ADSL-клиентов.

В. Гончаров: В наших Ethernet-сетях прибавление абонентов шло стабильно как до 1 сентября, так и после. Темп новых подключений у нас скачкообразно не изменялся. Мы продолжали подключать в месяц от 1 до 2 тыс. абонентов. Были лишь небольшие отклонения, хотя мы подровняли наши тарифные планы под "Стрим Нео". А что касается "МТУ-Интела", то с появлением у них безлимитных тарифов возник вопрос о конкурентоспособности других поставщиков широкополосного доступа, и все они стали пересматривать свои тарифы в сторону удешевления. Таким образом, услуга стала доступной для гораздо большего количества пользователей с самым разным уровнем доходов.

Возвращаясь к вопросу о том, кому нужен широкополосный доступ, хотел бы обратить внимание на государственные и бюджетные организации. В качестве примера могу привести работу нашей компании с Департаментом образования Москвы. Множество школ теперь практикует прием экзаменов в онлайновом режиме; это как раз один из случаев, когда необходима постоянная и бесперебойная связь.
Светлана Белова
Светлана Белова - заместитель генерального директора компании "МТУ-Интел"

С. Белова: Хорошо известно, что произошло 1 сентября. В том, что "случилось", нет ничего удивительного. На рынке услуг широкополосного доступа появилось предложение "МТУ-Интела" с тарифами без ограничения трафика и "правильной" абонентской платой в 20 и 24 долл. Тарифное предложение было сформулировано на основании результатов специально проведенного маркетингового исследования.

Что касается влияния этого неординарного события на изменение спроса на услуги локальных операторов, то могу подтвердить, застав этот момент в "Комкоре-ТВ", что уровень новых подключений и лояльность абонентов локального оператора никак не изменились после появления безлимитных тарифов семейства "Стрим Нео". Взрывной рост абонентской базы "МТУ-Интела" связан с повсеместной доступностью услуг и высоким уровнем информированности населения благодаря широкой и целенаправленной рекламной кампании. Пользователи ждали подобного предложения уже довольно продолжительное время, и верное тарифное предложение и качество информационного обеспечения вызвали немедленный отклик.
Владимир Колдаев
Владимир Колдаев - генеральный директор компании ООО "Альвис-Сети"

В. Колдаев: Я также считаю, что широкополосный доступ в России нужен среднему классу, представителей которого, к сожалению, еще не так много, как в Западной Европе или Северной Америке. У нас к этому классу можно причислить семьи с месячным доходом от 1 тыс. долл. на душу, а в регионах, наверное, начиная от пятисот. С развитием рыночных отношений средний класс будет расширяться и, следовательно, спрос на высокоскоростной доступ повысится. Пока же из-за высокой стоимости этого сервиса его реальными пользователями, особенно в регионах, являются главным образом крупные и средние компании, рост бизнеса которых невозможен без постоянного высокоскоростного обмена информацией. Для того чтобы количество пользователей возросло, либо услуги доступа должны подешеветь, либо доходы потенциальных пользователей - возрасти. Второй вариант проблематичен, а вот первый, и мы наблюдаем это в Москве, вполне реализуем.

Я полагаю, что к 2008 году до 80-90% представителей среднего класса будет пользоваться широкополосным доступом в интернет, причем независимо от наличия тяжелого контента непосредственно у поставщика доступа. Если тот не предоставляет необходимых ресурсов, пользователь найдет их в интернете.
Юрий Писарев
Юрий Писарев - главный эксперт компании InfiNet Wireless

