В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шпага 12-летнего Марка Мидлера кормила его семью Назад
Шпага 12-летнего Марка Мидлера кормила его семью
Благодаря фехтованию Марк Мидлер стал с двенадцати лет зарабатывать на хлеб и добился таких успехов, о которых можно только мечтать. Он - участник одиннадцати Олимпиад, в том числе и первой для советской сборной - Хельсинкской. На четырех выступал как спортсмен, на всех последующих, кроме Монреальской в 1976 году и Лос-Анджелесской - в 1984-м, в которой мы не участвовали из-за бойкота, - как тренер сборной страны по фехтованию. Еще он был капитаном знаменитой четверки рапиристов (Мидлер, Жданович, Свешников и Сисикин), заставлявшей с 1959 по 1966 годы трепетать весь фехтовальный мир. Восемь побед подряд этого звездного квартета на Олимпиадах и Чемпионатах мира остаются непревзойденными по сей день. О Марке Мидлере можно рассказывать долго и интересно. Еще интереснее слушать его самого.
В фехтование нас заманивали булочками
- В детстве, как и многие мальчишки моего довоенного поколения, - вспоминает Марк Петрович, - я мечтал быть футболистом. Чтобы как отец, играть за московское "Динамо". Мне тогда казалось, что лучшей команды и лучшего вида спорта нет, и я не раз себе представлял как однажды тоже выйду на поле под рев переполненных трибун. Но со временем мои спортивные интересы расширились. Появился хоккей, шахматы, баскетбол (я даже был чемпионом Москвы в составе команды Дзержинского района), а в итоге остановил свой выбор на фехтовании. Произошло это в 1943-м году. Однажды на перемене ко мне подошел товарищ и сообщил, что на базе нашей 234-й школы открылась секция по фехтованию. Ну и что из этого, - сказал я ему. А то, что после каждой тренировки тренер бесплатно раздает всем булочки, - ответил он мне. Булочки - это был серьезный аргумент в пользу фехтования.
Кстати, товарища подбросившего мне эту идею, звали Лев Кузнецов. В 1956 году он первым из советских фехтовальщиков добьется олимпийской награды и завоюет в Мельбурне бронзовую медаль. А тренера, заманившего нас к себе в группу булочками - Раиса Ивановна Чернышова. Позже выяснится, что это родная сестра хоккейного мэтра Аркадия Чернышова и жена одного из братьев Аркадьевых - Виталия, которого в фехтовании многие называли не иначе как Станиславский. Другой его брат-близнец, Борис - был столь же известен и как тренер-новатор в футбольных кругах. Его книги "Тактика игры" и "Игра полузащитников" и по сей день используются как пособия при подготовке футбольных специалистов. Это ведь он написал в свое время, что "каждый футболист на любой позиции должен уметь делать все как минимум на четыре балла, а свое амплуа выполнять на пять". Уже потом выведенная им формула перекочует от нас в Европу и вернется назад под маркой голландского тотального футбола.
- Выходит, с наставниками прямыми и косвенными вам, Марк Петрович, действительно повезло?
- Это были не просто наставники, а тренеры-интеллектуалы, заставлявшие мыслить спортсменов. В их доме - они жили все в коммуналке в Большом Каретном переулке (сейчас этот дом известен больше как дом Высоцкого) можно было встретить очень многих известных людей. Я вам больше скажу, мне повезло не только с наставниками, но и с друзьями, с которыми рос и учился. Многие из них потом стали известными спортсменами, учеными, артистами и так далее. Мы конкурировали друг с другом. Я стремился быть лучше их в спорте, они, соответственно, лучше меня в чем-то другом. Это позволяло добиваться определенных успехов. И привилегий, если хотите. Это у нынешнего поколения нет особых проблем ни с питанием, ни с одеждой и обувью. Были бы у родителей деньги. А тогда, во время войны, многих спасали рабочие карточки. По специальному постановлению правительства их выдавали не только работающим на производстве, но и подающим надежды в спорте или искусстве детям. Мне, как чемпиону Москвы среди юниоров по фехтованию, тоже положена была своя продовольственная карточка. По ней наша семья - мама, дедушка, бабушка, тетя и младший брат (отец - служил в армии) получала в специальном магазине продукты: мясо, рыбу, крупу, масло и даже красную икру.
Хельсинки, Мельбурн, Рим, Токио и так далее... почти без остановок
В сборную страны Марк Мидлер попал в 20 лет. Через год, в 52-м, его ждала поездка на Олимпиаду в Хельсинки - самую первую для советских спортсменов. Он испытывал не только гордость - ведь был самым молодым в команде, но и ответственность, понимая, что на карту поставлен престиж страны и в случае провала никто по головке его не погладит. А вот наказать могут. Так что готовиться приходилось очень серьезно. Накануне, перед отъездом, всю сборную еще раз как следует проинструктировали, каждому члену команды определили рабочую специальность и рассказали, как нужно себя вести в той или иной ситуации.
- И как же?
Ходить по Хельсинки нам рекомендовали минимум по трое, а разговаривать только с членами делегаций дружественных нам стран. Особое внимание обращалось на то, чтобы мы не вступали в контакты с югославами и тем более с представителями капстран. И вот представьте себе ситуацию...

СЕРГЕЙ МАСЛЮК,
информационное агентство "АиФ-Новости"

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ МИДЛЕРОМ (КАК И ТЕКСТЫ ВСЕХ ИНТЕРВЬЮ НА САЙТЕ http://news.aif.ru/) ПОЛУЧАТ ПОДПИСЧИКИ ЛЕНТЫ "АиФ-НЕПОЛИТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ"


5 октября 2001

Док. 587985
Перв. публик.: 15.10.01
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Мидлер Марк Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``