В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Гамалей: Спектакль Бахчисарайский фонтан Назад
Юрий Гамалей: Спектакль Бахчисарайский фонтан
Дирижер Юрий Всеволодович Гамалей, юбилей которого Мариинка празднует ныне "Бахчисарайским фонтаном", - уникальная личность. Я видела, как он в Петербургской консерватории преподавал студентам-хореографам чтение партитур. Он делал так. Раздавал партитуры. Потом садился за рояль и говорил: "У меня в нотах - опечатка. Сейчас я сыграю, и вы скажете - где". И это при том, что на кафедру хореографии поступали люди, не всегда уверенные, с какого конца открывать рояль - с широкого или узкого.

Юрий Гамалей - одна из ключевых фигур недолгой советской балетной оттепели 1960-х. Как оказалось потом, советский балет тогда плодоносил в последний раз - великими хореографами, великими танцовщиками и великими спектаклями. В художественное поколение их сплавила одна, но жаркая мысль о том, что балет - это прежде всего музыка и ноги. То есть динамика линий. Такой максимализм быстро сдул со сцены кинематографическую пантомиму, пышные, исторически выдержанные костюмы, бутафорские колонны, душные драпировки - словом, все, чем так подробно и вкусно обставлен хит 1930-х годов "Бахчисарайский фонтан".

Балетным радикалам очень повезло. Им прикрывали тыл фундаментальнейшие знатоки своего дела, "старая школа", с академической выучкой и годами традиционной практики. И это решило исход битвы. Работы младореформаторов выглядели соблазнительно "хорошо сделанными", "готовыми" - что и заставило считаться в итоге с их манифестами. В 1957 году был показан "Каменный цветок" хореографа Юрия Григоровича. Дизайн делал Симон Вирсаладзе. А музыку умершего в 1953-м Сергея Прокофьева готовил к премьере дирижер Гамалей. Его работа была очень похожа на работу средневековых китайских хирургов, которые могли собрать воедино расколотый кувшин, не вынимая его из завязанного мешка. Вот так и началась оттепель. Захватив театр, восставшие двинулись на штурм учебных заведений - чтобы немедленно начать промышленное производство рекрутов, заточенных под новое искусство. В Ленинградской консерватории открыли отделение для хореографов. Чтобы научить обращаться с партитурами, строить танец сообразно нотам и вообще пропитать хорошей музыкой. Поверженные вожди старого "сталинского балета" затравленно скалились из московского ГИТИСа - там кафедру балетмейстеров держал под пятой Ростислав Захаров, автор того самого "Бахчисарайского фонтана".

Теперь, словом, вы понимаете, что "Бахчисарайский фонтан" в честь Юрия Гамалея - это как минимум странно с точки зрения истории искусств. Но не с простой человеческой. Потому что Юрий Гамалей еще и написал мемуары. Так вот. "Бахчисарайский фонтан" - это не тяжкие бутафорские косы, пришпиленные к балерине в шальварах, и легкое платьице, надетое на другую потому, что сам товарищ Сталин на одном из правительственных концертов посоветовал как-то московской приме О.В.Лепешинской танцевать в платье, "чтобы было видно фигуру". С точки зрения биографии, это не "сталинский балет". Это детство: Кировский театр, детский хор ангелов в "Щелкунчике", дебюты Улановой. Потерянный рай. На юбилее дирижера Юрия Гамалея частная биография победила общую идеологию неизвестным истории искусств способом.

www.afisha.ru

04.10.2006

Док. 587902
Перв. публик.: 04.10.06
Последн. ред.: 07.09.09
Число обращений: 0

  • Гамалей Юрий Всеволодович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``