Ю. Писарев: Все определяется доступностью услуги, не более того. Широкополосный доступ в интернет хотели бы иметь 90-95% владельцев компьютеров. Чем доступнее услуга, тем более она востребована. Давайте обратимся к истории развития сотовой связи на российском рынке. Десять лет назад мобильный телефон был роскошью, которую могли себе позволить либо те, кому он абсолютно необходим, либо очень состоятельные люди, для которых телефон представлял собой некий атрибут статуса. Сейчас же практически все пользуются услугами мобильной телефонной связи. То же самое будет и с широкополосными каналами, как только услуга станет доступной. А доступность сервиса в значительной степени зависит от стандартизации оборудования. Если говорить, например, о WiMax, то эту технологию сделает доступной выпуск массовыми сериями дешевых абонентских устройств. По всей видимости, после 2008 года стоимость абонентских устройств снизится приблизительно до 200 долл., и WiMax-услуги смогут себе позволить если не все, то многие пользователи широкополосного доступа.
Агния Фурщик
Агния Фурщик - начальник отдела по развитию бизнеса компании "Голден Лайн"

А. Фурщик: Если из плоскости частных пользователей сместиться к обсуждению корпоративных клиентов, то надо заметить, что для них широкополосный доступ - это каналы с пропускной способностью от 2 Мбит/с. И тенденция к увеличению спроса на широкополосные каналы, бесспорно, наблюдается. Одним из факторов, стимулирующих спрос, является увеличение трафика в корпоративных сетях передачи данных за счет внедрения автоматизированных систем (ERP, CRM и прочих). Наблюдается рост спроса на различные видеосервисы (видеонаблюдение, видеоконференцсвязь). Именно видео представляет собой наиболее ресурсоемкий вид трафика. Однако надо заметить, что для корпоративного пользователя видео всегда будет оставаться экзотикой, поскольку только в редких случаях, например в телемедицине, оно может быть критично для ведения бизнеса. Еще одним приложением, генерирующим трафик, в ближайшее время, наверное, станут услуги call- и contact-центров, которые увеличат нагрузку на телефонные каналы.

Однако нельзя забывать, что главной движущей силой бизнеса является рационализм. В условиях финансовых ограничений, налагаемых рыночными механизмами, компании при выборе технических решений отталкиваются от своих потребностей. Если промышленному холдингу необходима бесперебойная связь между крупными филиалами с возможностью проведения видеоконференций или если связь нужна бизнес-центру, то актуальным может оказаться 10- и даже 100-мегабитный канал. Если же речь идет об обеспечении небольших точек простейшими сервисами (электронная почта, несколько телефонных линий, связь с главным офисом для проведения неких транзакций), то такие потребности вполне укладываются в низкоскоростной канал от 64 до 256 кбит/с.

В. Колдаев: Я хотел бы добавить, что среди технологий, пользующихся в последнее время большой популярностью, далеко не последнее место принадлежит IP-телефонии. Две трети клиентов нашей компании, соединяя телефонные станции по VoIP, организуют единое адресное пространство. Но качественная реализация телефонии по этой технологии, одновременно с работой бэк-офиса и других сетевых приложений, предполагает наличие высокоскоростного доступа. И это еще одна из причин того, что уже сейчас практически нет корпоративных заказчиков, для которых канала в 256 кбит/с достаточно. Как правило, я сегодня не вижу компаний со штатом сотрудников более 30 человек, заказывающих каналы меньше 512 кбит/с. Можно сказать, что если в организации больше 30 сотрудников работает в интернете, то она заказывает канал не менее 512 кбит/с, обычно же это 1-2 Мбит/c.

Е. Евдокименко: Как участники круглого стола относятся к следующему тезису: "К 2008 году в России, так же как уже сейчас во всем мире, на рынке широкополосного доступа будет господствовать технология ADSL"? Под господством мы в "Сетевом журнале" понимаем долю в общем количестве эксплуатируемых широкополосных каналов свыше 50%. Я хотел бы, чтобы первый ответ прозвучал из лагеря ДС - главного конкурента ADSL в Москве.

В. Гончаров: Скажу так: по определению мы не можем конкурировать с городскими телефонными сетями. У них стопроцентное проникновение в жилой фонд, что обеспечивает более низкую себестоимость подключения клиентов. Мы же строим сети сами, и на это требуются очень и очень большие инвестиции. Конечно, мы иногда арендуем каналы у магистральных операторов (например, у "Комкора"), но уже с позапрошлого года прокладываем свою собственную оптическую транспортную сеть, которая объединит между собой все районные сети и обеспечит их подключение к точкам обмена трафиком на М9 и М10. Другими словами, у нас очень высокие и постоянные затраты на строительство инфраструктуры. Телефонные операторы лишь устанавливают DSL-оборудование на своих АТС. Еще кое-что они тратят на рекламу и на удержание клиентов. Поэтому вполне закономерно, что через три года ADSL будет лидировать.

С. Игуменов: Существует определенная схожесть в тенденциях развития рынка услуг широкополосного доступа в России и в мире. Исходя из этого, а также предполагая дальнейшее последовательное развитие российского рынка, можно сказать, что в 2008 году доминирующую роль действительно будет играть DSL-доступ, и прежде всего ADSL как технология для домашнего сектора и SOHO. Если же сегодня в этих сегментах превалируют ДС, то это по большому счету от бедности.

Что же касается других технологий, то к 2008 году значительно расширится ниша беспроводных систем широкополосного доступа, и произойдет это в основном за счет WiMAX-сертифицированных решений, которые с выходом на уровень серийного производства должны существенно подешеветь. Разумеется, дешевизна абонентских устройств WiMAX относительна и по сравнению с ADSL-модемами они будут дороже, тем не менее их первоначальная стоимость, которая должна составить, по моим предположениям, 300-400 долл., к 2008 году сократится до одной-полутора сотен. А при таком уровне цен рост количества WiMAX-подключений будет просто галопирующим, хотя по общему количеству пользователей эта технология будет отставать от рынка ADSL-подключений. К 2008 году на долю WiMAX-систем придется от 3 до 5% общего числа абонентов в сетях широкополосного доступа. Всего же, по оценке The Yankee Group, к 2008 году доля беспроводных абонентов достигнет 8% от общего числа пользователей широкополосного доступа.

И еще. Важно, что WiMAX-системы уже в ближайшем будущем, еще до 2008 года, смогут дать пользователю то, что никогда не дадут ему проводные системы, а именно мобильность. И это ключ к рынку. Мобильный пользователь с портативным устройством - это новый клиент для поставщика услуг широкополосного доступа. Его не было раньше. И за таких новых клиентов стоит побороться.

Е. Евдокименко: Хочу дать небольшую справку. На выставке CeBIT 2005 "Сетевой журнал" опросил представителей первой тройки компаний, объявивших о готовности предъявить к июлю свое оборудование на WiMAX-сертификацию. В Airspan ожидают, что их домашнее абонентское WiMAX-устройство будет стоить 300 долл. Аппаратура с внешними антенной и радиоблоком - уже 400 долл. Стоимость же подобных устройств Alvarion и Redline составит порядка 500 долл. А розничная цена ADSL-модема уже сейчас в среднем не превышает 60 долл.

Ю. Писарев: Условия для конкуренции беспроводного доступа и ADSL скорее всего появятся позже 2008 года, вместе с массовым выходом на рынок продуктов "мобильного" WiMax (стандарт IEEE 802.16e). Но речь будет идти о подключении абонентов к инфраструктуре уже развернутых базовых станций беспроводных сетей. Только тогда наступит новый этап развития технологии, новая идеология доступа, и только тогда можно будет говорить о конкуренции фиксированного DSL и "мобильного" WiMax.
Виталий Штыркин
Виталий Штыркин - руководитель отдела развития услуг компании "Голден Телеком"

В. Штыркин: С заявленным ведущим тезисом можно согласиться, стоимость подключения играет важную роль при завоевании рынка. Например, стоимость ADSL-оборудования - как узлового, так и клиентского - уже сделала подключение доступным для домашнего пользователя. Цена оборудования WiMax к 2008 году скорее всего не успеет опуститься до приемлемых для этой категории клиентов значений. Кроме того, ограниченный частотный ресурс также не уменьшает стоимости WiMAX-услуг.

А. Фурщик: Говоря о вариантах предоставления широкополосного доступа, нельзя ограничиваться только рассмотрением технологий ADSL и WiMax. Корпоративный пользователь, нуждающийся, с одной стороны, в скоростном доступе, а с другой стороны - в безопасности и надежности этого доступа, будет ориентироваться на организацию прозрачных выделенных каналов, IP-решения, оптическое подключение к сетям Gigabit Ethernet.

ADSL для корпоративного сектора и в 2008 году будет слабо использоваться на корпоративном рынке, разве что в среде малого бизнеса, для которого не столь важны бесперебойность, безопасность и гибкость услуг. Что касается WiMax, то он вряд ли успеет приобрести к этому времени большую популярность, и, видимо, корпоративные пользователи будут прибегать к нему лишь в ряде случаев, причем скорее вынужденно.

В. Колдаев: К сожалению, все говорит о том, что в 2008 году действительно будет лидировать ADSL. Я говорю "к сожалению", так как являюсь сторонником широкополосного беспроводного доступа (ШБД), причем не фиксированного, а мобильного. Я убежден, что рано или поздно в области высокоскоростного доступа в интернет должна произойти революция, в результате которой широкое распространение получат именно мобильные технологии. И главную роль здесь сыграет, очевидно, WiMax в версии для кочующих пользователей, хотя соответствующий стандарт еще не утвержден. Поэтому, а также в связи с проблемами российской законодательной базы и распределения частотных ресурсов "мобильный" WiMax вряд ли успеет получить достаточное развитие в ближайшие три года. Но пройдет еще несколько лет, и сдвиг в пользу беспроводного доступа произойдет, так как к тому времени уже начнутся массовые продажи WiMax-сертифицированных устройств, стоимость которых постепенно будет приближаться к цене ADSL-модемов.

Если же мы фокусируем внимание именно на 2008 годе, то, по моим прогнозам, ADSL будет охватывать около 60% рынка.

С. Белова: На самом деле господствующей технологией будет IP, а спор о типе кабеля и протоколов нижнего уровня мне представляется бессмысленным. Важен не носитель, а потребительские ценности, доставляемые с его помощью, и качество доставки, обслуживания. Наверное, в городах, где есть абонентские телефонные сети, можно рассчитывать на то, что преобладающей технологией доступа будет ADSL, поскольку клиенты уже имеют телефонную линию, по которой легче всего добраться до них. В тех же местах, где проводных сетей не существует, всегда будет дешевле организовать беспроводной доступ. Если случится так, что самым востребованным интерактивным сервисом окажется телевидение, то самой естественной средой для доставки этой услуги являются сети HFC с обратным каналом. Если усилия по созданию нормативной базы для услуг цифрового телевидения увенчаются успехом, то можно рассчитывать на то, что телевизионные услуги будут предоставляться на любых наложенных IP-сетях, разумеется, при соблюдении гарантий качества их доставки.

Факторов, которые определяют пропорции распределения технологий и мнимое господство какой-то из них, очень много, в том числе в значительной мере и политических, поэтому нельзя говорить о преобладании HFC, ADSL или Ethernet. Я уверена, что в Москве и Питере ADSL и Ethernet поделят рынок.

Е. Евдокименко: Просто не могу удержаться, чтобы не подчеркнуть, что среди участников нашего круглого стола в господстве ADSL в 2008 году не уверен только представитель крупнейшего российского ADSL-провайдера. Сейчас Светлана затронула вопрос "самого востребованного сервиса". А могут ли присутствующие спрогнозировать, какое приложение в период до 2008 года в наибольшей степени будет увеличивать спрос на каналы широкополосного доступа?

В. Колдаев: Телевизионные и видеоприложения действительно могут стать самыми популярными к 2008 году. Наше недавнее исследование показало, что сегодня на рынке имеется достаточно широкий выбор оборудования для видеоконференсвязи. Самое дешевое, некоммерческого уровня оборудование - это Web-камера и монитор, которые при помощи функции в Microsoft NetMeeting обеспечивают видеосвязь. Следующим по уровню идет оборудование, например, производства D-Link стоимостью порядка 300 долл. Оно представляет собой некую видеоконференц-приставку с камерой, микрофоном и динамиком, соединяющуюся с обычным телевизором и имеющую Ethernet-выход. При наличии канала от 128 кбит/с это оборудование позволяет организовать простейшую, но достаточно удобную видеоконференцию. Но и это - не совсем коммерческий уровень, и нельзя говорить о массовости данного продукта. Для организаций стоимость таких устройств доступна, хотя качество они обеспечивают невысокое. Для частных пользователей - это дорого.

Наиболее надежное и качественное оборудование производит компания Polycom, и стоит оно 3-5 тыс. долл. за точку. Безусловно, подобные устройства могут позволить себе только крупные компании.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод, что на настоящий момент на рынке оборудования для видеоконференцсвязи нет массового продукта, который обеспечивал бы связь коммерческого качества и при этом был бы доступен для обычного пользователя. Но как только появится оборудование стоимостью до 300 долл., поддерживающее разрешение от 352х288 точек при частоте не менее 15 кадров в секунду, приложения видеоконференцсвязи станут очень востребованными. Конечно, их популярность не будет столь же глобальна, как у телефонии, но, думаю, они смогут претендовать на 15-20% от объемов телефонной связи. Правда, произойдет это, видимо, не раньше 2010 года.
Александр Милицкий
Александр Милицкий - независимый эксперт

А. Милицкий: В настоящее время приложения, увеличивающие спрос на каналы широкополосного доступа, - слабое место рынка. Дело в том, что в России почти нет легального контента, который требовал бы высокоскоростного доступа и при этом был бы обеспечен платежеспособным спросом. В основном интернет-пользователей интересуют фильмы, музыка и программное обеспечение, копирование и распространение которых в подавляющем большинстве случаев незаконно. Безусловно, кто-то скачивает из интернета и файлы, на которые не распространяется законодательство о защите авторских прав, - например, дистрибутивы Linux и условно бесплатные программы, - но подобный трафик в масштабах любого оператора широкополосного доступа незначителен. Для того же, чтобы проверять электронную почту, общаться по ICQ или пользоваться поисковыми системами, вполне достаточно коммутируемого доступа.

С точки зрения спроса на высокоскоростные каналы самой большой проблемой является именно отсутствие реальной необходимости менять дешевый коммутируемый доступ на постоянный. Да, конечно, удобно иметь свободную телефонную линию, но сейчас я плачу 5 долл. в месяц, а за постоянный доступ надо платить как минимум пятнадцать.

В роли killer apрlication, способного увеличить спрос на каналы широкополосного доступа, может выступить Skype. Это система интернет-телефонии, которая при звонках с компьютера на компьютер является бесплатной, а стоимость международных звонков на обычные городские номера просто смешная: базовый тариф - 1,7 евроцента за минуту. Это порядка 70 коп., что в разы дешевле звонка по Москве из телефона-автомата. Качество связи при этом в 95% случаев достаточно хорошее. Skype может сыграть роль killer application для постоянного доступа потому, что только при наличии выделенной линии человек может всегда быть доступным для входящих звонков. Понятно, что Skype не требует очень большой полосы, но если человек во время телефонного разговора выполняет какие-то другие задачи (например, ищет справочную информацию в интернете), то лучше, чтобы канал был мощнее 128 кбит/с.

А что касается популярности видеоприложений в 2008 году, то я бы сказал, что это в основном зависит от маркетинговой стратегии компьютерных вендоров. Если Web-камера будет входить в стандартную конфигурацию ПК, как сейчас в нее входят звуковая карта и Ethernet-адаптер, то это, безусловно, будет активно способствовать росту популярности видеосвязи. Если же камеру нужно будет покупать дополнительно, то сохранится проблема зависимости спроса на видеоприложения от уровня доходов населения. У частного пользователя нет потребности в видеосвязи как таковой, это скорее дань моде, и поэтому делать какие-то прогнозы сейчас довольно затруднительно.

В. Гончаров: В Ethernet-сетях, которыми в действительности являются ДС, наиболее популярным приложением будет видео. Уже сейчас многие наши пользователи ставят Web-камеру, ведь при общении всегда приятнее видеть собеседника. Даже сейчас это не просто "модная фишка". Скажу так: из клиентов, которых я знаю, процентов шестьдесят имеют Web-камеру и пользуются ею.

Ю. Писарев: Если "убойное" приложение появится, то оно обязательно будет связано с передачей информации в реальном времени, в частности, в ходе видео-конференций. А обеспечить ее вполне сможет ADSL-линия.

В. Колдаев: Видеосвязь с помощью Web-камер, конечно, будет, но, по-моему, не как массовый сервис. Потому что Web-камерами могут пользоваться только люди, подкованные в компьютерных технологиях. Массовой услугой видеосвязь станет только тогда, когда ею можно будет воспользоваться так же просто, как обычным телефоном. А главное, надо не просто иметь компьютер, но постоянно держать его включенным. Проблему могла бы решить некая коробочка, моментально устанавливающая видеосоединение без включения компьютера. Если такое оборудование появится, то можно будет говорить даже не о видеоконференции, а именно о двусторонней видеосвязи как о том самом killer аpрlication. Но я не прогнозирую появление таких устройств до 2008 года; скорее на это потребуется лет пять.

В. Штыркин: Думаю, что и в 2008 году основной услугой будет все-таки сам по себе доступ в интернет, т.е. к многочисленному и разнообразному контенту (текстовому, графическому, игровому, аудио и видео). Что еще может побудить пользователя стать обладателем широкополосного канала? Возможно, какие-либо персональные коммуникации, т.е. применение широкополосного доступа в интернет как средства связи, например, ICQ или Skype. Кстати, я не могу полностью согласиться с прозвучавшим мнением о том, что для ICQ достаточно коммутируемой линии. По полосе пропускания - да, но моментальный обмен сообщениями тем и интересен, что ты постоянно находишься на связи. Для пользователей коммутируемого доступа, выходящих в сеть время от времени, этот вид связи не актуален.

С. Игуменов: Я не являюсь представителем поставщика услуг широкополосного доступа, но опираясь на опыт работы нашей компании - поставщика оборудования для этих услуг - более чем с двумястами операторами по всей России, также считаю, что основными сервисами до 2008 года включительно (а возможно, и в более далекой перспективе) будут голосовые приложения и доступ в интернет.

С. Белова: Мне кажется, что нет и не будет никакого killer application, которое обеспечит новый взрыв подписки на услуги широкополосного доступа. Не станут абоненты подключаться ради какого-то одного приложения. Они подключаются потому, что широкий постоянный интернет-канал сулит им определенные развлечения, решение проблем занятости и досуга, удовлетворение информационных потребностей.

Не будет killer application, а будет широкополосный интернет-канал как естественный способ сетевого доступа, коммуникаций любого типа. В цивилизованном мире это уже стало нормой, в Москве мы к этому приближаемся. Что касается видео и телевидения, то в качестве примера уникальных особенностей услуги могу привести "Стрим-ТВ". Мне кажется, главное достоинство этого проекта компании "Система Мультимедиа" состоит в интерактивности, которая по сравнению со всеми известными до сих пор телевизионными проектами обещает абоненту новое удовольствие, новое качество услуги. Новизна состоит в том, что благодаря каналу обратной связи у оператора и поставщика контента появляется очень тонкий инструмент воздействия на аудиторию. А для абонента это желанная свобода выбора, возможность персонализировать сервис в соответствии с собственными предпочтениями.

Е. Евдокименко: У нас осталась еще одна тема для обсуждения. Благодаря маркетинговой машине Intel вся телекоммуникационная общественность бредит WiMax`ом, хотя появление на рынке первых коммерческих образцов соответствующего (сертифицированного консорциумом WiMax Forum) оборудования не ожидается раньше IV квартала текущего года. Как участники круглого стола относятся к следующему тезису: "К 2008 году ни WiMax, ни уже применяемый Wi-Fi существенно ничего не изменят на российском рынке широкополосного доступа"?

Ю. Писарев: В настоящее время в России происходят на первый взгляд незаметные процессы подготовки к развертыванию WiMax. Однако эта подготовка однозначно сработает, и к 2008 году WiMax обязательно изменит картину беспроводных подключений в секторе корпоративных пользователей. Что же касается сектора частных пользователей, то очевидно, что за три года технология не успеет развиться до такого уровня, чтобы ее доля в общем количестве беспроводных подключений была хоть сколько-нибудь значима. В ближайшие три года ни Wi-Fi, ни WiMax не внесут принципиальных изменений в структуру рынка широкополосного доступа для частных пользователей.

С. Игуменов: Должен заметить, что я против причисления Wi-Fi к технологиям доступа, так как она предназначена для объединения персональных компьютеров в локальные сети без обеспечения качества обслуживания (QoS). Поэтому я считаю упоминание Wi-Fi и WiMAX в одном контексте абсолютно неверным.

Если же рассуждать о положении на рынке широкополосного доступа, которое сложится к 2008 году, то три года - слишком короткий срок для каких-либо заметных прорывов и радикальных изменений. Скорее речь может идти о формировании тенденций. Беспроводной доступ останется нишевым, однако велика вероятность того, что эта ниша в ближайшие годы начнет заметно увеличиваться. Но и в этом случае поставщики WiMAX-решений смогут рассчитывать к 2008 году максимум на 5% рынка (по количеству абоненских подключений). Да, на рынке ШБД возможно даже превалирование WiMAX, но лишь при благоприятном стечении обстоятельств. Пока же очень много неопределенностей, даже с WiMAX-сертификацией. Только три вендора в мире объявили о готовности к взаимодействию в соответствии с процедурами, установленными консорциумом WiMAX Forum. Если процесс будет развиваться так, как предполагают планы этой организации, то можно ожидать, что к 2008 году в области ШБД произойдет заметный сдвиг. Но пока полной уверенности в этом нет.

А. Милицкий: Я считаю, что WiMax и Wi-Fi следует рассматривать как технологии соответственно "последней мили" и "последнего метра". До сих пор мы говорили о "последней миле", поэтому, может быть, не следует отвлекаться на другие технологии.

Для ШБД вырисовываются две нишевые категории пользователей: мобильные и те, кто проживает или работает в регионах (местностях), которые экономически выгоднее или можно быстрее охватить радиоканалами, чем посредством любой проводной технологии.

Оба рынка являются однозначно нишевыми. Во-первых, потенциальных мобильных (кочующих) пользователей, которым нужен доступ отовсюду: из офиса, из дома, из машины, - даже среди представителей бизнеса не много. Выбор в пользу ШБД в регионах часто обуславливается тем, что при довольно высокой стоимости беспроводных технологий тянуть провод оказывается еще дороже. Однако ограниченность частотного ресурса является существенным недостатком всех беспроводных технологий, включая WiMax. Рано или поздно количество пользователей WiMax возрастет настолько, что это ограничение обернется серьезной проблемой, решить которую крайне сложно в силу дефицита частот. Здесь ШБД проигрывает оптоволокну, которое в союзе с DWDM практически не имеет пределов пропускной способности. С моей точки зрения, беспроводные решения - принципиально, на фундаментальном уровне - будут всегда дороже проводных, потому что по оптике можно подать сколько угодно.

С. Игуменов: Любая технология имеет свои ограничения. Насколько мне известно, в 25-парном кабеле для ADSL-доступа можно задействовать не более 10 пар. Больше - невозможно. Взаимовлияния просто убивают всю связь.

А. Милицкий: Но дело в том, что проблема состоит не только в ограниченности частотного ресурса, но еще и в регламенте его использования. Вы уверены, что операторы смогут получить частоты, на которых работает WiMax-оборудование?

С. Игуменов: Да, сегодня диапазоны 3,5 ГГц, а также 2,4 и 5 ГГц во многом заняты. Но постоянно появляются новые операторы и идет процесс перераспределения частот. И это нормальная среда, в которой люди работают. Более того, кто мешает оператору, работающему сегодня в диапазоне 3,5 ГГц (первые WiMax-сертифицированные системы будут работать именно в нем) на базе фирменного оборудования, перейти на WiMAX с тем же частотным планом?

В. Колдаев: WiMAX к 2008-му в первую очередь изменит сознание, т.е. эта технология сыграет такую же роль, что и GSM в эпоху господства D-AMPS. Все мы помним ситуацию 1996 года, когда большинство абонентов сотовой связи пользовалось услугами сетей D-AMPS. Тогда GSM только-только начал появляться, и люди в него поверили очень быстро. Вот и WiMAX будет в 2008-м той технологией, которая придет и изменит сознание. К 2008 году, наверное, уже будут КПК и ноутбуки с WiMAX`ом, и мы сможем подключаться к сети, находясь в машине. Я думаю, что в Москве хотя бы опытная мобильная сеть WiMAX должна появиться. В столице операторы очень быстро реагируют на новые технологии.

А. Милицкий: На мой взгляд, факт появления нового предложения на рынке сознания не меняет. Вот мне очень нравится работать в интернете со скоростью 100 Мбит/с. Я интересовался, нельзя ли мне домой кинуть оптику, - пожалуйста, но цена вопроса - 6 тыс. долл. Сильно ли изменит сознание такое предложение? Или возьмем "Скай Линк". Дороговизна трафика ограничивает потенциальную базу пользователей крупными корпоративными клиентами и отдельными жителями нетелефонизированных квартир, где к тому же нет Ethernet-провайдеров. Сознание человека может изменить доступность услуги, а не факт присутствия ее на рынке.

В. Колдаев: Но мы же рассматриваем перспективу 2008 года. Я уверен, что и предложения операторов, и платежеспособность абонентов будут другими.

В. Штыркин: Нашей компанией построены и успешно эксплуатируются сети беспроводного доступа, в том числе и в ряде регионов. Действительно, сегодня это нишевый продукт и пока рано говорить о массовом распространении. Но я не согласен с утверждением, что к 2008 году WiMAX существенно ничего не изменит на российском рынке широкополосного доступа. "Голден Телеком" с большим интересом приглядывается к этой технологии и ко всему, что с ней связано. Так что давайте с оптимизмом смотреть в будущее WiMAX.

Е. Евдокименко: Вот и отлично! На этой оптимистичной ноте я предлагаю и завершить нашу сегодняшнюю беседу. Хотя интересующимся WiMAX`ом следует помнить, что в июле начнется сертификация систем для диапазона 3,5 ГГц. И, по моему прогнозу, первые два года в России использовать WiMAX-сертифицированные системы смогут только те компании, которые уже имеют частоты в этом проблемном диапазоне. Когда можно ожидать сертифицированных систем для диапазона 5 ГГц - самого подходящего для России, - пока не знает никто.

С. Игуменов: Думаю, есть большая вероятность того, что к 2008 году на рынке уже появятся WiMAX-сертифицированные системы, работающие в диапазоне 5 ГГц.

Е. Евдокименко: Лично я в этом не сомневаюсь.



07.09.2007
www.cedicom.ru

Док. 588063
Перв. публик.: 07.09.07
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Гончаров Виталий Анатольевич
  • Гончаров Виталий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``